Тема: «Учим переводить агрессию в позитив». Психологическая компетентность родителей».
консультация на тему
Я хочу вас познакомить с видами агрессии и факторами, влияющими на нее. А так же с методами и приемами, используемыми в профилактике детской агрессии.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад «Тополек»
г. Волгодонска
Семинар-практикум для родителей
Тема: «Учим переводить агрессию в позитив».
Психологическая компетентность родителей».
Цель: познакомить родителей с видами агрессии, влияющими на нее; с методами и приемами, используемыми в профилактике детской агрессии.
Подготовила: педагог – психолог Кинарейка О. А.
Литература: Справочник педагога-психолога №7.2015г, №8.2013г; интернет материалы, К.Фопель «Как научить детей сотрудничать».
г. Волгодонск 2018г.
Добрый вечер уважаемые родители!
Тема нашей встречи:
«УЧИМСЯ ПЕРЕВОДИТЬ АГРЕССИЮ В ПОЗИТИВ»
Я хочу вас познакомить с видами агрессии и факторами, влияющими на нее. А так же с методами и приемами, используемыми в профилактике детской агрессии.
Проблема агрессивного поведения детей достаточно актуальна в наши дни. Отмечается, что агрессивных детей становится с каждым годом все больше и больше.
Взрослые не любят агрессивного поведения детей. Подобные дети их раздражают, и ярлыки, такие как: «грубиян» и «драчун», достаются всем агрессивным детям без исключения.
Следует сказать, что агрессия как энергия необходима для нормального развития ребенка, иначе он не смог бы ни познавать окружающий мир, ни защищаться, ни конкурировать с другими людьми. А вот беспокоиться по поводу эмоционального развития ребенка нужно тогда, когда агрессия становится недостаточно мотивированной или вообще не имеет никаких оснований.
Так же следует отличать агрессивность от проявления возрастных кризисов (3 и 7лет). Если отклонения в поведении связаны с кризисом – это не расстройство поведения просто необходимо пережить это, быть гибким и терпимым.
- Скажите пожалуйста уважаемые родители, что в вашем понимании есть агрессивный ребенок?
Давайте с вами рассмотрим портрет агрессивного ребенка с научной точки зрения.
«Портрет агрессивного ребенка» - Г.Б. Монина
(Итак, агрессивный ребенок…)
- не понимает чувств и переживаний других людей;
- ощущает себя отверженным;
- часто ругается со взрослыми;
- создает конфликтные ситуации;
- сваливает вину на других;
- часто спорит со взрослыми;
- теряет контроль над собой;
- импульсивен (только в момент агрессии);
- часто дерется;
- не может адекватно оценить свое поведение;
- имеет мускульное напряжение (руки, ладони, скулы);
- часто специально раздражает взрослых;
- толкает, ломает, крушит все кругом;
- завистлив, мстителен;
- раздражителен;
- винит других в своих ошибках;
- стремится разозлить родителей, близких, воспитателей;
- думает, что он не хуже других;
- имеет низкий уровень эмпатии;
- часто сердится и отказывается что-либо делать.
- Прошу обратить ваше внимание, что только когда эти признаки проявляются на протяжении 6 месяцев, можно говорить о том, что ребенок агрессивный.
Для того чтобы помочь детям с агрессивным поведением самим справиться со вспышками агрессии, необходимо понимать, что же это такое, каковы причины и формы ее проявления.
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИИ
1. Некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга.
2. Стили воспитания в семье. (Очень часто агрессивное поведение является отражением тех отношений, которые малыш наблюдает дома. Если родители часто применяют физические наказания, ребенок знает, что родители бьют его, чтобы добиться послушания. Естественно, привыкает к тому, что, если нужно что-то получить от человека, его следует ударить. Со временем такие дети могут стать практически неуправляемыми, не реагирующими на просьбы и уговоры – только на повышенный тон или физическое воздействие). Многие родители говорят, меня били, и я буду бить. Это говорит о их бессилии и родительской некомпетентности.
3. Повсеместная демонстрация сцен насилия в кино и на экранах телевизоров и компьютеров.
4. Нестабильная социально-экономическая обстановка.
5. Индивидуальные особенности человека (сниженная произвольность, низкий уровень активного торможения и т.д.).
6. социально-культурный статус семьи и т.п.
- Так что же такое агрессия, уважаемые родители?
- Кто желает дать объяснение этому понятию?
Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, которое противоречит нормам и правилам существования людей в обществе, наносит вред объектам нападения, приносит физический и моральный ущерб людям или вызывает у них психологический дискомфорт.
Рассмотрим виды агрессии.
ВИДЫ АГРЕССИИ
Э. Фромм – 2 вида агрессии:
1. Доброкачественная – появляется в момент опасности, носит оборонительный характер и затухает, как только опасность снижается.
2. Злокачественная – представляет собой жесткость и разрушительность, возникает спонтанно и связана со структурой личности.
Агрессивное поведение очень часто проявляется как:
- стремление привлечь к себе внимание окружающих (ребенок не выделяется умением петь или рисовать, зато если он разрушит снежную крепость, которую строили ребята с воспитателем, его непременно заметят, и будут говорить об этом целый день. Рецепт здесь только один: действия и слова взрослых должны постоянно убеждать ребенка в том, что его любят не за что-то, а несмотря ни на что;
- удовлетворение потребности в чем-либо (самоутверждение);
- защита от окружающего мира (лучший способ обороны - это нападение);
- разрядка, снятие напряжения, направленные, как на других, так и на себя (аутоагрессия, когда есть строгий запрет на проявление агрессии по отношению к другим людям).
- А теперь уважаемые родители, предлагаю рассмотреть
ФАЗЫ ПРОТЕКАНИЯ АГРЕССИВНОЙ ВСПЫШКИ.
- Обратите внимание на кривую гнева.
КРИВАЯ ГНЕВА.
(кривая гнева состоит из 5 фаз)
1 фаза – фаза запуска. Провокатором вспышки гнева может служить все, что угодно: несправедливо сделанное замечание, окрик, внезапная боль и др. На этой фазе взрослый не всегда может предугадать, что произойдет дальше: разозлится ребенок или сможет быстро переключиться на что-либо другое.
Это та фаза, когда можно предотвратить вспышку гнева (важно ее заметить вовремя), отвлечь ребенка, направить его энергию в нужное русло или, что очень важно, научить его справляться со своим состоянием. (Мы сегодня познакомимся с релаксационными упражнениями…….)
(-не реагируя на реакцию ребенка, увлечь его любимым делом – т.е переключить;
- в определенной ситуации, выразить понимание к чувствам ребенка – «Я понимаю, что тебе обидно»;
- или позитивное обозначение поведения: «Ты злишься потому, что устал»;
- очень важно акцентировать внимание на поступках и поведении, а не на личности ребенка (негативная оценка личности является одной из наиболее распространенных причин перехода агрессивных реакций в устойчивое агрессивное поведение).
2 фаза – фаза обострения (подъем). Кривая гнева начинает подниматься вверх.
Это время, когда тело физиологически начинает готовить себя к предстоящему сражению: повышается уровень адреналина, напрягаются мышцы, учащается дыхание, пульс. Но все же на этой стадии, особенно на начальном этапе, еще можно предотвратить предстоящую вспышку. И если взрослый не остановит нарастающий поток гнева у ребенка на этой фазе, придется долго ждать, пока он придет в себя. Чтобы научить его справляться со своим гневом и лучше владеть собой, на первых 2-ух стадиях можно давать ему инструкции: «Успокойся», «Сядь в кресло и посиди 5 минут», «Сделай несколько глубоких вдохов». Можно умыть ребенка прохладной водой. Позже он будет сам прибегать к этим способам управления гневом. Использовать релаксационные игры.
3 фаза – фаза кризиса, пик гнева. Ребенок начинает кричать, топать ногами, ругаться и т.п. Ребенок уже не слышит взрослого, не понимает просьб, требований. Читать нотации бесполезно. Единственное, что можно сделать – это следить за его безопасностью.
4 фаза – (фаза плато, или) спад гнева. Она протекает у всех детей по-разному. Одним присущи отдельные дополнительные вспышки, у других гнев идет на спад.
5фаза – фаза депрессии, которая может наступить после кризиса. Теперь снова можно разговаривать с ребенком, и только на этой фазе он услышит, что ему говорят.
- Данная кривая характерна не только для детей, но и для взрослых, поэтому очень важно контролировать собственные негативные выплески в момент общения с ребенком.
Следует отметить, что агрессивные дети иногда проявляют агрессию лишь потому, что не знают, как вести себя в конфликтных ситуациях.
На этом этапе очень важны сюжетно-ролевые игры, показывающие взаимодействие между людьми в различных ситуациях.
И конечно, сами взрослые должны контролировать собственные агрессивные импульсы.
Надо всегда помнить, что дети учатся приемам социального взаимодействия, прежде всего, путем наблюдения за поведением окружающих людей.
Кроме того, формирование таких позитивных качеств личности, как эмпатия, доверие к людям, доброта, происходит во время позитивного общения с ребенком, за совместным обсуждением книг, просмотров фильмов и передач и прочее.
- Вашему вниманию представляются :
Шесть рецептов избавления от гнева
Содержание рецепта | Пути выполнения |
1. Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно. | - Слушайте своего ребенка. - Проводите вместе с ним как можно больше времени. - Делитесь с ним своим опытом. - Рассказывайте ему о своем детстве, детских поступках, победах и неудачах. - Если в семье несколько детей, постарайтесь общаться не только со всеми вместе. Но и уделяйте свое «безраздельное» внимание каждому из них отдельно. |
2. Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия. | - Отложите или отмените вовсе совместные дела с ребенком. - Старайтесь не прикасаться к ребенку в минуты раздражения. |
3. Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии. | - Говорите детям о своих чувствах, желаниях и потребностях, например: «Я очень расстроена, хочу побыть одна. Поиграй, пожалуйста, в соседней комнате» или «Дела на работе вывели меня из себя. Через несколько минут я успокоюсь, а сейчас, пожалуйста, не трогай меня». |
4. В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить. | - Примите теплую ванну, душ. - Выпейте чаю. - Позвоните друзьям. - Просто расслабьтесь, лежа на диване. - Послушайте любимую музыку. |
5. Старайтесь предвидеть и предотвращать возможные неприятности, которые могут вызвать ваш гнев. | - Не давайте ребенку играть с теми вещами и предметами, которыми вы дорожите. - Не позволяйте выводить себя из равновесия. Умейте предчувствовать наступление собственного эмоционального срыва и не допускайте этого, управляя собой и ситуацией. |
6. К некоторым особо важным событиям следует готовиться заранее. Постарайтесь предусмотреть всевозможные нюансы и подготовить ребенка к предстоящим событиям. | - Изучайте силы и возможности вашего ребенка. - Если вам предстоит сделать первый визит (к врачу, в детский сад и др.), отрепетируйте все заранее. |
Памятка для родителей
ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ
АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ
(раздать памятки родителям)
1. Первым делом нащупать все болевые точки в семье.
2. Нормализовать семейные отношения.
3. Ликвидировать все агрессивные формы поведения близких, помнить, что ребенок, видя все, подражает.
4. Принимать ребенка таким, какой он есть, и любить со всеми недостатками.
5. Что-то требуя от ребенка, учитывать его возможности, а не то, как вам хотелось бы его видеть.
6. Попытаться погасить конфликт еще в зародыше, направляя интерес ребенка в другое русло.
7. Дать ему понять, что он любим, даже если в семье появился новорожденный.
8. Научить его общению со сверстниками.
9. При драчливости ребенка главное – не разъяснить, а предотвратить удар.
10. Помнить, что и слово может ранить ребенка.
11. Понимать ребенка!
СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ (ВЫПЛЕСКИВАНИЯ) ГНЕВА
(предложить карточки – прочитать)
1. Громко спеть любимую песню.
2. Пометать дротики в мишень.
3. Попрыгать на скакалке.
4. Используя «Стаканчики для криков», высказать все свои отрицательные эмоции.
5. Налить в ванну воды, запустить несколько пластмассовых игрушек и бомбить их каучуковым мячом.
6. Пускать мыльные пузыри.
7. Устроить «бой» с боксерской грушей.
8. Пробежать по площадке детского сада или стадиону.
9. Поиграть в настольный футбол (хоккей).
10. «Попинать» подушку.
11. Устроить соревнование «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее пробежит».
12. Скомкать несколько листов бумаги, выплеснув всю свою злость, а затем их выбросить.
13. Быстрыми движениями руки нарисовать обидчика, а затем зачеркать его.
14. Слепить из пластилина фигуру обидчика и сломать его.
15. Использовать физические силовые упражнения.
16. Сильно потопать ногами.
Агрессивным детям зачастую свойственны мышечные зажимы, особенно в области лица и кистей рук. Поэтому будут полезны любые релаксационные упражнения. Интересные и эффективные упражнения можно найти в книге К.Фопеля «Как научить детей сотрудничать».
Релаксационные упражнения:
- Упражнение «Гора с плеч». «Когда ты очень устал, тебе тяжело, хочется лечь, а надо еще что-то сделать, сбрось «гору с плеч». Встань, широко расставив ноги, подними плечи, отведи их назад и опусти. Сделай это упражнение 5-6 раз, и тебе станет легче».
- Упражнение «Солнечный зайка». «Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал по лицу, нежно погладь его ладонями: сначала лобик, носик, ротик, щечки, погладь голову, шею, животик, ручки, ножки, он забрался за шиворот- погладь и там. Он любит и ласкает тебя, а ты погладь его и подружись с ним».
- Упражнение «Врасти в землю». «Попробуй сильно-сильно надавить пятками на пол, руки сожми в кулаки, крепко стисни зубы. Ты могучее, крепкое дерево, у тебя сильные корни и никакие ветры тебе не страшны».
- Упражнение «Возьми себя в руки». «Как только ты почувствуешь, что хочется кого-то стукнуть, что-то крикнуть, обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди- это поза выдержанного человека. Ты- хозяин своих эмоций».
- Упражнение «Ты- лев». «Закрой глаза. Представь льва, царя зверей- сильного, могучего, уверенного в себе, спокойного и мудрого. Он красив и выдержан, горд и свободен. Этого льва зовут, как тебя, у него твоё имя, твои глаза, твои руки, ноги, тело. Лев- это ты!».
В завершении нашей встречи хочется прочитать вам притчу…
Притча «Бабочка в руке»
Жил-был один мудрец, к которому многие люди приходили за советом. И вот однажды завистливый человек решил опорочить мудреца, загадав ему загадку, отгадать которую невозможно. Поймал он бабочку, зажал между ладонями, пришел к мудрецу и спрашивает: «Скажи, что у меня в руках?» мудрец отвечает: «Бабочка!» «Правильно. А какая бабочка- живая или мертвая?»- спрашивает завистник, а сам думает: «Если ответит, что мертвая, я открою ладони и бабочка улетит. А если скажет, что живая, я сожму ладони и раздавлю её». Мудрец помедлил немного и ответил: «Всё в твоих руках!»
Так вот уважаемые родители, помните пожалуйста, что ваши дети - в ваших руках. И только вы решаете их судьбу и определяете их жизненный путь, мы, педагоги, можем лишь помочь вам в создании необходимого психологического комфорта и в сопровождении ребенка в процессе его развития и становления как личности.
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад «Тополек»
г. Волгодонска
Семинар-практикум для родителей
Тема: «Учим переводить агрессию в позитив».
Психологическая компетентность родителей».
Цель: познакомить родителей с видами агрессии, влияющими на нее; с методами и приемами, используемыми в профилактике детской агрессии.
Подготовила: педагог – психолог Кинарейка О. А.
Литература: Справочник педагога-психолога №7.2015г, №8.2013г; интернет материалы, К.Фопель «Как научить детей сотрудничать».
г. Волгодонск 2018г.
Добрый вечер уважаемые родители!
Тема нашей встречи:
«УЧИМСЯ ПЕРЕВОДИТЬ АГРЕССИЮ В ПОЗИТИВ»
Я хочу вас познакомить с видами агрессии и факторами, влияющими на нее. А так же с методами и приемами, используемыми в профилактике детской агрессии.
Проблема агрессивного поведения детей достаточно актуальна в наши дни. Отмечается, что агрессивных детей становится с каждым годом все больше и больше.
Взрослые не любят агрессивного поведения детей. Подобные дети их раздражают, и ярлыки, такие как: «грубиян» и «драчун», достаются всем агрессивным детям без исключения.
Следует сказать, что агрессия как энергия необходима для нормального развития ребенка, иначе он не смог бы ни познавать окружающий мир, ни защищаться, ни конкурировать с другими людьми. А вот беспокоиться по поводу эмоционального развития ребенка нужно тогда, когда агрессия становится недостаточно мотивированной или вообще не имеет никаких оснований.
Так же следует отличать агрессивность от проявления возрастных кризисов (3 и 7лет). Если отклонения в поведении связаны с кризисом – это не расстройство поведения просто необходимо пережить это, быть гибким и терпимым.
- Скажите пожалуйста уважаемые родители, что в вашем понимании есть агрессивный ребенок?
Давайте с вами рассмотрим портрет агрессивного ребенка с научной точки зрения.
«Портрет агрессивного ребенка» - Г.Б. Монина
(Итак, агрессивный ребенок…)
- не понимает чувств и переживаний других людей;
- ощущает себя отверженным;
- часто ругается со взрослыми;
- создает конфликтные ситуации;
- сваливает вину на других;
- часто спорит со взрослыми;
- теряет контроль над собой;
- импульсивен (только в момент агрессии);
- часто дерется;
- не может адекватно оценить свое поведение;
- имеет мускульное напряжение (руки, ладони, скулы);
- часто специально раздражает взрослых;
- толкает, ломает, крушит все кругом;
- завистлив, мстителен;
- раздражителен;
- винит других в своих ошибках;
- стремится разозлить родителей, близких, воспитателей;
- думает, что он не хуже других;
- имеет низкий уровень эмпатии;
- часто сердится и отказывается что-либо делать.
- Прошу обратить ваше внимание, что только когда эти признаки проявляются на протяжении 6 месяцев, можно говорить о том, что ребенок агрессивный.
Для того чтобы помочь детям с агрессивным поведением самим справиться со вспышками агрессии, необходимо понимать, что же это такое, каковы причины и формы ее проявления.
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИИ
1. Некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга.
2. Стили воспитания в семье. (Очень часто агрессивное поведение является отражением тех отношений, которые малыш наблюдает дома. Если родители часто применяют физические наказания, ребенок знает, что родители бьют его, чтобы добиться послушания. Естественно, привыкает к тому, что, если нужно что-то получить от человека, его следует ударить. Со временем такие дети могут стать практически неуправляемыми, не реагирующими на просьбы и уговоры – только на повышенный тон или физическое воздействие). Многие родители говорят, меня били, и я буду бить. Это говорит о их бессилии и родительской некомпетентности.
3. Повсеместная демонстрация сцен насилия в кино и на экранах телевизоров и компьютеров.
4. Нестабильная социально-экономическая обстановка.
5. Индивидуальные особенности человека (сниженная произвольность, низкий уровень активного торможения и т.д.).
6. социально-культурный статус семьи и т.п.
- Так что же такое агрессия, уважаемые родители?
- Кто желает дать объяснение этому понятию?
Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, которое противоречит нормам и правилам существования людей в обществе, наносит вред объектам нападения, приносит физический и моральный ущерб людям или вызывает у них психологический дискомфорт.
Рассмотрим виды агрессии.
ВИДЫ АГРЕССИИ
Э. Фромм – 2 вида агрессии:
1. Доброкачественная – появляется в момент опасности, носит оборонительный характер и затухает, как только опасность снижается.
2. Злокачественная – представляет собой жесткость и разрушительность, возникает спонтанно и связана со структурой личности.
Агрессивное поведение очень часто проявляется как:
- стремление привлечь к себе внимание окружающих (ребенок не выделяется умением петь или рисовать, зато если он разрушит снежную крепость, которую строили ребята с воспитателем, его непременно заметят, и будут говорить об этом целый день. Рецепт здесь только один: действия и слова взрослых должны постоянно убеждать ребенка в том, что его любят не за что-то, а несмотря ни на что;
- удовлетворение потребности в чем-либо (самоутверждение);
- защита от окружающего мира (лучший способ обороны - это нападение);
- разрядка, снятие напряжения, направленные, как на других, так и на себя (аутоагрессия, когда есть строгий запрет на проявление агрессии по отношению к другим людям).
- А теперь уважаемые родители, предлагаю рассмотреть
ФАЗЫ ПРОТЕКАНИЯ АГРЕССИВНОЙ ВСПЫШКИ.
- Обратите внимание на кривую гнева.
КРИВАЯ ГНЕВА.
(кривая гнева состоит из 5 фаз)
1 фаза – фаза запуска. Провокатором вспышки гнева может служить все, что угодно: несправедливо сделанное замечание, окрик, внезапная боль и др. На этой фазе взрослый не всегда может предугадать, что произойдет дальше: разозлится ребенок или сможет быстро переключиться на что-либо другое.
Это та фаза, когда можно предотвратить вспышку гнева (важно ее заметить вовремя), отвлечь ребенка, направить его энергию в нужное русло или, что очень важно, научить его справляться со своим состоянием. (Мы сегодня познакомимся с релаксационными упражнениями…….)
(-не реагируя на реакцию ребенка, увлечь его любимым делом – т.е переключить;
- в определенной ситуации, выразить понимание к чувствам ребенка – «Я понимаю, что тебе обидно»;
- или позитивное обозначение поведения: «Ты злишься потому, что устал»;
- очень важно акцентировать внимание на поступках и поведении, а не на личности ребенка (негативная оценка личности является одной из наиболее распространенных причин перехода агрессивных реакций в устойчивое агрессивное поведение).
2 фаза – фаза обострения (подъем). Кривая гнева начинает подниматься вверх.
Это время, когда тело физиологически начинает готовить себя к предстоящему сражению: повышается уровень адреналина, напрягаются мышцы, учащается дыхание, пульс. Но все же на этой стадии, особенно на начальном этапе, еще можно предотвратить предстоящую вспышку. И если взрослый не остановит нарастающий поток гнева у ребенка на этой фазе, придется долго ждать, пока он придет в себя. Чтобы научить его справляться со своим гневом и лучше владеть собой, на первых 2-ух стадиях можно давать ему инструкции: «Успокойся», «Сядь в кресло и посиди 5 минут», «Сделай несколько глубоких вдохов». Можно умыть ребенка прохладной водой. Позже он будет сам прибегать к этим способам управления гневом. Использовать релаксационные игры.
3 фаза – фаза кризиса, пик гнева. Ребенок начинает кричать, топать ногами, ругаться и т.п. Ребенок уже не слышит взрослого, не понимает просьб, требований. Читать нотации бесполезно. Единственное, что можно сделать – это следить за его безопасностью.
4 фаза – (фаза плато, или) спад гнева. Она протекает у всех детей по-разному. Одним присущи отдельные дополнительные вспышки, у других гнев идет на спад.
5фаза – фаза депрессии, которая может наступить после кризиса. Теперь снова можно разговаривать с ребенком, и только на этой фазе он услышит, что ему говорят.
- Данная кривая характерна не только для детей, но и для взрослых, поэтому очень важно контролировать собственные негативные выплески в момент общения с ребенком.
Следует отметить, что агрессивные дети иногда проявляют агрессию лишь потому, что не знают, как вести себя в конфликтных ситуациях.
На этом этапе очень важны сюжетно-ролевые игры, показывающие взаимодействие между людьми в различных ситуациях.
И конечно, сами взрослые должны контролировать собственные агрессивные импульсы.
Надо всегда помнить, что дети учатся приемам социального взаимодействия, прежде всего, путем наблюдения за поведением окружающих людей.
Кроме того, формирование таких позитивных качеств личности, как эмпатия, доверие к людям, доброта, происходит во время позитивного общения с ребенком, за совместным обсуждением книг, просмотров фильмов и передач и прочее.
- Вашему вниманию представляются :
Шесть рецептов избавления от гнева
Содержание рецепта | Пути выполнения |
1. Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно. | - Слушайте своего ребенка. - Проводите вместе с ним как можно больше времени. - Делитесь с ним своим опытом. - Рассказывайте ему о своем детстве, детских поступках, победах и неудачах. - Если в семье несколько детей, постарайтесь общаться не только со всеми вместе. Но и уделяйте свое «безраздельное» внимание каждому из них отдельно. |
2. Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия. | - Отложите или отмените вовсе совместные дела с ребенком. - Старайтесь не прикасаться к ребенку в минуты раздражения. |
3. Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии. | - Говорите детям о своих чувствах, желаниях и потребностях, например: «Я очень расстроена, хочу побыть одна. Поиграй, пожалуйста, в соседней комнате» или «Дела на работе вывели меня из себя. Через несколько минут я успокоюсь, а сейчас, пожалуйста, не трогай меня». |
4. В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить. | - Примите теплую ванну, душ. - Выпейте чаю. - Позвоните друзьям. - Просто расслабьтесь, лежа на диване. - Послушайте любимую музыку. |
5. Старайтесь предвидеть и предотвращать возможные неприятности, которые могут вызвать ваш гнев. | - Не давайте ребенку играть с теми вещами и предметами, которыми вы дорожите. - Не позволяйте выводить себя из равновесия. Умейте предчувствовать наступление собственного эмоционального срыва и не допускайте этого, управляя собой и ситуацией. |
6. К некоторым особо важным событиям следует готовиться заранее. Постарайтесь предусмотреть всевозможные нюансы и подготовить ребенка к предстоящим событиям. | - Изучайте силы и возможности вашего ребенка. - Если вам предстоит сделать первый визит (к врачу, в детский сад и др.), отрепетируйте все заранее. |
Памятка для родителей
ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ
АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ
(раздать памятки родителям)
1. Первым делом нащупать все болевые точки в семье.
2. Нормализовать семейные отношения.
3. Ликвидировать все агрессивные формы поведения близких, помнить, что ребенок, видя все, подражает.
4. Принимать ребенка таким, какой он есть, и любить со всеми недостатками.
5. Что-то требуя от ребенка, учитывать его возможности, а не то, как вам хотелось бы его видеть.
6. Попытаться погасить конфликт еще в зародыше, направляя интерес ребенка в другое русло.
7. Дать ему понять, что он любим, даже если в семье появился новорожденный.
8. Научить его общению со сверстниками.
9. При драчливости ребенка главное – не разъяснить, а предотвратить удар.
10. Помнить, что и слово может ранить ребенка.
11. Понимать ребенка!
СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ (ВЫПЛЕСКИВАНИЯ) ГНЕВА
(предложить карточки – прочитать)
1. Громко спеть любимую песню.
2. Пометать дротики в мишень.
3. Попрыгать на скакалке.
4. Используя «Стаканчики для криков», высказать все свои отрицательные эмоции.
5. Налить в ванну воды, запустить несколько пластмассовых игрушек и бомбить их каучуковым мячом.
6. Пускать мыльные пузыри.
7. Устроить «бой» с боксерской грушей.
8. Пробежать по площадке детского сада или стадиону.
9. Поиграть в настольный футбол (хоккей).
10. «Попинать» подушку.
11. Устроить соревнование «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее пробежит».
12. Скомкать несколько листов бумаги, выплеснув всю свою злость, а затем их выбросить.
13. Быстрыми движениями руки нарисовать обидчика, а затем зачеркать его.
14. Слепить из пластилина фигуру обидчика и сломать его.
15. Использовать физические силовые упражнения.
16. Сильно потопать ногами.
Агрессивным детям зачастую свойственны мышечные зажимы, особенно в области лица и кистей рук. Поэтому будут полезны любые релаксационные упражнения. Интересные и эффективные упражнения можно найти в книге К.Фопеля «Как научить детей сотрудничать».
Релаксационные упражнения:
- Упражнение «Гора с плеч». «Когда ты очень устал, тебе тяжело, хочется лечь, а надо еще что-то сделать, сбрось «гору с плеч». Встань, широко расставив ноги, подними плечи, отведи их назад и опусти. Сделай это упражнение 5-6 раз, и тебе станет легче».
- Упражнение «Солнечный зайка». «Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал по лицу, нежно погладь его ладонями: сначала лобик, носик, ротик, щечки, погладь голову, шею, животик, ручки, ножки, он забрался за шиворот- погладь и там. Он любит и ласкает тебя, а ты погладь его и подружись с ним».
- Упражнение «Врасти в землю». «Попробуй сильно-сильно надавить пятками на пол, руки сожми в кулаки, крепко стисни зубы. Ты могучее, крепкое дерево, у тебя сильные корни и никакие ветры тебе не страшны».
- Упражнение «Возьми себя в руки». «Как только ты почувствуешь, что хочется кого-то стукнуть, что-то крикнуть, обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди- это поза выдержанного человека. Ты- хозяин своих эмоций».
- Упражнение «Ты- лев». «Закрой глаза. Представь льва, царя зверей- сильного, могучего, уверенного в себе, спокойного и мудрого. Он красив и выдержан, горд и свободен. Этого льва зовут, как тебя, у него твоё имя, твои глаза, твои руки, ноги, тело. Лев- это ты!».
В завершении нашей встречи хочется прочитать вам притчу…
Притча «Бабочка в руке»
Жил-был один мудрец, к которому многие люди приходили за советом. И вот однажды завистливый человек решил опорочить мудреца, загадав ему загадку, отгадать которую невозможно. Поймал он бабочку, зажал между ладонями, пришел к мудрецу и спрашивает: «Скажи, что у меня в руках?» мудрец отвечает: «Бабочка!» «Правильно. А какая бабочка- живая или мертвая?»- спрашивает завистник, а сам думает: «Если ответит, что мертвая, я открою ладони и бабочка улетит. А если скажет, что живая, я сожму ладони и раздавлю её». Мудрец помедлил немного и ответил: «Всё в твоих руках!»
Так вот уважаемые родители, помните пожалуйста, что ваши дети - в ваших руках. И только вы решаете их судьбу и определяете их жизненный путь, мы, педагоги, можем лишь помочь вам в создании необходимого психологического комфорта и в сопровождении ребенка в процессе его развития и становления как личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме самообразования и реализации проекта "Повышение педагогической компетентности родителей по формированию безопасного поведения детей в быту и социуме через организацию работы клуба"Островок безопасности".
В данной статье описан опыт педагога по реализации проекта-«Повышение педагогической компетентности родителей по формированию безопасного поведения детей в социуме через организацию работы клуба «Остр...
Консультация для педагогов и родителей «Учимся переводить агрессию в позитив»
Проблема агрессивного поведения детей достаточно актуальна в наши дни. Психологи отмечают, что агрессивных детей становится с каждым днем все больше и больше....
Семинар для родителей "Учимся переводить агрессию в позитив"
В помощь родителям при проявлении агрессии у ребенка....
Учимся играя Артикуляционная гимнастика во взаимодействие с родителями, повышение их компетентности
Учимся, играя!!! Артикуляционная гимнастика.....Взаимодействие с родителями при ознакомлении их с артикуляционной гимнастикой, используя разные формы работы- консультации, открытые просмотры инд...
Тренинг для педагогов: «Учимся переводить агрессию в позитив».
Цель: ознакомление педагогов с основными понятиями «агрессия» и «агрессивное поведение»; профилактика агрессивного поведения. Начало тренинга начинается с приветствия уча...
Доклад - презентация на тему: «Обеспечение методической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в ДОУ. Работа консультативных пунктов»
Расмотрены основные проблемы взаимодействия ДОУ с родителями и их причины. Освещена такая форма работы, как консультативный пункт....
Конспект Нетрадиционной формы с родителями по валеологии Деловая игра с родителями «Цветок здоровья» по теме: «Формирование компетентности родителей по здоровому образу жизни». Старшая группа общеразвивающей направленности.
Создать условия для творческого, совместного сотрудничества родителей и сотрудников детского сада. Закрепить знания о здоровом образе жизни...