Изотерапия в работе с дошкольниками
консультация на тему
Консультации для родителей и педагогов.Изотерапия в работе с детьми дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izoterapiya_v_rabote_s_doshkolnikami.docx | 17 КБ |
Предварительный просмотр:
Изотерапия в работе с дошкольниками
Дошкольный возраст - важнейший периоджизни человека, когда формируются основные личностные характеристики, мировоззрение, отношение к себе и окружающим. Ребенок активно познает мир и отражает его в своей естественной деятельности – игре и рисунке. Наиболее яркие возможности для самовыражения детей представляет изобразительное творчество.
Современные исследователи указывают на большую роль изобразительного искусства и игры в формировании психики ребенка, как нормально развивающегося, так и с ограниченными возможностями здоровья (Медведева Е.А., Левченко Е.Ю., Смирнова Е.О.). В ситуации, когда вербальные контакты между детьми в группе затруднены, изотерапия выступает в роли средства общения, способствует сплочению и взаимодействию детей. Выражая себя через рисунок, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами. Это особенно важно в коррекционной работе с невротичными и тревожными детьми.
Нельзя не согласиться с Л.Д.Лебедевой, которая указывает, что изотерапия создает положительный эмоциональный настрой в группе, облегчает процесс коммуникации со сверстниками, укрепляет культурную идентичность ребенка, развивает чувство внутреннего контроля, способствует творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта и социализации ребенка.
В своей практической деятельности я использую детский рисунок как в диагностике, так и в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками, имеющими проблемы в эмоционально-волевой сфере (высокая тревожность, агрессия, низкая самооценка, робость, застенчивость). Именно в рисунке отражаются не только уровень развития графических навыков и овладение техникой рисования, но и характеристики интеллектуального развития, особенности личности и характера, а также особенности межличностных отношений. На мой взгляд, ценность изотерапии заключается в том, что техники и приемы могут использоваться в индивидуальной, подгрупповой и групповой работе с дошкольниками почти всех возрастных групп.
В течение 2011-2012 учебного года с детьми старшей группы, имеющими проблемы в эмоциональной сфере (высокий уровень тревожности и агрессии, низкий уровень самооценки и общительности), проводились индивидуальные и подгрупповые занятия (1 раз в неделю) с применением изотерапевтических техник, способствующих коррекции агрессии, тревожности, общительности. После повторной диагностики результаты изменились: снизилось проявление негативных эмоций, повысились самооценка, общительность и оптимизм детей, снизилась тревожность.
Уважаемые коллеги! Предлагаю вам цикл изотерапевтических техник, направленных на коррекцию эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста.
«Разноцветные листы»
Цель: совершенствование элементов саморегуляции, тренировка последовательности действий, погашение гиперактивности.
Инструкция: ребенку предлагается поочередно раскрасить красками листы бумаги (красным, желтым, синим, зеленым), после чего в этой же последовательности повесить листы на стену, закрывая один другим.
«Рисунок глиной»
Цель: снятие напряжения, тактильная стимуляция, развитие воображения.
Инструкция: предложить ребенку окунуть пальчики в глину (пальчиковые краски) и рисовать по бумаге (оргстеклу).
Тема рисунка может меняться.
«Свободный рисунок в круге»
Цель: гармонизация эмоционального состояния, налаживание коммуникации, объединение.
Инструкция: детям предлагается по очереди рисовать красками друг к другу дороги в круге (большой лист бумаги в виде круга)
«Водный салют»
Цель: коррекция страхов, снятие напряжения, развитие воображения
Инструкция: попросить ребенка рисовать красками на воде, разглядывать и анализировать получившиеся фигуры.
«Мелки – наперегонки»
Цель: коррекция агрессии, снятие напряжения, гармонизация эмоционального состояния.
Инструкция: ребенок в разном темпе (медлен – быстро) делает мелками штрихи на листе
«Разноцветные камушки»
Цель: снятие напряжения, тактильная стимуляция, развитие творческого воображения.
Инструкция: попросить ребенка раскрасить морские камушки так, как он захочет.
«Семья»
Цель: выявление эмоционального состояния ребенка, чувств и представлений, связанных с детско-родительскими отношениями.
Инструкция: ребенка просят раскрасить шаблоны фигур (женской, мужской, детской), при желании прокомментировать свою работу.
«Мой страх»
Цель: коррекция страхов, снятие напряжения, развитие творческого воображения.
Инструкция №1: ребенку предлагается нарисовать свой страх (на что он похож), прокомментировать свою работу и спрятать в сундучок в кабинете психолога.
Инструкция №2: разорвать рисунок и выбросить в мусорное ведро.
Инструкция №3: превратить рисунок в смешной, пририсовав смешные детали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение арттерапевтических техник (на примере изотерапии) в работе педагога-психолога ДОУ
Применение арттерапии в системе коррекционно-развивающей работы психолога Доу. Примеры занятий.Актуальность проективных методик при работе с детьми дошкольного возраста....
Реферат на тему: «Изотерапия в работе с детьми с общим недоразвитием речи»
В данной работе раскрыты теоретические основы изотерапии как метода психотерапевтической работы с детьми с ОНР. Показана актуальность изотерапии, а имено, какое значение имеет изобразительная деятельн...
«Применение изотерапии в работе педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста»
Изотерапия (рисуночная терапия)- это изобразительная деятельность, сопровождающаяся терапевтическим эффектом. Это здоровьесберегающая технология, направленная на сохранение и укрепление психолог...
Консультация для педагогов " Изотерапия в работе педагога"
Сегодня у многих детей отмечается повышенное беспокойство, неуверенность, эмоциональная неустойчивость. В сочетании с неправильным воспитанием и неудовлетворенностью ребенка общением со св...
консультация для родителей изотерапия в работе с детьми - дошкольниками
изотерапия - одно из развитых направлений арттерапии. рисуйте вместе с детьми!...
Изотерапия как вид арт-терапии в работе с дошкольниками
статья "Изотерапия как вид арт-терапии в работе с дошкольниками"...
Изотерапия, как вид арт – терапии в работе с дошкольниками.
статья изотерапии...