Семинар-практикум "Поговори со мною, мама!"
методическая разработка (старшая группа) на тему
Для родителей детей средних групп, учитель-логопед совсестно с педагогом-психологом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pogovori_so_mnoyu_mama._seminar-praktikum.docx | 32.54 КБ |
pogovori_so_mnoyu_mama.pptx | 1.1 МБ |
Предварительный просмотр:
Поговори со мною, мама!
Цель: ознакомление родителей с особенностями развития речи и психических процессов детей 4—5 лет, играми и упражнениями, направленными на развитие речевых и неречевых психических функций у детей.
Выступление учителя-логопеда
Речь — одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, сформировать взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.
Каковы же особенности речи детей пятого года жизни? В этом возрасте заметно увеличивается активный словарь детей за счет слов, обозначающих свойства и качества предметов, действия с ними, их функциональные признаки. Они начинают подбирать слова с противоположным («большой — маленький», «сладкий — кислый») и близким (снежный — снежок») значениями, употребляют обобщающие слова («фрукты», «овощи», «игрушки», «мебель»), К пяти годам количество слов, которыми оперирует ребенок, составляет около 3000.
Для детей этого возраста характерна неустойчивость произношения, которая заключается в том, что ребенок в одном звукосочетании правильно произносит звуки, а в другом — неправильно. Типична и обратная замена звуков («шапка» — «сапка», «жук» — «зук» и т.д.).
У многих детей наблюдается несовершенное произношение сонорных звуков ([р], [л]), что обусловлено недостаточным развитием речедвигательных механизмов. Вместе с этим отмечаются особые чувствительность, восприимчивость к звукам речи. В усвоении грамматического строя речи происходят значительные изменения: дети учатся согласовывать названия предметов с прилагательными в роде, числе и падеже, ориентироваться на окончания слов («красный шар», «красная шапка»); начинают активно использовать в речи предлоги (в, над, под, между, около).
Речь становится связной и последовательной. Происходит переход от ситуативной речи к контекстной. Развивается как диалогическая, так и монологическая речь. Дети могут участвовать в коллективной беседе, пересказывать сказки и короткие рассказы, составлять рассказы по картинкам, игрушкам.
Дошкольники овладевают практически правильным произношением всех звуков родного языка. У них формируется осознание своих произносительных умений.
Речь дана природой от рождения, а мы — взрослые — прикладываем немало усилий, чтобы она была развита своевременно и правильно.
Обогащение пассивного и активного словаря ребенка и формирование у него грамматически правильной фразовой и связной речи — задачи, которые родители и педагоги могут и должны решать ежедневно. В первую очередь это касается семей, где есть дети с нарушением речевого развития.
Рекомендации по развитию речи детей 4-5 лет
- Расширение словарного запаса по лексическим темам
Игра «Назови одним словом»
Задача: учить обобщению.
Логопед. Машина, кукла, мяч — это что?
Дети: Игрушки
Логопед: Диван, шкаф, кресло – что это?
Дети: Мебель.
Логопед: врач, повар, воспитатель – что это?
Дети: Профессии.
Упражнение «Кто быстрее»
Задача: учить классификации.
Логопед. Какие игрушки вы знаете?
Дети. Кубик, пирамидка, мишка, мяч, машинка.
Логопед: каких насекомых вы знаете?
Дети: оса, муха, пчела, комар, моль.
Упражнение «Подбери признак, подбери действие»
Задача: учить подбирать слова-определения, слова-действия.
Мяч (какой?) — резиновый, круглый, красивый, прыгучий, большой, твердый, гладкий.
Кукла (какая?) — нарядная, красивая, большая, пластмассовая.
Машина (какая?) — грузовая, красивая, большая, пластмассовая, разноцветная.
В магазине игрушки можно (что делать?) рассматривать, трогать, выбирать, покупать.
С куклой в детском саду можно что делать? Играть, одевать, кормить, раздевать, укладывать спать, мыть.
Дома, на улице с игрушками можно (что делать?) — играть, мыть, отдавать, дарить, ремонтировать, убирать.
Упражнение «Скажи наоборот»
Задача: упражнять в подборе антонимов.
Мишка мягкий, а кубик твердый.
Грузовая машина тяжелая, а мяч легкий.
Автобус новый, а ослик старый.
Горячая вода, холодная вода.
Чай горячий, компот холодный.
Развитие навыков словообразования
Упражнение «Назови ласково»
Задача: упражнять в образовании существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Мяч —мячик.
Кукла — куколка.
Машина — машинка.
Пирамида — пирамидка.
Матрешка — матрешечка.
Коляска — колясочка.
Игрушка — игрушечка.
Упражнение «Из чего — какой?»
Задача: упражнять в образовании прилагательных от существительных.
Автобус из металла (какой?) — металлический.
Мишка из плюша (какой?) — плюшевый.
Мячик из кожи (какой?) — кожаный.
Дом из пластмассы (какой?)— пластмассовый.
Ослик из резины (какой?) — резиновый.
Пирамидка из дерева (какая?) — деревянная.
Ведро из железа (какое?) — железное.
Развитие навыков словообразования
Упражнение «Один-много»
Задача: упражнять детей в правильном употреблении существительных мн.ч., И.п.
Мяч – мячи.
Кукла – куклы.
Кубик – кубики.
Мишка – мишки.
Пирамида – пирамиды.
Флажок – флажки.
Упражнение «Считай и называй»
Дети считают предметы: «один мяч, два мяча, три мяча, четыре мяча, пять мячей».
Упражнение «Закончи стихотворение»
Задача: развивать фонематическое восприятие, чувство ритма, рифмы, подбирать нужное слово в конце стихотворной строки.
Логопед начинает фразу, а дети ее заканчивают.
Положили в миску…кашку.
Надевал пожарный …каску.
Сладко спит в берлоге…мишка.
На столе с салатом…миска.
Имя нашей кошки…Машка.
Развитие связной речи
Упражнение «Опиши игрушку»
Ребенку демонстрируется картинка с изображением слона. Логопед предлагает описать его любимую игрушку.
Какой слон по цвету? (Слон серого цвета).
Какой слон по размеру? (слон большой)
Назови части тела слона? (У слона есть голова, большие уши, хобот, туловище, четыре ноги, хвост).
Из чего сделан слон? (Слон сделан из пластмассы).
Во что одет слон? (Слон одет в синий комбинезон, полосатые ботинки, красный свитер).
Логопед просит ребенка повторить рассказ самостоятельно.
Упражнение «Расскажи по картинкам»
Ребенку показывают сюжетную картинку. Логопед предлагает послушать рассказ: «Ко дню рождения Вани папа решил сделать ему подарок. В выходной день папа и мальчик отправились в магазин игрушек. Там было много самых разных игр, машин, мишек. Но больше всего Ване понравился робот. Он был сделан из блестящих металлических деталей. Им можно было управлять, нажимая на кнопки пульта управления. Папа купил Ване в подарок робота.
Дома Ваня играл с роботом и всем показывал свою новую игрушку. Он был очень доволен подарком».
Беседа по сюжетной картинке:
- На какой праздник папа решил сделать Ване подарок?
- Куда ходили Ваня с папой?
- Какие игрушки были в магазине?
- Какая игрушка больше всего понравилась Ване?
- Из чего был сделан робот?
- Понравился ли Ване подарок?
Логопед читает рассказ еще раз. Просит ребенка рассказать по порядку, что было сначала, что потом и чем все закончилось.
Выступление педагога-психолога
Логопед обращается к родителям: «Уважаемые родители! Все психические процессы у детей — память, внимание, восприятие, мышление, целенаправленное поведение — развиваются при непосредственном участии речи.
В формировании высших психических функций у ребенка как личности речь играет исключительную, ни с чем не сравнимую роль. Выполняя функцию общения, она служит базой для развития мышления; обеспечивает
возможность планирования и регуляции поведения ребенка, организации всей *го психической жизни, влияет на развитие личности в целом.
Наиболее ярко развитие детей 4—5 лет характери5Уют возрастающая произвольн)СТЬ> преднамеренность, целенагРавленность психических проце^08,что свидетельствует об уве.,ичении участия воли в процес(ах восприятия, памяти, вниман™-
Восприятие. В эом возрасте дети осваивают прие11Ы активного познания свойств прДмстов (измерение, сравнение ^утем наложения, прикладыван1я предметов друг к другу и т.п.).в процессе познания ребенок з<акомится с различными свойства111 окружающего мира: цветом, ф'Рмой, величиной предметов, хар.ктеристика- ми времени, простра]ства, вкуса, запаха, звука, качеств поверхности. Он учится воспринимать их проявления, различат оттенки и особенности, осваив«гт способы обнаружения, запом^ает названия. В этот период фрмируются представления об осрвных геометрических фигура: (квадрате, круге, треугольнике, ’вале, прямоугольнике и многогольнике); о семи цветах спектр» белом и черном; о параметра: величины (длине, ширине, высот толщине); о пространстве (далё°’ близко, глубоко, мелко, там, ^есь, ввер
стые схематизированные изображения для решения несложных задач. Они могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. Дети могут сказать, что произойдет в результате взаимодействия объектов, на основе их пространственного расположения. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа. Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если детям предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых и спросить: «Каких кружков больше — черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше — белых или бумажных?», ответ будет таким же — больше белых.
Мышление в целом и более простые процессы, его составляющие (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), нельзя рассматривать в отрыве от общего содержания деятельности ребенка, от условий его жизни и воспитания.
Решение задач может происходить в наглядно-действенном, наглядно-образном и словесном планах. У детей 4—5 лет преобладает наглядно-образноемышле
ние, и главная задача педагога — формировать разнообразные конкретные представления. Однако не следует забывать, что мышление человека—это и способность к обобщению, необходимо также учить детей обобщать. Ребенок данного возраста способен анализировать объекты одновременно по двум признакам: цвету и форме, цвету и материалу и т.п. Он может сравнивать предметы по цвету, форме, величине, запаху, вкусу и другим свойствам, находя различия и сходство. К пяти годам ребенок может собрать картинку из четырех частей без опоры на образец и из шести частей с опорой на образец, обобщать понятия, относящиеся к следующим категориям: «фрукты», «овощи», «одежда», «обувь», «мебель», «посуда», «транспорт».
Воображение. Воображение продолжает развиваться. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. В дошкольном возрасте развивать психические функции необходимо через интересные для ребенка игры.
Предлагаем вашему вниманию игры, в которые вы можете поиграть с ребенком дома, на прогулке, в поездке».
ра «Я вижу...»
Взрослый предлагает ребенку посмотреть вокруг и назвать предметы, которые он видит.
Взрослый. Давай посмотрим, кто назовет больше предметов, которые нас окружают. Я вижу стол. А ты что видишь?
Ребенок. А я вижу окно.
Взрослый.Ая вижу люстру.
И так далее, пока не будут перечислены все предметы, находящиеся в поле зрения.
Игра «Найди предметы, похожие на...»
Взрослый предлагает ребенку вспомнить или найти в своем окружении предметы, похожие на круг (треугольник, квадрат, прямоугольник).
Игра «Обезьянка»
Взрослый предлагает ребенку: «Давай мы с тобой сегодня превратимся в обезьянок. Лучше всего обезьянки умеют передразнивать, повторять все, что видят».
Взрослый на глазах у ребенка складывает конструкцию из кирпичиков (или из того материала, на котором проводится игра). Дошкольник должен как можно точнее скопировать не только конструкцию, но и все движения.
Вариант: построенную на глазах у ребенка конструкцию закрывают листом бумаги или коробкой
и ему предлагается сложить ее по памяти (потом результат сравнивается с образцом).
Игра «Собери картинку»
Взрослый предлагает ребенку картинку, разрезанную на 4—6 частей: «Перед тобой картинка, разрезанная на части. Как ты думаешь, что нарисовано на этой картинке? Что получится, когда ты сложишь части вместе?» Ребенок должен назвать, что нарисовано на картинке, и выполнить задание на основе зрительного соотнесения.
Игра «Сравни предметы»
Взрослый показывает ребенку два предмета, например женскую и мужскую туфлю, и предлагает назвать, чем эти два предмета отличаются и чем похожи.
Игра «Каскад слов»
Взрослый просит ребенка повторить слова. Сначала нужно назвать одно слово, а затем два. Ребенок их должен повторить в той же последовательности. Затем взрослый называет три слова и т.д.
- Огонь.
- Дом, молоко.
- Конь, гриб, игла.
- Петух, солнце, кит, тетрадь.
- Крыша, пень, вода, свеча, школа.
- Карандаш, машина, брат, мел, птица, стакан.
- Орел, игра, дуб, телефон, хлеб, пальто, сын.
• Мяч, яблоко, шапка, морковь, стул, бабочка, метро, цыпленок, носки.
Игра «Цепочка слов»
Взрослый называет какое-либо слово, например «лето», и спрашивает у ребенка, что он представляет себе, когда его слышит. Тот, например, отвечает: «Солнце». Взрослый, услышав слово «солнце», называет слово, которое по смыслу подходит ему, например «пляж» и т.д.
Игра «Что исчезло?»
Взрослый просит ребенка внимательно посмотреть на картинки, назвать нарисованные на них предметы и постараться их запомнить.
Ребенок закрывает глаза или отворачивается, а взрослый убирает одну картинку. Дошкольник должен открыть глаза и назвать исчезнувший предмет.
Вариант: взрослый меняет местами 2—3 картинки, а ребенок должен определить, что изменилось.
Игра «Четвертый лишний»
(на слайде появляются картинки)
Взрослый просит ребенка внимательно посмотреть на картинки и сказать, какой из четырех изображенных на них предметов лишний. Почему?
Игра «Да-нетка»
Взрослый загадывает слово (название животного,растения, овоща, фрукта и т.д.), а ребенок с помощью вопросов, на которые можно отвечать только «да» или «нет», должен это слово угадать.
Игра «Угадай по описанию»
Взрослый описывает предмет, обращая внимание на его отличительные свойства и признаки. Дети угадывают его. Затем дошкольники по очереди загадывают свой предмет. Например, взрослый говорит: «Это овощ. Он красный, круглый, сочный».
Игра «Почему это произошло?»
Ребенку зачитывают незаконченные предложения, предлагают внимательно послушать начало каждого предложения и придумать его завершение.
Например:
- Башня, которую строил Ваня из кубиков, развалилась, потому что...
- Мама похвалила Наташу, потому что...
- Мама рассердилась на Сашу, потому что...
- Мячик решили выкинуть, потому что...
- Листья на деревьях пожелтели, потому что...
Муниципальная бюджетная дошкольная образовательная организация
«Детский сад № 16»
Семинар-практикум для родителей
Поговори со мною, мама!
Учитель-логопед Юшманова А.Л.
Педагог-психолог Митюкова Е.А.
г. Зима
2014г.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель семинара-практикума: ознакомление родителей с особенностями развития речи и психических процессов детей 4—5 лет, играми и упражнениями, направленными на развитие речевых и неречевых психических функций у детей.
Игра на развитие психических процессов: Восприятие Внимание Память Мышление Воображение
Игра « Я вижу…» Цель: Развитие внимая.
Игра « Найди предметы похожие на…» Цель: Развитие внимания и мышления.
Игра «Чей контур» Цель: Развитие восприятия и внимания,
Игра « Каскад слов» Цель: Развитие памяти.
Игра « Что исчезло?» Цель: Развитие памяти и внимая.
Игра « Четвертый лишний» Цель: Развитие мышления.
Отлично!
Молодец!
Молодец!
Игра « Угадай по описанию» Цель: Развитие внимая.
Молодец!
Молодец!
Молодец!
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поговори со мною, мама!
Как мы разговариваем с ребенком? Прислушайтесь к тому, что вы говорите своему малышу!Собрание для родителей...
Памятка для родителей "Поиграй со мной мама"
Игры для детей раннего возраста на профилактику эмоционального и нервно-мышечного напряжения...
Поговори со мной, мама...
Советиы родителям по развитию речи ребенка...
Консультация для воспитателей "Поговори со мною, мама" (занимательные игры направленные на развитие речи детей)
Для того чтобы процесс развития речи детей проходил наиболее интенсивно и вместе с тем занимательно, нужно знакомить родителей с различными играми, которые помогут освоить не только грам...
"Поговори со мною, мама!"
Для малышей речевой язык – это сложный предмет, пока им ближе язык чувств. Но настает момент, когда малышу хочется устанавливать контакт с другими детьми при помощи речи и это похвально. А чтоб крохе ...
Поговори со мной, мама!
Этапы становления речи у детей. Буклет для родителей....
Консультация для родителей: Поиграй со мной мама!
Поиграй со мной мама!Малышу необходимо ваше присутствие, ваше сердечное участие, ваше внимание и любовь. Это рождает в нем ответное чувство любви и признательности, чувство физической и психичес...