Работа по формированию грамматического строя речи
консультация (подготовительная группа) на тему

Злобина Анастасия Анатольевна

Когда ребёнок в 5-6 лет говорит  «окны» вместо «окна»,  «два пени» вместо «два пня», «»пять воробеев» вместо «пять воробьёв», это отклонения от нормы, требующие для своего устранения специальной помощи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_po_formirovaniyu_grammaticheskogo_stroya_rechi.docx16.32 КБ

Предварительный просмотр:

Работа по формированию грамматического строя речи у детей 5-6 лет

Злобина Анастасия Анатольевна, учитель-логопед первой квалификационной категории МДОУ ДС №4 пгт. Кокуй

     Когда ребёнок в 5-6 лет говорит  «окны» вместо «окна»,  «два пени» вместо «два пня», «»пять воробеев» вместо «пять воробьёв», это отклонения от нормы, требующие для своего устранения специальной помощи.

     В ходе специальных занятий у детей формируются грамматические стереотипы, которые должны явиться фундаментом для овладения ребёнком языковыми нормами. Приведём некоторые приёмы работы по преодолению аграмматизмов в устной речи детей.

Образование множественного числа имён существительных.

Нужно отработать разные типы окончаний имён существительных множественного числа, так как именно многообразие этих окончаний и создаёт трудности. Сделать это нужно в процессе специальных упражнений, напоминающих игру в слова. При этом взрослый называет одно за другим имена существительные в единственном числе, а ребёнок – во множественном. Для лучшего запоминания ребёнком правильных грамматических форм слова группируются по сходству окончаний множественного числа:

стол – столы        дом – дома        стул – стулья шкаф – шкафы        глаз – глаза                лист – листья двор – дворы        город – города        дерево – деревья

Особое внимание нужно обратить на слова, в которых происходит выпадение гласного звука в корне слова (носок – носки, день – дни), а также, в которых имеется чередование согласных (ухо – уши). Здесь необходимо большее число повторений.

Согласование существительных с числительными.

     Как и в примерах, приведённых выше, здесь особенно важно помочь ребёнку овладеть многообразием окончаний имён существительных в сочетании с числительными. В ходе упражнений взрослый произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребёнок в ответ называет это же самое существительное, но уже в сочетании с числительным «пять» (или два, три, четыре)

один дом – два дома, пять домов один стол – два стола, пять столов один жук – два жука, пять жуков один заяц – два зайца, пять зайцев

один палец – два пальца, пять пальцев одно платье – два платья, пять платьев

Можно надеяться, что после всех этих упражнений ребёнок сможет в дальнейшем правильно употреблять в своей речи и окончания не встретившихся в упражнениях имён существительных. Например, по аналогии с сочетанием «пять телят» он сможет правильно сказать и «пять оленят», «пять слонят» и т.д. Необходимо обратить внимание ребёнка и на согласование существительных с числительными «один», «одна», «одно», «два», «две» в зависимости от рода существительных:

одна книга, но один заяц, одно яблоко

две картинки, но два карандаша, два колеса.

Согласование прилагательных с существительными.

Здесь важно помочь ребёнку овладеть навыком правильного употребления окончаний имён прилагательных при их согласовании с именами существительными. Эти окончания будут различными в зависимости от рода имён существительных (мужского, женского, среднего), а также от числа (множественного  или  единственного).  Ребёнку  можно  предложить  поиграть  в

«красное», «сладкое» или «лесное». При игре, например, в «лесное» взрослый спрашивает: «Малина какая?» Ребёнок отвечает: «Малина лесная». Взрослый: «А орех - какой?» (лесной)  «А  озеро  – какое?» (лесное) и т.д. В дальнейшем можно,

наоборот предлагать ребёнку имя прилагательное с уже заданным окончанием, к которому ребёнок должен подобрать подходящие существительные. Например, взрослый спрашивает: «О чём можно сказать «зелёное»? (яблоко, дерево, платье,

…) Взрослый: «А о чём можно сказать «зелёная»? (трава, лента, …) Эти упражнения нужно продолжать до тех пор, пока ребёнок не перестанет допускать ошибки в окончаниях имён прилагательных.

Работа над правильным употреблением предлогов.

Здесь прежде всего важно помочь ребёнку усвоить смысловое значение каждого предлога, так как только при этом условии он сможет правильно употреблять их в своей речи. Ребёнку постепенно объясняют, что «на» - это значит на поверхности чего-то (на столе, на тумбочке, на шкафу); «в» - это значит внутри чего-то (в столе, в тумбочке, в шкафу); «под» - это значит внизу под чем-то (под столом, под тумбочкой, под шкафом) и т.д. Всё это, конечно, объясняется не в один приём.

Значение каждого предлога объясняется отдельно, причём объяснение сопровождается обязательно наглядным и неоднократным показом на конкретных предметах. Чтобы выяснить, насколько ребёнок усвоил значение предлогов, ему предлагается молча выполнить такие, например, поручения: положить книгу на стол, в тумбочку, под шкаф и т.д. Безошибочное выполнение этих поручений будет свидетельствовать об усвоении ребёнком значений предлогов. Только после этого можно переходить к упражнениям на правильное употребление предлогов самим ребёнком.

В ходе этих упражнений ребёнок отвечает на вопросы взрослого, стараясь при этом правильно употреблять в своей речи предлоги. Взрослый, например, спрашивает: «Где лежит книга?» (местоположение книги постоянно меняется). Ребёнок отвечает, что книга лежит «на столе», «в шкафу», «в тумбочке», «на полу» и т.п. Примерно так же отрабатываются и все остальные предлоги. Обращается внимание на различие окончаний существительных, употреблённых с одним и тем же предлогом («на столе», но «на полу»). В другом варианте упражнений можно взять два предмета (например, карандаш и книгу) и по-разному располагать их в пространстве по отношению друг к другу. Карандаш кладётся то на книгу, то под книгу, то в книгу и т.п. Ребёнок должен каждый раз говорить, где находится карандаш, употребляя при этом нужный предлог. Упражнения продолжаются до полного исчезновения ошибок при употреблении предлогов. Для лучшего усвоения значений предлогов очень полезны так же упражнения в последовательном употреблении предлогов с противоположным значением: карандаш кладут на коробку - карандаш берут с коробки;

карандаш кладут в коробку – карандаш берут из коробки.

Так проводится работа с пространственными предлогами, значение которых можно объяснить достаточно наглядно. Но постепенно в упражнения нужно включать и другие предлоги. Например, ребёнку предлагается ответить на вопрос о том, с чем можно пить чай. Далее ребёнку можно предложить ответить на вопросы: «С чем можно сделать бутерброд?», «Из чего можно сделать игрушки?» и т.п.

После такой целенаправленной, систематической и настойчивой работы аграмматизмы в детской речи исчезают, ребёнок овладевает языковыми нормами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Циклограмма работы по формированию грамматического строя речи в старшем дошкольном возрасте

Система работы по формированию граматического строя речи в старшем дошкольном возрасте (для работы с детьми с ОНР и нормой речевого развития)...

Презентация компьютерных игр (заданий) в работе по формированию грамматического строя речи

Мы попытались разработать простые компьютерные игры, позволяющие вести работу по совершенствованию грамматического строя  речи с детьми, страдающими ОНР. В работе по созданию игр было использован...

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ ВЗРОСЛОГО С ДЕТЬМИ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, - одна из важных задач в общей с...

Система работы по формированию грамматического строя речи в младшем дошкольном возрасте

Формирование грамматического строя языка ребенка – важнейшее условие его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии его мышления, ...

основные направления работы по формированию грамматического строя речи у дошкольников

основные направления  работы по формированию грамматического строя речи дошкольника...

Система работы по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста. Из опыта работы

Представленный материал может использоваться учителями-логопедами, воспитателями дошкольных организаций для проведения коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста по разделу "Формиро...

ОПЫТ РАБОТЫ «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ С ДЕТЬМИ С ОВЗ»

Формирование грамматического строя речи — это длительный и трудоемкий процесс. Чтобы усвоить грамматически правильную речь, следует правильно говорить.  В своей работе я применяю тематическ...