Готовность ребенка к школе
статья (подготовительная группа) на тему
Если в семье подрастает первоклассник, значит 1 сентября станет особенно знаменательным событием для всех членов семьи. Но как родителям понять, готов ли малыш к новому этапу своей жизни?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovnost_rebenka_k_shkole.docx | 30.63 КБ |
Предварительный просмотр:
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ
Нынешнее поколение детей, конечно же, отличается от предыдущего. Вполне вероятно, что ребенок 3-4 лет обладает удивительными способностями. И кажется, что настало время, отдавать ребенку в школу. Но не только интеллектуальные способности влияют на успех в обучении. Современные психологи считают, что многое зависит от того, как ребенок психологически готов учиться, и это не имеет ничего общего тем, умеет ли ребенок считать, читать и даже писать.
Чтобы ответить на вопрос, в каком возрасте следует отдавать ребенку в школу, необходимо учитывать психологические особенности детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.
Младший дошкольный возраст – самый важный период в развитии ребенка-дошкольника. Именно в это время происходит переход ребенка к новым отношениям со сверстниками, взрослыми, с прежним миром.
Особое внимание психологи обращают на «кризис трех лет», когда младший дошкольник, совсем недавно, такой еще гибкий и покладистый, начинает проявлять нетерпимость к опеке родителей, желание настаивать на своем мнении, упорство в реализации своих целей. Это говорит о том, что предыдущий тип отношения «взрослый-ребенок» должен быть изменен в сторону большей независимости ребенка и обогащения его деятельности достаточной самостоятельностью.
Стремление к независимости формируется в опыте сотрудничества со взрослыми. В совместной с родителями деятельности ребенок изучает новые способы и приемы действий, осваивает примеры совершенно иного поведения и отношения, учится действовать самостоятельно и стремится достичь наиболее лучшего результата.
К концу 3-х лет ребенок начинает активно проявлять потребность в познавательном общении со взрослыми, о чем говорят многочисленные вопросы, задаваемые им.
К концу младшего дошкольного возраста характерно развитие интереса к общению со сверстниками, открываются новые возможности для развития у детей рефлексии, доброжелательного отношения к окружающим, которые необходимы для правильного социального развития. Для того, чтобы в поведении ребенка могли быть приняты во внимание интересы и чувства других, он должен для начала научиться сопереживать близким людям – родителям, друзьям.
У детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) в деятельности и поведении появляется целый ряд новых особенностей, которые отличают их от младших дошкольников.
Повышаются физические возможности детей, они испытывают острую необходимость в активной двигательной деятельности, и в случае ее ограничения становятся непослушными, капризничают, перевозбуждаются. Именно для детей среднего дошкольного возраста является характерной слабость тормозных процессов, высокая активность, возбудимость, что требует частой смены деятельности. Это помогает ребенку успокоиться и восстановить силы, а также создает возможности для развития познавательности во всех сферах его жизни.
К 5-му году жизни у детей активно проявляется стремление общаться не только со взрослыми, но и со своими сверстниками. Средний дошкольник нуждается в содержательном общении с другими детьми. Речевое общение становится все более активным и длительным. Новые черты появляются в контактах средних дошкольников со взрослым. Дети этого возраста активно стремятся к интеллектуальному, познавательному диалогу.
Так же у детей на этом возрастном этапе сохраняется очевидный интерес к игре. Она по-прежнему продолжает оставаться ведущим видом деятельности в их жизни. Но у средних дошкольников, в отличие от младших, наблюдается возрождение интереса к правилам игры. Именно к этому возрасту появляются многочисленные жалобы, заявления детей, что что-то не так, или кто-то не выполняет каких-либо правил.
Дети 4-5 лет весьма эмоциональны, отличаются яркостью и непосредственностью выражения своих чувств. Задача взрослого вызвать эмоциональную отзывчивость детей, направить ее на сочувствие и сопереживание сверстникам.
Старший дошкольный возраст (6-7 лет) считается наиболее благоприятным для развития познавательной активности, интересов и творчества детей. И вся атмосфера их детской жизни должна этому способствовать.
Дети старшего дошкольного возраста в процессе жизнедеятельности уже вполне способны осваивать нормы и правила культуры и поведения. Для них становятся более понятными мотивы выполнения тех или иных правил. Взрослый, поддерживая позитивное поведения и доброжелательные поступки ребенка, тем самым способствует развитию его самостоятельности и росту в нем чувства самоуважения.
Характерной чертой детей старшего дошкольного возраста является появление у них интереса к проблемам, которые выходят за пределы их личного опыта. Дети начинают интересоваться прошлым и будущим, жизнью в разных странах, животным и растительным миром и др.
Рассмотрев данные особенности детей дошкольного возраста, можно прийти к выводу, что оптимальным для школьного обучения является старший дошкольный возраст. Считается, что в этом возрасте готовность ребенка к школе даже если и не полностью развита, она близка к идеалу.
Тем не менее, на практике многие дети, достигшие 6-7 лет и имеющие необходимые для школы знания и умения, испытывают трудности в обучении. Их психологическая готовность к школе не сформирована, и именно поэтому «учебные будни» обременяют этих детей.
Так что же такое психологическая готовность к школе?
Психологическая готовность к школьному обучению – это достаточный уровень психологического развития ребенка, необходимый для усвоения школьной программы в современных условиях обучения.
Вопросом психологической готовности к школьному обучению занимались следующие педагоги: М.М. Бeзруких, Л.И. Бoжoвич, А.В. Зaпoрoжeц, Л.А. Вeнгeр, Л.М. Фридман, В.С. Мухина, Е.Е. Крaвцoвa и многие другие.
Л. М. Безруких считает, что готовность ребенка к обучению в школе - это определенный уровень психического, функционального и морфологического развития детей, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению здоровья ребенка
Л. А. Венгер интерпретирует понятие готовности к школе как определенный уровень социальных навыков, характеризующихся следующими умениями: умение конструктивно общаться со взрослыми и сверстниками, умение регулировать свое поведение в зависимости от ситуации, умения без которых обучение невозможно в принципе или затруднено (это развитие речи, мелкой моторики, координации, организация своей деятельности), а так же личностное развитие, включающие в себя мотивацию, самопознание, самооценку
Принимая во внимание эти два определения, можно сделать вывод о том, что психологическая готовность к школе включает в себя несколько аспектов.
Интеллектуальная (познавательная) готовность.
Долгое время было принято судить о готовности ребенка к школе по количеству выявленных у него умений, по словарному запасу, по конкретным навыкам и знаниям. На сегодняшний день это нельзя назвать единственным мерилом интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучения. Современные программы и их усвоение требуют от детей способности анализировать, сравнивать, обобщать, делать свои собственные выводы, то есть – хорошо развитой когнитивной сферы. И если говорить об интеллектуальной готовности ребенка к школе, то стоит обращать внимание прежде всего на общие характеристики его мыслительных процессов. Для того, чтобы ребенок успешно адаптировался в школьной среде, к концу старшего дошкольного возраста у него должно быть сформировано наглядно-образное мышление и отдельные операции концептуального и логического мышления.
Значимость наглядно-образного мышления в интеллектуальной готовности к школе связана с его основными функциям, регулирующими деятельность. Оно позволяет наметить возможные направления действий, исходя из особенностей определенной ситуации. Если же образное мышление недостаточно развито, при довольно-таки высоком уровне логического мышления, последнее берет на себя ориентировку в той или иной ситуации. В практике начального образования это проявляется в том, что детям трудно решить простейшую математическую задачу, не выяснив, «на что эта задача».
В настоящее время существует довольно большая база психодиагностических методик, позволяющих определить уровень интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Это, например, тесты-опросники П. Кеэса, А.Н. Леонтьева, Н.И. Гуткиной, А. Керна – Й. Йерасика и др.
Потребносто-мотивационной готовность.
Если говорить об потребностно-мотивационной готовности детей к школьному обучению, прежде всего, стоит обращать внимание на сформированность у них мотивационной сферы. Она предполагает следующее: хочет ли ребенок идти в школу, хочет ли он учиться, заинтересован ли он школьной жизни и обучением, что в свою очередь является основным фактором потребностно-мотивационной готовности.
При поступлении в первый класс ребенок включается в абсолютно новую для него систему социальных отношений. Изменяется отношение к нему окружающих, появляются новые требования и ожидания. Требования к детям дошкольного возраста прежде всего связаны с их поведением: «хорошо себя вести» – то есть слушаться родителей, не капризничать, не шалить. Что касается первоклассников, сохраняя вышеуказанные требования, на первый план выходит требование «хорошо учиться», которое проявляется в необходимости правильно воспроизводить задаваемую учителем информацию, познавательно и инструментально усваивать социально выработанные способы решения различных задач.
Особенностью школы для ребенка является необходимость выполнения жестко заданных правил и норм. Поведение ребенка, особенно на уроке в классе, должно подчиняться строго установленным правилам: поднимать руку, прежде чем ответить, не подсказывать одноклассникам и др. Социальные отношения и с учителем и со сверстниками приобретают все более «нормативный» характер, нежели чем в садике – есть четкая структура группы.
Для диагностики потребносто-мотивационной готовности детей к школе используются методики М.Р. Гинзбурга, Д.В. Солдатова, А.Л. Венгера и др.
Эмоционально-волевая готовность.
Важным аспектом психологической готовности к школе является эмоциональное самосознание ребенка. Следует отметить, что при переходе ребенка на следующий возрастной этап, претерпевает изменения отношение ребенка к самому себе, что расширяет не только внешний круг жизни ребенка, но и его внутреннюю жизнь. Это связано с открытием ребенком собственных переживаний. До этого он так же имеет опыт переживаний, но сам не зная, что переживает и что является переживающим субъектом. Сейчас же у него возникает более действенное отношение к своим эмоциям. Самосознание ребенка, в том числе и самооценка, полностью меняется.
В понятии психологической готовности к школьному обучению все аспекты взаимосвязаны. Таким образом, волевая готовность тесно переплетена со всеми остальными. В процессе обучения ребенка ожидает напряженная работа, которая потребует от него несомненно волевых усилий: дисциплина, режим, программа, ему нужно будет делать не то, что хочется, а то, что потребует учитель. И здесь стоит обратить внимание на такой элемент волевой готовности, как соподчинение мотивов. Ситуация, где приходится делать выбор между «хочу» и «надо», чрезвычайно трудна для ребенка и не всегда его воли достаточно, чтобы не следовать за непосредственным «хочу». И только с поддержкой взрослого ребенок способен следовать социально более значимому мотиву.
Еще одним фактором психологической готовности к школе, связанным с волевыми усилиями, является функция планирования собственной деятельности ребенком. В возрасте 6-7 ребенок способен выделять этапы предстоящей деятельности, выстраивать их в систему, стремиться к конечной цели при выполнении промежуточных этапов. И здесь большую роль играет речь, подчинение ребенка сначала словестным инструкциям взрослого, а потом и собственным волевым вербализированным требованиям.
Диагностировать эмоционально-волевую готовность ребенка к школьному обучению можно с помощью методик А.Л. Венгера, А.З. Зака, М.Н. Костикова и др.
Социально-психологическая готовность.
Огромное значение в психологической готовности детей к школе играет формирование сфер социальных отношений ребенка со взрослыми и сверстниками. И причины трудностей ребенка в процессе обучения часто лежат либо в сфере общения со взрослыми (непонимание вопросов учителей, их особое положение, специфика учебных ситуаций и образовательной коммуникации), либо во взаимодействии со сверстниками (неумение слушать друг друга, содержательно общаться с одноклассниками, согласовывать с ними свои интересы и желания, и т.д.), либо в их собственном самосознании (завышенная или заниженная оценка своих способностей и возможностей, необъективное отношение к результатам своей деятельности, неправильное восприятие оценок учителя и т.д.). Все эти три группы трудностей выделены не случайно, именно они отражают основные аспекты социально-психологической готовности ребенка к школе и школьному обучению.
В сфере взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками к концу старшего дошкольного возраста происходят значительные изменения. Общение приобретает некий социально-культурный контекст, становится внеситуативным. Ребенок теперь ориентируется не только на непосредственное общение, не только на имеющуюся ситуацию, но и на определенные, принятые сознательно, задачи, правила и нормы.
Для определения умения детей устанавливать содержательные контакты друг с другом, взаимодействовать в ситуации совместной деятельности, психологами используются самые различные методы. К ним можно отнести методики М.Я. Басова, Т.Д. Марцинковской, И.А. Орловой, Г.А. Урунтаевой и др.
Все рассмотренные нами аспекты психологической готовности детей к школе действуют совместно в комплексе, в системе. И при их оптимальном развитии ребенок старшего дошкольного возраста безболезненно включается в режим школьного обучения, у него создаются наиболее позитивные предпосылки к овладению учебной деятельности.
Для этого, во-первых, ребенок при поступлении в школу должен иметь такие мотивы, как желание стать школьником и желание учиться. В этом плане его отношение к школе должно быть позитивным, но реалистичным. Во-вторых, у ребенка должны быть достаточно развиты познавательные процессы, такие как память, внимание, мышление и пр. В-третьих, ребенок с помощью силы воли должен уметь сознательно контролировать свое поведение для достижения поставленных школой целей. И, в-четвертых, ребенок должен признавать авторитет учителя, конструктивно взаимодействовать с одноклассниками при выполнении групповых заданий.
Что должен знать и уметь ребенок к 1 классу
Должен ли ваш ребенок уметь читать и писать до школы? Специалисты говорят, что это не обязательно. Более того, в некоторых случаях самостоятельное обучение ребенка чтению и письму в раннем возрасте может ему даже навредить. Итак, что обязательно должен знать и уметь будущий первоклассник?
• знать свое имя и фамилию, адрес, имена членов семьи;
• знать времена года, названия месяцев, дней недели, различать цвета;
• считать до десяти;
• увеличивать или уменьшать группу предметов на заданное количество (решение задач с группами предметов), уравнивать множество предметов;
• уметь сравнивать группы предметов: «больше, меньше или равно»;
• объединять предметы в группы по принципу родства;
• находить в группе предметов лишний;
• высказывать свое мнение, построив законченное предложение;
• иметь представление об окружающем мире: о профессиях, предметах живой и неживой природы, правилах поведения в общественных местах;
• иметь пространственные представления: право, лево, вверх, вниз, под, над, из-за, из-под чего-либо;
• легко общаться с другими детьми;
• выполнять распоряжения старших.
Как помочь ребенку адаптироваться к школе
Родители должны помочь малышу психологически понять и принять все изменения, которые произойдут в его жизни. Ни в коем случае нельзя пугать будущего первоклассника школой. Нужно заранее объяснить ребенку, что у него будет другой режим. Рекомендуется заранее показать ему здание школы, сходите вместе на экскурсию, пусть кроха погуляет по коридорам, посмотрит, как выглядят классы.
Ребенку надо рассказать о положительных сторонах обучения в школе. Желательно познакомиться заранее с классным руководителем и будущими одноклассниками. Ребенок нуждается в психологической поддержке, ведь он наверняка волнуется в преддверии перемен в своей жизни. Кто, как не родители, может оказать ему эту поддержку.
Малышу следует хорошенько изучить дорогу от дома до школы. Даже если пока не планируется отправлять его одного на занятия, это придаст ребенку уверенности.
Советы для успешной адаптации детей к школе
Следите за тем, чтобы ребенок придерживался определенных правил: занимался в одно и тоже время, соблюдал режим подъема и отхода ко сну, чередовал нагрузки и отдых, ежедневно гулял на свежем воздухе.
Ни в коем случае не ругайте малыша за неудачи! Поддерживайте его, вселяйте в него уверенность в то, что у него все получится.
Тревожность, предчувствие неудачи, страх совершить ошибку – плохие помощники в учебе. Постарайтесь создать в доме благоприятную атмосферу, она будет способствовать успеваемости.
Никогда не сравнивайте ребенка с другими детьми. Наоборот, подчеркивайте его сильные стороны, воспитывайте самоуважение.
Тактично предлагайте помощь, если у малыша что-то не получается, но не делайте за него всю работу. Подсказывайте, направляйте к правильному решению, но не давайте готовый ответ.
Развивайте в ребенке самостоятельность. Позвольте ему самому планировать порядок выполнения домашних уроков, готовить одежду на следующий день, собирать учебники и тетради для занятий.
Проявляйте как можно больше интереса к тому, как проходит день ребенка в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность ребенка к школе имеет сложную структуру.
Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность (ПГ) ребенка к школе имеет сложную структуру. Компоненты ПГ: мотивационная гото...
Семейный клуб «А Ваш ребенок готов идти в школу?» в рамках проекта «Ресурсная школа» «Речевая готовность ребенка к школе»
Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. В статье говорится о том, как должны быть развиты компоненты...
РЕБЕНОК НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ. ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
Наверное, каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо. И учительница будет красивая и добрая, и одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на пятерки....
"Дискуссионные качели" для родителей подготовительных к школе групп на тему: "Пора ли ребенку в школу?" / Готовность ребенка к школе в контексте ФГОС ДО/
Методическая разработка общего родительского собрания для родителей подготовительных групп в нетрадиционной форме - "дискуссионные качели" создаст непринужденную атмосферу сотрудничества пед...
Основа подготовки ребенка к школе – психологическая готовность ребенка к школе
Статья о том, какую важную роль в подготовки ребенка к школе имеет психологическая подготовка к школе....
Анкета для родителей. Готов ли ваш ребенок к школе Как определить готовность ребенка к школе
Анкета для родителей. Готов ли ваш ребенок к школеКак определить готовность ребенка к школе...
Интеллектуальная готовность ребенка к школе Наиболее важными показателями интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе являются характеристики развития его мышления и речи.
Что нужно, чтобы дошкольник рос любознательным, умным, сообразительным? Необходимо как можно чаще прислушиваться к ребёнку, стараться понять особенности его возраста, оценить его собственные, ин...