Конспект родительского собрания на тему: «Телевидение в жизни семьи и ребенка».
консультация на тему
Отличительная черта времени, в котором мы живем, - стремительное проникновение телевидения и информационных технологий во все сферы жизни человека. На тему «Дети и телевизор» написано огромное количество статей, проведены исследования, высказаны мнения, но проблема как была, так и осталась. По мнению многих родителей, как только ребенок переступают порог дома, телевизор становится его полноправным хозяином. Дети смотрят телевизор, а родители смотрят на детей и начинают переживать по этому поводу. А есть ли на то причины? Давайте постараемся вместе разобраться в вопросах:
- Телевидение в жизни ребенка-это хорошо или плохо?
-Сколько и что должны смотреть дети?
-Должны ли взрослые контролировать просмотр телепередач детьми?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект родительского собрания на тему: «Телевидение в жизни семьи и ребенка». | 30.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект родительского собрания на тему:
«Телевидение в жизни семьи и ребенка».
Подготовила и провела
Педагог – психолог первой категории
МБ ДОУ «Детский сад №15»
Тюлюшина Ольга Юрьевна.
Цель: Формирование у родителей потребности в анализе воздействия телевидения на развитие личности ребенка.
Задачи:
Обратить внимание родителей на достоинства и недостатки общения ребенка с телевизором;
Повышать компетенцию родителей по вопросу грамотного подхода к просмотру телепередач детьми;
проводить профилактику телевизионной зависимости детей и взрослых.
показать влияние телевизионных просмотров на физическое и психическое состояние детей.
План проведения:
1.Вступительная часть
2.Факты и комментарии
3. Обсуждение результатов микроисследования
4.Обсуждение проблемы родителями и обмен мнениями
5.Заключительная часть.
Ход мероприятия:
1.Вступительная часть.
Уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы обсудить тему «Телевидение в жизни семьи и ребенка». Отличительная черта времени, в котором мы живем, - стремительное проникновение телевидения и информационных технологий во все сферы жизни человека. На тему «Дети и телевизор» написано огромное количество статей, проведены исследования, высказаны мнения, но проблема как была, так и осталась. По мнению многих родителей, как только ребенок переступают порог дома, телевизор становится его полноправным хозяином. Дети смотрят телевизор, а родители смотрят на детей и начинают переживать по этому поводу. А есть ли на то причины? Давайте постараемся вместе разобраться в вопросах:
- Телевидение в жизни ребенка-это хорошо или плохо?
-Сколько и что должны смотреть дети?
-Должны ли взрослые контролировать просмотр телепередач детьми?
2.Факты и комментарии.
Сообщение « О проблеме телезависимости»
Телевизор в гостиной, телевизор на кухне, телевизор в спальне… Современные дети превратились в телеманов. При включенном телевизоре дети играют, общаются с друзьями и родителями, едят и спят. Они зависят от мерцания голубого экрана почти в той же мере, что и взрослые от алкоголя или сигарет. Последствия этого пристрастия могут быть довольно серьезными. Дети, которые много смотрят телевизор, обычно имеют избыточный вес, менее подвижны, у них выше уровень холестерина в крови.
Советы родителям:
1.Откажитесь от привычки спихивать ребенка на телевизор, как на электронную няньку, даже если вы очень заняты. Вместе этого подыщите ему какое-нибудь дело - пусть учится рисовать или лепить, слушать музыку, развивайте интерес к книге.
2.Выберите достойные передачи. Просмотрите заранее программу на неделю и отметьте те передачи или фильмы, которыми, на ваш взгляд, следовало бы ограничиться.
3.Назначьте один день без телевизора. Объясните, что все, в том числе мама и папа, должны подыскать себе на этот день более полезные занятия.
4.Не ставьте телевизор в детской, если только не хотите окончательно потерять контроль над тем, какие передачи и в какое время смотрит ребенок.
5. Не оставляйте телевизор включенным для создания шумового фона. Если ребенок хочет услышать что-нибудь, пока рисует или занимается, включите радио.
Новости из области статистики:
- 2/3 наших детей в возрасте от 5 до12 лет смотрят телевизор ежедневно.
- Время ежедневного просмотра телепередач ребенком составляет в среднем более двух часов.
- 50% детей смотрят телепередачи безо всякого выбора и исключений.
- 25% детей в возрасте от 5 до 10 лет смотрят одни и те же передачи от 5 до 40 раз подряд.
- 38% ребят в возрасте от 5 до12 лет, отвечая на вопрос о том, как они предпочитают проводить свободное время, на первое место поставили телевизор, исключив при этом занятия спортом, прогулки на свежем воздухе и общение с семьей.
3. Обсуждение результатов микроисследования.
Воспитатель: Возможно, вы подумаете, что эта статистика не относится к нашим детям? Напрасно. Я хочу познакомить вас с результатами опроса детей нашей группы (приложение 1).
А теперь несколько слов о результатах анкетирования родителей (воспитатель приводит данные анализа анкетирования родителей) (приложение 2).
4.Обсуждение проблемы родителями и обмен мнениями.
Ознакомившись со статистикой и результатами анкетирования и ответов детей, родители задают вопросы.
Игра «Вопросы-ответы»
Телевизор:
- Полностью захватывает сознание ребенка?
- Развивает творческие способности, воображение ребенка?
- Отрицательно влияет на физическое развитие ребенка?
- Провоцирует проявление детской агрессии, жестокости?
- Позволяет развивать кругозор ребенка?
- Повышает состояние тревожности, нервозности, страха?
- Воспитывает наблюдательность, внимательность, сосредоточенность?
- Позволяет получать новые знания?
- Ухудшает зрение ребенка?
- Развивает элементы наглядно-образного и логического мышления?
Вывод:
Просмотр телепередач дает возможность:
-расслабиться, забыть проблемы, уйти от страхов и переживаний;
-находить ответы на вопросы, на которые не отвечают взрослые из-за своей занятости;
-понять что такое хорошо и что такое плохо;
-узнавать о различных явлениях в разных областях знаний;
-развить воображение, фантазию, эмоциональную среду;
-занять свободное время.
В то же время длительный просмотр телевизионных передач отрицательно влияет на здоровье детей:
-ухудшается зрение, сон, аппетит, перегружается нервная система ребенка;
-опасными для еще не сформировавшейся детской психики являются сцены агрессии, жестокости, насилия;
-у детей возникает настоящая зависимость, страсть к телевидению.
А что дает взрослым просмотр телепередач? (мнение родителей).
Влияние телевидения на детей резко отличается от влияния на психику взрослых. Дети не могут определить, где, правда, где ложь. Они доверяют всему, что показывается на экране. Лишь с 11 - 12 лет ребята начинают не столь доверительно относиться к тому, что видят на экране.
Сообщение «Требование к просмотру детьми телепередач».
В последнее время общественность и ученые все больше отмечают усиление отрицательного влияния на детей средств массовой информации (в первую очередь интернета и телевидения). Особенно мощное влияние на молодежь и детей осуществляет телевидение. Телевизор становится для детей основным источником информации. Телевизор рассказывает и показывает детям больше «сообщений », чем родители и довольно часто дети доверяют этим сообщениям не меньше, а иногда и больше чем родителям. Дети стараются подражать героям фильмов или мультфильмов. Уже было сказано о положительных и отрицательных качествах телевидения, к сожалению отрицательных качеств, от просмотра телепередач больше: дети не умеют общаться со сверстниками и взрослыми, становятся вялыми и малоподвижными, нервными и капризными. Не стоит забывать, что просмотр телепередач для ребенка - большая зрительная нагрузка. Зрительная нагрузка связана с напряжением аккомодации глаза, и ее необходимо регламентировать следующим образом. В дни посещения ДОУ просмотр телепередач для детей следует ограничить до 15 минут, а в выходные до получаса. Более длительные просмотры перегружают нервную систему ребенка, мешают ему заснуть. Большое значение имеют также условия просмотра. Дети нередко любят располагаться близко к экрану. Оптимальное расстояние для зрения 2,0-5,5 м от экрана. Детям следует сидеть не сбоку, а прямо перед экраном. Освещение при этом может быть как естественным, так и искусственным. Однако свет не должен попадать в глаза, а источники света не должны отражаться на экране телевизора. Желательно, постараться больше привлекать ребенка к совместным занятиям: посильная помощь по дому, игры, прогулка, чтение художественной литературы и у ребенка будет меньше желание проводить свободное время у телевизора.
Правила борьбы с телеманией:
1.Обсуждать и определять с детьми телепередачи для просмотра на последующую неделю.
2.Обсуждать любимые передачи детей после просмотра.
3. Телевизор не должен быть значимой частью в жизни родителей, иначе это станет для ребенка положительным примером.
4.Необходимо помнить о том, что ребенок, который ежедневно смотрит сцены насилия, убийства, привыкает к ним и даже постепенно начинает испытывать от таких эпизодов удовольствие.
5.Заключительная часть. Вывод:
Телевидение способно стать эффективным средством развития ребенка. Но при этом очень важно, какие программы смотрят наши дети и сколько. Главное, чтобы мы – родители и наши дети – не попали в зависимость от телевизора, не заболели телеманией, а ценили, живое, эмоциональное человеческое общение и стремились к нему.
Приложение 1.
Опрос детей старшей группы:
Было опрошено 30 детей. Заданы вопросы:
Сколько раз в неделю ты смотришь телевизор?
18 детей (60 %)- каждый день;
10 детей (33 %)-в выходные дни;
2 ребенка (7%)-очень редко смотрят телевизор.
Ты смотришь телевизор один или всей семьей?
15 детей (50%)-один смотрит;
10 детей (33 %)- с братом или с сестрой;
5 детей (17%)-всей семьей.
Ты смотришь все подряд или предпочитаешь какие-то отдельные передачи?
16 детей (54%)-смотрят все подряд;
10 детей (33%)-фильмы и мультфильмы;
4 ребенка (13%)-только детские передачи.
Если бы ты оказался на необитаемом острове, какие бы ты предметы заказал доброму волшебнику, чтобы твоя жизнь была интересной и нескучной?
12 детей (40%)-попросили телевизор;
10 детей (33%)-еду;
8 детей (27%)- игрушки, книги.
Приложение 2.
Анкета для родителей «Ребенок и телевидение».
1. Что делает Ваш ребенок после прихода домой из детского сада?(Отметьте три наиболее частых занятия).
- играет самостоятельно;
-смотрит телевизор;
-гуляет;
-играет вместе со мной;
-слушает чтение книги;
-играет с братьями, сестрами, друзьями;
-ходит по дому, не в силах себя ничем занять;
-свой вариант (написать).
2. Как часто Ваш ребенок смотрит телевизор?
-каждый день;
-1-2 раза в неделю;
-только по выходным дням;
- в исключительных случаях;
-никогда;
-свой вариант (написать).
3. Какие передачи он смотрит чаще всего?
4. Какие герои больше всего нравятся Вашему ребенку?
5. Как Вы считаете, какое влияние (негативное или позитивное) они оказывают? Почему?
6.Обсуждаете ли Вы с ребенком просмотренные передачи?
-всегда;
-иногда;
-очень редко;
-никогда нет времени;
-свой вариант (написать).
7.Ограничиваете ли Вы просмотр ребенком телепередач.
-да, безусловно;
-иногда это бывает;
-у меня это не получается;
-считаю что этого делать не надо ;
-свой вариант (написать).
8.Как часто работает телевизор в Вашем доме?
-включен всегда с утра до вечера;
-чаще всего включен;
-включается только для просмотра определенных программ;
-включается только в исключительных случаях;
-никогда;
-свой вариант (написать).
9. Что по Вашему мнению необходимо сделать, чтобы телевизор стал другом, а не врагом Вашего ребенка?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект родительского собрания "Игра с ребёнком в жизни вашей семьи"
Показать родителям значение совместных игр в семье для развития ребенка; познакомить с традициями и формами игрового досуга в семьях, с разными видами игр....
Конспект родительского собрания по теме « Здоровый образ жизни дошкольника в детском саду и семье»
Проблема здоровья подрастающего поколения является одной из важных проблем жизни современного общества....
Конспект родительского собрания в старшей группе на тему: «Семья — здоровый образ жизни».
Способствовать воспитанию потребности в здоровом образе жизни; обеспечению физического и психического благополучия....
Конспект родительского собрания в подготовительной группе на тему «Семья - здоровый образ жизни»
Человек - совершенство природы. Но для того, чтобы он мог пользоваться благами жизни, наслаждаться ее красотой, очень важно иметь здоровье....
Конспект родительского собрания "Игра с ребёнком в жизни вашей семьи"
Конспект родительского собрания в младшей группе "Игра с ребёнком в жизни вашей семьи"...
родительское собрание на тему "Здоровый образ жизни семьи - залог здоровья ребенка"
родительское собрание в форме круглого стола на тему ЗОЖ...
Конспект родительского собрания в подготовительной группе на тему «Семья - здоровый образ жизни»
повышение педагогического мастерства родителей по разделу «Семья - здоровый образ жизни»; формирование у родителей ответственности за здоровье своих детей и свое здоровье, мотивации на здо...