Статья «Возможности учреждения дополнительного образования в профессиональной ориентации учащихся» 2018 г.
статья по теме
Статья «Возможности учреждения дополнительного образования в профессиональной ориентации учащихся» в материалах V Международной научно-практической конференции педагогических работников профессионального образования «Комплексный подход как основа подготовки конкурентоспособных выпускников» (2018 г.).
Возможности взаимодействия образовательных учреждений города и учреждений дополнительного образования пока еще не получили должного развития, хотя эффективность такого взаимодействия очевидна.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ВОЗМОЖНОСТИ
УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ
Коваленко Ольга Леонидовна,
Кузнецов Сергей Валентинович,
МБУ ДО «Дом творчества «Вектор»
г. Новокузнецк
Возможности взаимодействия образовательных учреждений города и учреждений дополнительного образования пока еще получили должного развития, хотя эффективность такого взаимодействия очевидна.
В доме творчества «Вектор» Орджоникидзевского района г. Новокузнецка реализуются дополнительные общеобразовательные программы различной направленности, благодаря чему создаются условия для осуществления профессиональной работы с учащимися учреждения.
В условиях дополнительного образования при работе со школьниками основной формой профориентационной работы является профессиональное информирование учащихся с целью их ознакомления с характером работы по некоторым профессиям, представленным в учебном плане организации, для реализации которых созданы кадровые и материально-технические условия и программно-методическое обеспечение.
Возможности дополнительного образования таковы, что они позволяют создать условия в неформальной обстановке, непринужденно ввести учащихся в мир той или иной профессии. Кроме того, учащиеся, выбирая то или иное объединение, имеют право выбора той деятельности, когда учитываются интересы, склонности и способности каждого ребенка.
По мнению Е. А. Климова, «человек более успешен в той деятельности, которая ему интересна», а дополнительное образование как раз предполагает занятие по интересам, в соответствии со склонностями ребенка [1].
В доме творчества «Вектор» реализуются дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы, создающие возможность для ознакомления с миром профессий, в том числе, своеобразную профессиональную практику, т.к. дети включаются в практическую деятельность. Тем самым, в процессе организованной образовательной деятельности реализуются такие функции дополнительного образования в профессиональной ориентации учащихся:
- Информационно-просветительская – у учащихся формируется образ основных типов профессии, т.к. учащиеся имеют возможность попробовать себя в различных видах деятельности,
- Диагностическая – используется тестирование и анкетирование на выявление интересов учащихся,
- Обучающая – реализация дополнительных общеобразовательных программ различных направленностей.
На сегодняшний день информирование учащихся о профессиях, востребованных на рынке труда и учебных заведениях, дающих эти профессии, проводится недостаточно. В результате выпускники школ часто делают выбор по второстепенным признакам: близко от дома, друг посоветовал и др.
- Информационная функция, позволяющая познакомить учащихся с перечнем учебных заведений, где готовят на ту или иную профессию, также не актуализирована в нашем образовательном учреждении.
Для решения данной проблемы, необходимо более тесное сотрудничество между учреждениями СПО и дополнительного образования. Возможные темы такого сотрудничества:
- Модель абитуриента. В программах подготовки специалистов есть раздел «Требования к поступающим» [2], но там описаны только формальные требования. Учреждения СПО могли бы сформулировать конкретный заказ на качества поступающего, а учреждения дополнительного образования могли бы работать на выполнение этого заказа.
- Общеучебные компетенции. Преподаватели учреждений профессионального образования, как правило, не довольны умениями учиться у вновь поступивших и вынуждены часть аудиторного времени уделять этим умениям, в ущерб содержательной части программы. Учреждения дополнительного образования частично решают эту проблему. В среднем наши выпускники имеют более развитые общеучебные компетенции, по сравнению с выпускниками, не посещавшими учреждения дополнительного образования. Но, в данном направлении можно улучшить результаты образовательного процесса, выполняя конкретные заказы учреждений СПО.
Результатом реализации данных программ является формирование компетенций учащихся, включая общекультурные, общепрофессиональные и специальные. Вовлечение учащихся в образовательную деятельность в условиях дополнительного образования влечет за собой профессиональное самопознание.
На основании квалификации Е.А. Климова, разработанной для профессионального просвещения молодежи с целью информационного обеспечения профессионального самоопределения, в зависимости от предмета труда, объединения дома творчества «Вектор» могут быть соотнесены с тем или иным типом профессии.
Таблица – Соотнесение реализуемых дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ и типа профессий (по Климову Е. А.)
№ п/п | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа | Типы профессий в зависимости от предмета труда |
«Начальное техническое моделирование» | Человек – техника и неживая природа | |
«Стиль» (Моделирование и конструирование одежды) | Человек – техника и неживая природа | |
«Дружина юных пожарных» | Человек – техника и неживая природа | |
«Юный инспектор движения» | Человек – техника и неживая природа | |
«Поваренок» | Человек – техника и неживая природа | |
«Юный юрист» | Человек – человек, сообщества людей | |
«Волонтер» | Человек – человек, сообщества людей | |
«Основы туризма» | Человек – живая природа | |
«Краеведение» | Человек – живая природа | |
«Фольклор» | Человек – художественные образы | |
«Субботея» | Человек – художественные образы | |
Обучение игре на синтезаторе | Человек – художественные образы | |
Танцевальная студия «Карусель» | Человек – художественные образы | |
Танцевальная студия «Dance studio» | Человек – художественные образы | |
«Восточные танцы» | Человек – художественные образы | |
«Модерн» | Человек – художественные образы | |
«Резьба по дереву» | Человек – художественные образы | |
Танцевальные студии и ансамбли | Человек – художественные образы | |
«Вокальная студия «Вдохновение» | Человек – художественные образы | |
Цирковая студия «Галактика» | Человек – художественные образы | |
«Мастерская подарков» | Человек – художественные образы | |
«Моя игрушка» | Человек – художественные образы | |
«Магия творчества» | Человек – художественные образы | |
«Детская аэробика» | Человек – художественные образы | |
«Палитра» | Человек – художественные образы | |
«Английский язык» | Человек – знаковая система | |
«Шахматы» | Человек – знаковая система | |
Фотостудия «Зенит» | Человек – знаковая система | |
«Французский язык» | Человек – знаковая система | |
«В мире информационных технологий» | Человек – знаковая система | |
«Эврика» | Человек – знаковая система | |
«Мультипликация» | Человек – знаковая система |
При анализе перечня объединений и их возможностей с точки зрения ознакомления учащихся с миром профессий, очевидно, что преимущественно реализуются программы художественной направленности, представленные с точки зрения профессиональной типологии как «Человек – художественные образы». Образовательных организаций СПО такой направленности в нашем городе представлено недостаточно. Возможно, колледжам стоит подумать, как можно расширить количество образовательных программ, чтобы у выпускников школ с художественной направленностью был более богатый выбор специальностей, соответствующих их способностям и интересам, а также с учетом потребностей рынка труда.
Если удастся реализовать предложения, высказанные в данной статье, то даже если выпускники, овладевшие программами дополнительного образования, не выберут профессию, связанную с их образовательной деятельностью в объединении дома творчества «Вектор», они овладеют рядом общих компетенций, необходимых в любой профессиональной деятельности, а также получат опыт, позволяющий сделать выбор профессии более осмысленным.
Список источников
- Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Е.А. Климов. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 304 с.
- Новокузнецкий горнотранспортный колледж. Сведения об организации. Описание образовательных программ [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://xn--c1aohv.xn--p1ai/?cat=21&subcat_1=178&show=234
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья для педагогов дополнительного образования на тему: «Занятия в дошкольном учреждении- залог успешной учебы в школе»
Начало обучения ребенка в школе – сложный и ответственный период его жизни. Дети 6-7 лет переживают психологический кризис, свя...
Сотрудничество с учреждениями дополнительного образования, общеобразовательными учреждениями, социумом.
Обеспечение благоприятных условий всестороннего развития детей дошкольного возраста, их способностей и творческого потенциала....
Городской 14 фестиваль детского творчества «Солнечный лучик» среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей, посвященного году театра («Волшебный мир театра»).
Четырнадцатый раз на сцене ДДТ город Донской проходит детский фестиваль «Солнечный лучик». В этот раз все увидели инсценировку, музыкальной сказки «Дюйм...
Креативный подход к развитию математического мышления как условие развития творческих способностей учащихся в учреждении дополнительного образования
В связи с утверждением и введением в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования перед педагогами дополнительного образов...
Конкурс рисунков "Питомцы в моем городе". Департамент образования и науки г.Москвы. Восточный административный округ. Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования города Москвы "Центр творчества имени А.В.Косарева"
Работа Балахонской Марии "Заботливая Маша" приняла участие в конкурсе рисунков, организатором корого являлся Департамент образования и науки г. Москвы, восточный административный...
Статья "Формирование готовности дошкольников к обучению в школе в учреждении дополнительного образования"
В статье раскрыты организационно-педагогические условия формирования готовности дошкольников к обучению в школе. Рассмотрена сущность, содержание и структура готовности дошкольников к обучению в школе...