Заблуждения о работе учителя - логопеда.
консультация (старшая группа) на тему
Так получилось, что профессия учителя - логопеда овеяна множеством разных заблуждений и мифов. Поэтому, предлагаю разобраться и выяснить, кто же такой на самом деле этот специалист и в чем заключается его работа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_zabluzhdeniya_o_rabote_logopeda.docx | 19.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Заблуждения о работе логопеда.
Статью подготовила: учитель – логопед Переберина Е.Д.
Так получилось, что профессия логопеда овеяна множеством заблуждений, поэтому предлагаем разобраться и выяснить, кто же такой на самом деле этот специалист и в чем заключается его работа.
Заблуждение № 1. «Зачем заниматься с логопедом, все равно рано или поздно ребенок заговорит?». Или «Он умеет разговаривать, просто не хочет». Это одни из самых распространенных заблуждений. Если ребенок не говорит, то, наверное, есть для этого причина. Причин для отсутствия речи может быть очень много. Это и заболевания нервной системы, и дефекты в строении органов артикуляции, проблемы со слухом и восприятием речи, заболевания матери во время беременности, гипоксия и долгий безводный период во время родов. Чтобы узнать настоящую причину – ребенку необходимо пройти обследование у специалистов. Из этой же серии утешительные советы бабушек, знакомых и соседок: «Мальчишки вообще позже начинают говорить», «Зато всё понимает, взгляд какой смышлёный» и пр. А потом пяти, а то и шестилетнего ребёнка с «кашей» во рту приводят к специалисту и просят подготовить к школе. И оказывается, что время упущено. Иногда, даже за несколько лет упорной работы логопеда, речь ребенка не соответствует возрасту, а в школе успеваемость по чтению и письму очень низкая, что сказывается при усвоении необходимых школьных знаний.
Заблуждение № 2. Задача логопеда — только коррекция звуков. Очень часто родители приводят своего ребенка к логопеду только для того, чтобы поставить звук [Р] и удивляются, когда при диагностике логопед находит другие проблемы (ребенок не различает звуки на слух или имеет нарушения грамматического строя речи). Мало кто замечает аграмматизмы, недоразвитие слоговой структуры, не сформированность связной речи. Некоторые родители относят нарушения к возрастным особенностям и считают, что это исправится, само собой. Но это не так. Звуковая сторона речи – это наиболее очевидная и заметная сторона речи ребенка. Логопед- это специалист с широкими возможностями. Он занимается не столько постановкой звуков, сколько комплексной диагностикой, исправлением, профилактикой речевых нарушений и нарушений коммуникации в целом. Это и развитие фонематического восприятия, что важно для правильного и грамотного письма, и обогащением словарного запаса, развитие связной речи, обучение грамоте, чтению и письму.
Заблуждение № 3. В работе логопеда не ничего сложного. Каждая мама, прочитав 2-3 книги по логопедии, считает себя вполне компетентной, что может сама ставить звуки. На самом деле это большое заблуждение, и многие убеждаются в этом, когда сталкиваются с трудностями. Получается не так, как написано в книге, звуки не ставятся, а иногда ставятся неправильно, очень частая ошибка, когда у ребенка закрепляется неправильное произношение звуков. Как результат, логопеду приходится переучивать ребенка, что намного труднее, чем обучать «с нуля» и самодеятельность здесь – не лучший вариант. Родители – неспециалисты, не могут быть твёрдо уверены, что их собственное звукопроизношение, их фонематический слух идеальны, что тот или иной звук произносится именно так. Ребёнок будет усердно стараться, находя то положение языка, при котором звук «похож» на правильный. Родители рады – сами справились! Не рад лишь один логопед: он знает, что с этого «почти правильного» звука на окончательно правильный перейти будет в десять раз сложнее, чем до самодеятельных занятий. Необходимо проконсультироваться со специалистом, чтобы он показал родителям нужный звук и объяснил, как его произносить. А уж повторять пройденное можно и самостоятельно – с книжками.
Заблуждение № 4. Работа логопеда быстрая и не требует усилий со стороны родителей. Данное заблуждение обусловлено тем, что многие родители услышали от других родителей, как их ребенку поставили звук за 1 – 2 занятия, не прилагая никаких усилий. И ожидают такого же результата для своего ребенка. Но нужно понимать, что все дети разные и такое бывает очень редко. Бывает, что ребенку просто нужно показать, как правильно произнести тот или иной звук. Это при условии, что у ребенка хорошо развита моторика артикуляционного аппарата, речевое дыхание, фонематический слух и нет других проблем, как например, укороченная подъязычная уздечка. Но чаще всего работа с логопедом длится несколько месяцев.
Эффективность работы логопеда так же напрямую зависит от заинтересованности родителей в конечном результате. Для достижения максимально быстрого эффекта необходимо регулярное выполнение домашний заданий, которые дает логопед. В дошкольном возрасте родители для ребенка непререкаемый авторитет и, если они включаются в логопедическую работу, у него появляется мотивация по отношению к занятиям. А это положительно влияет на результаты работы. Если же родители не принимают участия, то работа логопеда становится очень продолжительной, результаты не такие быстрые, как хотелось бы. И родители считают, что данный специалист просто некомпетентен или «разводит» на деньги.
Заблуждение № 5. Нарушения речи передаются по наследству. Когда в семье растет ребенок с нарушенным речевым развитием, всегда найдутся люди, которые станут искать причину этого в наследственности. Тут и папе может достаться («да он заговорил только в 5 лет, отсюда и проблемы»), и мама в стороне не останется («ты букву Р до школы не выговаривала, что ж удивляться-то.»). На самом деле, большинство нарушений речи прямо по наследству не передаются, а передается лишь предрасположенность к этому. Яркий пример можно привести с заиканием. Если один из родителей заикается, то это вовсе не означает, что родившийся малыш будет непременно заикаться. Однако особенности нервной системы, эмоционально-волевой сферы, свойства темперамента и т.д. по наследству могут передаться, и в будущем при возникновении стрессовой ситуации вполне возможно, спровоцируют заикание. Если у ребенка уже выявили проблемы в речевом развитии, то винить наследственность в этом нужно в последнюю очередь. Да и нужно ли? Нужно лишь знать, что неблагоприятная наследственность в плане речи – это не приговор, нужно создавать условия для гармоничного развития.
Заблуждение № 6. Телевизор и развивающие компьютерные программы полезны для развития речи. Несколько раз встречалась с тем, что мамы стимулируют и поощряют просмотр неговорящими детьми телевизора, «чтобы скорее заговорил». Но дело в том, что весёлая картинка, которая двигается, издаёт звуки и говорит, не мотивирует ребёнка озвучивать эту картинку. Когда малыш рассматривает карточки и рисунки в книге или держит в руках резинового зайчика и машинку, то ему приходится «заставлять» этих персонажей звучать — вслух или мысленно. Сначала ребёнок издаёт простые звуки — «мяу-мяу», «би-би-би», а попозже, когда появляются в речи глаголы, сюжеты и «речь» игрушек и картинок усложняется. А с телевизором никаких усилий не нужно: зайчики, паровозики и прочие обитатели детского мира прекрасно сами общаются, рассказывают чудесные истории и двигаются. Малышу остаётся только наблюдать. Он и наблюдает пассивно. И развивается — тоже пассивно. Ребёнок скорее заговорит, если общаться с ним, рассматривать вместе игрушки и рассказывать про всё, что он видит.
Заблуждение № 7. Логопед работает только с детьми. Достаточно часто встречаются случаи, когда у взрослых остаются дефекты речи (картавость, шепелявость) не исправленные в детстве. Причины могут быть разные: была укорочена уздечка и не было возможности ее подрезать, родители не нашли логопеда своевременно или не замечали неправильного произношения, а может, у ребенка был «трудный» характер и родителям не удалось уговорить его заниматься с логопедом. И существует ошибочное заблуждение, что логопеды не работают со взрослыми людьми. На самом деле это не так. Логопед – это специалист, который работает с людьми любого возраста. Однако чаще всего из-за стеснительности и деликатности вопроса, люди с дефектами речи не обращаются к специалистам.
Что может сделать логопед, чтобы вернуть взрослого к полноценному общению? Работа со взрослым начинается с полной диагностики дефекта: выявление причин нарушения речи, разработка индивидуальной программы коррекции. В случаях, когда анамнез связан с какими-то психическими или физиологическими особенностями, предлагается взаимодействие с дополнительными специалистами. Пройдя курс у логопеда взрослые избавляются от заикания, перестают шепелявить и т.д. Не всегда это происходит быстро, так как речь взрослого человека уже сформировалась и выработались определенные привычки, от которых избавиться бывает трудно, но практически для каждого, кто посещал логопедические занятия, всё оканчивается успешно.
Заблуждение № 8. Занятия с репетиром по иностранным языкам ускоряют процесс развития речи. Зачастую родители (разумеется, из лучших побуждений) хотят научить ребёнка всему и как можно раньше. Но перед тем как вести чадо в очередной развивающий центр, задайте себе вопрос: с какой целью? Если хотите, чтобы ребёнок серьёзно изучал язык, ему нужны индивидуальные занятия с педагогом. Но в таком случае необходимо проконсультироваться с логопедом. Если ещё не все «наши» звуки поставлены, а параллельно начинается изучение другого языка, ребёнок может просто запутаться в звукопроизношении. Ведь один и тот звук в русском, английском или французском может иметь разную артикуляцию.
«Облегчённое» обучение иностранному языку в группе со стишками-песенками на произношение вряд ли повлияет, но и практической пользы тоже не принесёт. С таких занятий дети обычно выносят пару фраз, десяток слов, не более. А к моменту, когда иностранный язык действительно нужен, дети уже ничего не помнят. Так как эти знания не использовались на практике.
Подводя итог данной статьи, хочется отметить, что логопед – это не волшебник и у него нет волшебной палочки, которая решит все проблемы в один миг. Если Вы хотите, чтобы Ваш ребенок в будущем раскрылся как личность, в первую очередь научите ребенка грамотно и красиво говорить. Правильная речь необходима любому человеку. Неправильная, скудная речь ребенка затрудняет его общение с окружающим миром, отражается на его общем развитии, характере, а в будущем может быть причиной плохой успеваемости в школе. Речь отца, матери и всех членов семьи – это первый образец, которому подражает ребенок. Родители! Вы – первые учителя родного языка для своего ребенка! И лучше один раз сходить и проконсультироваться со специалистом по всем волнующим Вас вопросам, чем потом годами исправлять ошибки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы учителя-логопеда МАДОУ № 38 – Шнырковой С.А. (из опыта работы) Тема: «Современные образовательные технологии в деятельности учителя-логопеда»
Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности. Такой человек легко вступает в общение, он может внятно выражать свои мысли. Хорош...
Опыт работы учителя-логопеда МАДОУ № 38 – Фень Е.В. (из опыта работы) Тема: «Современные образовательные технологии в деятельности учителя-логопеда»
Содержание:1.Актуальность.2. Содержание.3. Приложение....
Сообщение из опыта работы «Современные технологии в работе учителя-логопеда» представила материал по теме: «Использование игр с песком на занятиях учителя-логопеда в коррекции речевых недостатков у детей 6-7 лет».
В материале представлены приемы, используемые в коррекции речевых нарушений детей через метод песочной терапии. Метод позволяет в процессе коррекционного обучения обучать поддерживать у де...
Годовой план работы учителя-логопеда по самообразованию. «Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда»
Тема: «Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда»Цель: повысить свой профессиональный уровеньЗадачи:1. Изучение современных подходов по...
Отзыв о представленном опыте работы учителя-логопеда Ломановой Ирины Николаевны МДОУ «Д/с Стрежевой» СП «Росинка» в рамках работы городской группы «Учителей-логопедов»
Выступление И.Н. Ломановой отличалось актуальностью выбранной темы, лаконичностью, продуманностью. Представленный материал был содержательным, насыщенным и доступным....
Отзыв о представленном опыте работы учителя-логопеда Ломановой Ирины Николаевны МДОУ «Д/с Стрежевой» СП «Росинка» в рамках работы городской группы «Учителей-логопедов» тема представленного опыта «Организация коррекционной работы с использованием методи
Данная тема опыта работы очень актуальна, так как с каждым годом растёт количество детей с речевыми расстройствами. Об этом же и говорит Ирина Николаевна, что в последнее время неуклонно увеличивается...
Инновационные технологии в работе учителя-логопеда "Использование элементов мозжечковой стимуляции в работе учителя - логопеда"
Использование элементов мозжечковой стимуляции в работе учителя-логопеда...