Воспитание детей в народных традициях.
консультация (старшая, подготовительная группа) на тему
Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы народа – это величайшее достояние национальной культуры. Высокое художественное совершенство и доступность восприятию ребенка дошкольного возраста сделали фольклор важным средством воспитания и обучения. Нельзя считать себя культурным интеллигентным человеком без знания ваших корней, истоков, древних традиций. Культура и опыт, особенно народные, передаются изустно и действенно из поколения в поколение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_detey_v_narodnyh_traditsiyah.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №79 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА
Воспитание детей в народных традициях
Составитель: воспитатель Соколова В.И.
Санкт Петербург
2018
- «Поговорим о старине: - О чем же, Таня? Я бывало
Хранила в памяти немало
Старинных былей, небылиц».
А.С.Пушкин.
Поговорим и мы о старине, о давно минувших днях, старинных праздничных обрядах и традициях.
Время, к сожалению, необратимо, но заветной мечтой народов во все времена было разглядеть себя в далеком прошлом, ощутить то, что чувствовали их предки, осознать то, что понимали они и фольклор (что в переводе с английского «мудрость народная) дарует нам такую чудодейственную возможность.
Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы народа – это величайшее достояние национальной культуры. Высокое художественное совершенство и доступность восприятию ребенка дошкольного возраста сделали фольклор важным средством воспитания и обучения. Нельзя считать себя культурным интеллигентным человеком без знания ваших корней, истоков, древних традиций. Культура и опыт, особенно народные, передаются изустно и действенно из поколения в поколение.
Знакомы ли современные молодые родители с этой областью культуры и могут ли помочь ребенку узнать и полюбить её? Этот вопрос был главным в перечне вопросов в анкете, которую мы предложили родителям. Как выяснилось 50% родителей лишь косвенно знакомы с этой областью. Но все 100% родителей интересуются этой темой и готовы её поддерживать.
Произведения народного искусства и народных ремесел всегда были близки природе ребенка. Простота этих произведений, многократная повторяемость элементов, легкость запоминания, возможность обыгрывания и самостоятельного участия привлекают детей.
Отражение в играх, песнях, сказках, игрушках, жизни и деятельности людей многих поколений, долголетнее шлифование их содержания позволяют нам стать образцами норм поведения, отношений языковой, художественной и музыкальной культуры. Именно семья обеспечивает ребенку с момента рождения до старости чувство защищенности и душевного комфорта. Здесь закладываются основы социального поведения ребенка. Поэтому целесообразно использовать в своей работе информацию о народных традициях, о семейном воспитании в старину, обрядах, праздниках, принятых в русской культуре.
Многие даже праздников своих толком не знают. Скорее всего, это оттого, что 70 лет религия была как бы под запретом. А ведь вся наша культура рождалась в недрах религии, и тысячелетие была с ней связана: Рождество, Масленица, Вербное Воскресенье, Пасха, Троица и т.д.
Все праздники делились на государственные и церковные. Государственные отмечались по необходимости. Церковные устраивались в память важных событий в жизни Христа и святых. В основе народных праздников лежат народные поверья и обычаи. В русской деревне стоял на первом месте праздник в честь того святого, которому посвящена деревенская часовня или приходская церковь. Человек мог не помнить числа, когда появился на свет, но знал, что это случилось, например, на Николу Зимнего. И была у людей какая-то святость. Вся жизнь их преломлялась сквозь призму церковного Устава.
Слава Богу, постепенно к нам возвращаются забытые, но хранимые в народе исконно русские праздники, и становятся государственными. Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. Игры – своеобразная школа ребенка. Они развивают ловкость, приучают к сообразительности, вниманию. Разученные с детьми прибаутки, считалки, скороговорки делают игру более интересной.
Большую радость приносят детям всех возрастов русские народные игрушки и игры с ними. Игрушка – один из самых древних видов декоративно-прикладного искусства. Через игрушку передается социально-культурный опыт, воспитываются нравственные и эстетические представления. Разные роли выполняла игрушка. Прежде всего, она связана с детским бытом, игрой. В действии, игре раскрывается полностью художественный образ игрушки, её нравственная ценность, а в прошлом обрядовая, магическая. Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзине, даже в ларчиках, с запиркой и с чеканкой, в лубяных коробках. Так они и переходили от одного поколения в другое. Об этом, к сожалению, забыли. А раньше это было в каждой крестьянской семье. Все это позволяло девочкам освоить рукоделие, приучало детей к труду. А это самое важное в воспитании детей. Как прекрасно, когда ребенок делает игрушку сам, вместе с мамой, папой. Сколько гордости у ребенка. Он будет беречь такую игрушку, отношение у ребенка к ней совсем иное, он не оставит её где-нибудь.
В течение года мы проводим с детьми тематические занятия, календарные и обрядовые праздники.
Осенью: «Хлеб – всему голова!», «Параскева-Пятница, «Кузьминки – об осени поминки», «Умей в гости звать – умей и угощать»
Зимой: «Рождество», «Пришла Коляда – отворяй ворота!», «Масленица» в музыкальном зале и на улице.
Весной: «Жаворонки, прилетите, Весну Красну принесите!» (дети вместе с педагогами пекут жаворонков), Вербное воскресенье, Пасха, Красная горка. Вечер развлечений «Смех – да веселье».
Перед каждым праздником ведется большая подготовительная работа: с музыкальным руководителем разучиваются песни, заклички, игры, танцы, хороводы; на занятиях в группе разучиваются стихи, поговорки, считалки и т.д. Проводятся занятия в музее, музыкальном зале, ИЗО студии.
Проводя традиционные народные праздники, мы привлекаем родителей к совместному творчеству с детьми: рисованию, аппликации, к изготовлению игрушек. И тогда видишь радость и блеск в глазах детей, слышишь слова благодарности родителей.
Особенно любим детьми праздник святой Параскевы-Пятницы – покровительнице рукоделия. Потому что подарки её они делают сами, либо с родителями и это особенно важно.
Социальная и художественная ценность объясняет и педагогическую значимость фольклора – его важность в воспитательной работе с дошкольниками.
ГДОУ № 79
Выборгского района
Творческий отчет
«Приобщение детей и родителей
к народным традициям»
Санкт – Петербург
2006 год
Составители:
Александрова А.М. – воспитатель логопедической группы
Образование – высшее
Категория - высшая
Педагогический стаж – 45 лет
Соколова В.И. - воспитатель логопедической группы
Образование – высшее
Категория - высшая
Педагогический стаж – 35 лет
Составители:
Иванова В.Б. - музыкальный руководитель
Образование – среднее специальное
Категория - высшая
Педагогический стаж – 40 лет
Соколова В.И. - воспитатель логопедической группы
Образование – высшее
Категория - высшая
Педагогический стаж – 35 лет
Работой по приобщению детей к традиционной народной культуре мы занимаемся более 15 лет. Все началось с открытого занятия «Посиделки» для педагогов района. До этого мы использовали устное народное творчество (поговорки, скороговорки, загадки, пословицы, сказки) как средство для развития речи у детей.
В 1996 году мы закончили курсы «Традиционный мир русского народа» при музее Этнографии. В этом же году при УПМ закончили курсы «Диалог славянских культур», где защитили авторскую программу «Элементы фольклора в организации учебно-воспитательной работы в детском саду».
Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы народа – это величайшее достояние национальной культуры. Высокое художественное совершенство и доступность восприятию ребенка дошкольного возраста сделали фольклор важным средством воспитания и обучения. Нельзя считать себя культурным интеллигентным человеком без знания ваших корней, истоков, древних традиций. Культура и опыт, особенно народные, передаются изустно и действенно из поколения в поколение.
В детском саду мы создали при поддержке и помощи родителей музей «Русская изба», где регулярно проводим тематические занятия, беседы.
Время, к сожалению, необратимо, но заветной мечтой народов во все времена было разглядеть себя в далеком прошлом, ощутить то, что чувствовали их предки, осознать то, что понимали они и фольклор (что в переводе с английского «мудрость народная) дарует нам такую чудодейственную возможность.
Знакомы ли современные молодые родители с этой областью культуры и могут ли помочь ребенку узнать и полюбить её? Этот вопрос был главным в перечне вопросов в анкете, которую мы предложили родителям. Как выяснилось 50% родителей лишь косвенно знакомы с этой областью. Но все 100% родителей интересуются этой темой и готовы её поддерживать. Произведения народного искусства и народных ремесел всегда были близки природе ребенка. Простота этих произведений, многократная повторяемость элементов, легкость запоминания, возможность обыгрывания и самостоятельного участия привлекают детей.
Отражение в играх, песнях, сказках, игрушках, жизни и деятельности людей многих поколений, долголетнее шлифование их содержания позволяют нам стать образцами норм поведения, отношений языковой, художественной и музыкальной культуры. Именно семья обеспечивает ребенку с момента рождения до старости чувство защищенности и душевного комфорта. Здесь закладываются основы социального поведения ребенка. Поэтому целесообразно использовать в своей работе информацию о народных традициях, о семейном воспитании в старину, обрядах, праздниках, принятых в русской культуре. Многие даже праздников своих толком не знают. Скорее всего, это оттого, что 70 лет религия была как бы под запретом. А ведь вся наша культура рождалась в недрах религии, и тысячелетие была с ней связана: Рождество, Масленица, Вербное Воскресенье, Пасха, Троица и т.д.
Все праздники делились на государственные и церковные. Государственные отмечались по необходимости. Церковные устраивались в память важных событий в жизни Христа и святых. В основе народных праздников лежат народные поверья и обычаи. В русской деревне стоял на первом месте праздник в честь того святого, которому посвящена деревенская часовня или приходская церковь. Человек мог не помнить числа, когда появился на свет, но знал, что это случилось, например, на Николу Зимнего. И была у людей какая-то святость. Вся жизнь их преломлялась сквозь призму церковного Устава.
В течение года мы проводим с детьми тематические занятия, календарные и обрядовые праздники.
Осенью: «Хлеб – всему голова!», «Параскева-Пятница, «Кузьминки – об осени поминки», «Умей в гости звать – умей и угощать»
Зимой: «Рождество», «Пришла Коляда – отворяй ворота!», «Масленица» в музыкальном зале и на улице.
Весной: «Жаворонки, прилетите, Весну Красну принесите!» (дети вместе с педагогами пекут жаворонков), Вербное воскресенье, Пасха, Красная горка. Вечер развлечений «Смех – да веселье».
Перед каждым праздником ведется большая подготовительная работа: с музыкальным руководителем разучиваются песни, заклички, игры, танцы, хороводы; на занятиях в группе разучиваются стихи, поговорки, считалки и т.д. Проводятся занятия в музее, музыкальном зале, ИЗО студии.
При проведении в этом году праздников «Святки», «Масленица», «Жаворонки», использовали материал, предложенный на семинарах. Широко использовали музыкально-игровой, танцевальный материал, заклички, а также просматривали с детьми видеофильм «Традиционные народные танцы» Г. Емельяновой. Очень пригодились и практические занятия по прикладному искусству в оформлении и изготовлении атрибутов к праздникам.
Проводя традиционные народные праздники, мы привлекаем родителей не только к совместному творчеству с детьми: рисованию, аппликации, к изготовлению игрушек, атрибутов, но также и к участию в самих праздниках. Родители с удовольствием берут на себя роли хозяек, скоморох, петрушек и разных персонажей сказок. А по окончании праздника видим радость и блеск в глазах детей, гордость за своих мам и пап, слышим слова благодарности родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание детей в народных традициях
Воспитание детей в народных традициях в детском саду и дома...
Опыт работы по теме: «Роль русской народной игры в воспитании детей в народных традициях».
Опыт работы раскрывает актуальность становления нравственных качеств дошкольника, воспитывая у него гуманное отношение к окружающим, через народную игру....
Статья "Воспитание детей через народные традиции"
Статья "Воспитатние детей через народные тарадиции" написана мною для того, чтобы глубже разобраться в воспитании детей, раскрыть эту проблему и постараться решить её через погружение в наро...
Конспект беседы по приобщению детей к народным традициям в старшей группе Тема: «Казаки их традиции, их обычаи»
Муниципальное Дошкольное Образовательное УчреждениеЦентр Развития Ребёнка детский сад №4 «Золотой ключик» Конспект беседы по приобщению детей к народным традициям...
Презентация "Духовно-нравственное воспитание детей посредством народных праздников,традиций и обрядов".
Презентация "Духовно-нравственное воспитание детей посредством народных праздников,традиций и обрядов"....
Консультация для родителей «Воспитание детей на народных традициях»
Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры не потеряло своего значения и в настоящее время. Вот и мы с вами давайте не оставим этого без внимания и привьём любовь к русс...
Планирование воспитательно-образовательной работы с 18.03.по 22.03.2024 Тема: Знакомство с народной культурой и традициями. Цель: Продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями, с народным декоративно прикладным искусством (Городец, Полхов
Планирование воспитательно-образовательной работы с 18.03.по 22.03.2024 Тема: Знакомство с народной культурой и традициями.Цель: Продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями, с н...