Консультация для родителей "Воспитание детей - кнут и пряник"
консультация на тему
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Воспитание детей – кнут и пряник»
Воспитатель: Мухаматуллина Ю.Р.
2019 г
Все мы для воспитания детей применяем поощрение и наказание. И поскольку третьего не дано, приходится развиваться не в ширь, а в глубь – учиться виртуозно использовать кнут и пряник.
Для начала попытаемся понять – что такое поощрение и наказание. Оказывается, даже на этом уровне не всё так ясно, как кажется.
Поощрение – это не всегда то, что считаем наградой мы – родители. Это то, что воспринимают как награду наши дети. Похвала и одобрение взрослых доставляют ребёнку огромную радость, он чувствует, что его любят. И, конечно, ему хочется подольше удержать это чувство и почаще переживать его в будущем.
То же самое с наказанием – это не действие со стороны родителей, это то, что происходит в ребёнке. То, что он при этом переживает – неприятное, давящее чувство стыда и унижения, от которого ему хочется, как можно скорее избавиться и никогда более не переживать.
Психологи утверждают, что поощрение важнее и его доля в воспитании должна быть больше. Наказание же надо использовать как особую меру воздействия. Его эффективность тем выше, чем реже оно применяется.
Метод пряника
Младенец получает от нас положительное подкрепление, видя нашу радостную улыбку, слушая ласковый голос, ощущая прикосновение заботливых рук. Но когда дети подрастают, мы начинаем думать, что важнее, более действенны запреты, порицания, замечания, наказания. А это приводит к обратному эффекту – ребёнок или замыкается в себе, или пытается противостоять нам.
Поощрение ориентирует ребёнка на хорошие действия и закрепляет их. Поэтому особое внимание необходимо уделять похвале за совершенное ребенком усилие. К каким результатам он пришел, значения не имеет, важно отметить его попытку, его старание осуществить действие или поступок. В этом есть очень важный психологический момент. Всякой успешной деятельности присуща особенность – ощущение успеха, радости собственного достижения, которые сами собой являются наградой, поощрением. Наша задача – научить радоваться успеху. Внешнее родительское поощрение должно подкреплять и усиливать внутреннее удовлетворение от проделанной ребенком работы.
Но хочется предостеречь от поощрений такого рода: хорошо ведешь себя – получай подарок, сладости. Поощрения не должны носить характер подкупа, потому что в сознание детей внедряется представление о том, что важно только получить награду, а то, каким образом она была получена – значения не имеет.
Неверна также позиция, когда в качестве награды ребенок освобождается от выполнения некоторой домашней работы. Это формирует представление о том, что всякая работа, всякое усилие – дело очень неприятное.
Лучшая награда для ребенка – сознание того, что он принес радость любимым людям, а подарок в придачу – лишь символизирует это.
Метод кнута
Чтобы наказание возымело действие, ребенок должен пережить чувство вины. Ему надо осознать, что он неким образом нарушил хорошие взаимоотношения с нами. Без этого чувства наказание всего лишь открытый акт насилия, бессмысленное терзание, либо напрасная трата энергии. Оно не является воспитанием. Хуже того, весь возбуждаемый в ребенке негативный эмоциональный заряд обращается против того, кто так “хладнокровно” наказывает, то есть на нас.
Педагоги утверждают, что наказание имеет тройное значение.
1. Оно должно исправить вред, причиненный дурным поведением. И ребенок обязан убрать небрежно разбросанные вещи, починить по возможности сломанную или разбитую вещь. Из своих карманных денег хотя бы частично возместить стоимость причиненного кому-либо ущерба.
2. Наказание способствует тому, чтобы такие действия не повторялись. Оно имеет отпугивающий, устрашающий смысл.
3. Но главное его значение заключается в снятии вины. «Провинность» представляет собой определенное отчуждение, преграду, неуверенность во взаимоотношениях с провинившимся. Но наказание должно смыть эту вину, а мы должны простить своё чадо и помириться с ним.
Если за любую ошибку ребенка ждет наказание и ничего больше, ребенок не научится правильному поведению. Кроме того, он будет бояться того, кто наказывает, стремиться обмануть его, чтобы избежать наказания. Но если за каждый маленький успех хвалить и ободрять его, появится надежда, что он будет работать с удовольствием и полной отдачей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "Кнут или пряник?"
Тот, кто правильно указывает намои ошибки, - мой учитель; тот, ктоправильно отмечает мои верные поступки, - мой друг, тот, кто мнельстит, - мой враг.Сюнь-цзы,Древнекитайск...
"кнут и пряник" или как нельзя наказывать ребенка
Воспитание ребенка дошкольного возраста складывается не только из положительных авспектов взаимоотношений (одобренпие, похвала, поощрение), но и из отрицательных (порицание, запрет, наказание). ...
Кнут или пряник?
Поощрение и наказание – какой метод эффективнее и что выбрать? Но нельзя исключать, ни то, ни другое – это всего лишь две стороны одной медали, которая называется «успешное воспитание». И чтобы эта ме...
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. ПООЩРЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ: КНУТ ИЛИ ПРЯНИК?
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. ПООЩРЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ: КНУТ ИЛИ ПРЯНИК?...
"Кнут и пряник"
Как правильно хвалить и наказывать ребенка....
проект «Методы стимулирования поведения и деятельности. Кнут или пряник?»
В настоящее время усиливаются жалобы родителей на детскую неуправляемость, агрессивность, грубость. И ничего странного: ведь не построив, как следует, систему поощрения и наказаний, родители лишаются ...
Родительское собрание на тему «Кнут или пряник. Наказания и поощрения в воспитании детей»
Цель: расширение представлений родителей о влиянии различных поощрений и наказаний на детей и о разнообразии способов воздействия для коррекции поведения....