Консультация для родителей на тему:Шестой год:рука готовится к школе.
консультация (старшая группа) по теме
ШЕСТОЙ ГОД: РУКА ГОТОВИТСЯ К ШКОЛЕ Выпускной год в "дошкольном университете" — самый ответственный. Опытный педагог, даже не пользуясь специальными "диагностиками", определит, насколько готов ребенок к школе, и посоветует родителям, чем в "решающий годовой этап" следует позаниматься. Психологи будут говорить на родительских собраниях о проблемах "неготовности", к которым относятся чрезмерная игривость, инфантильность, недостаточная самостоятельность, низкий уровень эмоционального и социального развития, излишне вялая, или наоборот, напряженная рука, неточные движения, нескоординированность их. Специалисты предупредят, что муштрой, "дрессировкой" помочь нельзя — можно только воспитать отвращение к школе, к учебному труду. Конечно, если развивали руку с рождения, то на шестом году жизни, благодаря упражнениям и созреванию соответствующих областей головного мозга, ребенок способен выполнять точные тонкие движения, а если нет. Неподготовленный ребенок даже в повседневной жизни нуждается в посторонней помощи, не понимает заданий и не может выполнить их самостоятельно, не справляется с задачами, решение которых требует хорошо развитой тонкой моторики, он с трудом улавливает различия в свойствах предметов, у него не развита произвольность, в том числе произвольная память.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 16.93 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ БОЛЬШЕБЕРЕЗНИКОВСКИЙ Д/С «ТЕРЕМОК»
Консультация для родителей:
ШЕСТОЙ ГОД: РУКА ГОТОВИТСЯ К ШКОЛЕ.
Воспитатель: Гущина В.Б.
Декабрь 2019 год.
Выпускной год в "дошкольном университете" — самый ответственный. Опытный педагог, даже не пользуясь специальными "диагностиками", определит, насколько готов ребенок к школе, и посоветует родителям, чем в "решающий годовой этап" следует позаниматься.
Психологи будут говорить на родительских собраниях о проблемах "неготовности", к которым относятся чрезмерная игривость, инфантильность, недостаточная самостоятельность, низкий уровень эмоционального и социального развития, излишне вялая, или наоборот, напряженная рука, неточные движения, нескоординированность их.
Специалисты предупредят, что муштрой, "дрессировкой" помочь нельзя — можно только воспитать отвращение к школе, к учебному труду.
Конечно, если развивали руку с рождения, то на шестом году жизни, благодаря упражнениям и созреванию соответствующих областей головного мозга, ребенок способен выполнять точные тонкие движения, а если нет.
Неподготовленный ребенок даже в повседневной жизни нуждается в посторонней помощи, не понимает заданий и не может выполнить их самостоятельно, не справляется с задачами, решение которых требует хорошо развитой тонкой моторики, он с трудом улавливает различия в свойствах предметов, у него не развита произвольность, в том числе произвольная память.
Поступление в школу неподготовленного ребенка может иметь неблагоприятные последствия для его дальнейшего развития, даже для его физического и психического здоровья.
Поэтому для каждого будущего школьника подбирается собственная программа с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей.
Упражнения на развитие ручной умелости "прописываются" обычно каждому. На шестом году жизни дети совершенствуют (или, к сожалению, только осваивают) способы резания, склеивания, сгибания, наматывания, пересыпания, складывания, используя такие материалы, как ткани, бумагу, древесину, проволоку, фольгу, подсобные и природные материалы; применяют орудия труда, инструменты: ручки, карандаши, кисточки, фломастеры, линейки, лекала, трафареты, циркули, ножи, ножницы, клещи, пилу, молоток, гвоздодер, грабли, метлу, щетки, лейки, лопаты.
Кроме практических умений, развивают способности, позволяющие осуществлять деятельность: умения планировать, намечать цель труда и подбирать нужные материалы и средства; знания, какие действия надо совершить и в какой последовательности, стремление участвовать в труде взрослых и понимать значение и цель их труда, уважать его.
В любой детской полезной деятельности, называемой "продуктивной", в детском труде развиваются ручные и умственные умения и навыки, совершенствуется мускулатура кисти, пальцев, формируется воля, организованность и исполнительность — все то, что необходимо для школы.
Хорошо подготовленные дети в этом возрасте интересуются счетом, чтением и письмом, овладевают этими умениями успешно и с интересом, особенно на играх и материалах Монтессори. Но так как для письма, имеющего сложнейшую психофизиологическую структуру, включающую механизмы артикуляции и слухового анализа, зрительную память и зрительный контроль, зрительно-моторные координации и моторный контроль, перцептивную регуляцию и комплекс лингвистических умений (способность дифференцировать звуки, производить звуко-буквенный анализ), слабые дети не готовы, то заставлять их писать насильно нельзя. Отрицательные эмоции блокируют работу мозга и его экспрессивного органа — руки. Придется действовать обходным путем.
Можно рисовать, писать в воздухе руками, лепить буквы, цифры.
Л. С. Выготский советовал начинать письмо с рисования, а в одной из своих работ приводил пример того, как древние иудеи выпекали своим детям буквы из теста, а имена струйкой меда отливали «писали» на доске, которую потом дети вылизывали с аппетитом, — так язык "запоминал" графический облик слова лучше, чем глаза.
Доктор М. Монтессори также предложила "ручное" и сенсомоторное обучение письму — чтению и методику специального рисования и штрихования (рис. 35). Все обучение графической речи она разработала как игровое обучение новому способу общения; общение с помощью рисунков и подписей к ним, общение через игру в почту, в телеграф, общение поздравительными посланиями.
Детям всегда интересно изготовить что-то предметное "весомое, зримое", и потому открывается "книгоиздательство" и журнально-газетное дело: кто рисует, а кто "интервью" берет, а кто-то пишет заметку. Многие дети осваивают чтение, когда заинтересуются печатной машинкой или "печатанием" букв на основе штампов, печатей.
Ребенок развивается успешнее, если у него есть возможность учить более младшего, слабого, помогать ему. "Уча другого, учусь сам" — девиз ребенка шестого года жизни. В семьях, случается, учить больше некого — или все дети более старшие, или ребенок — единственный. В группе Монтессори дети шестого года жизни выполняют роль "маленького учителя". Такая роль дисциплинирует, заставляет увидеть себя со стороны и понять трудности тех, кто занимается обучением. А при обучении приходится говорить, пояснять, объяснять, рассказывать, пользоваться речью как средством общения, познания, регуляции поведения и планирования.
Ребенок шестого года жизни должен уже быть достаточно свободным. А свободным он становится настолько, насколько стал самостоятельным: самостоятельным в обслуживании себя, других, в общении, в решении житейских задач, в "самопрезентации" и самозащите: и в словесной и даже физической (подраться и помириться нужно тоже уметь).
Почти идеальный образ такого "подготовленного к школе ребенка создал великий педагог, философ и писатель Л. Н. Толстой. Герой его известного рассказа "Филиппок" сам решил пойти в школу учиться, и для этого он зимой сам одел себя, сам нашел нужные вещи, собрался и вышел на улицу, сам преодолел большое расстояние по незнакомой улице, где были злые собаки, сам решился открыть тяжелую заледеневшую школьную дверь и сам себя детям и учителю отрекомендовал, хотя и после некоторого замешательства: детей незнакомых в классе было много, да и взрослый дядя-учитель никакими вопросами "наводящими" совсем не помогал. Зато этот же учитель, несмотря на то, что Филиппок всего-то несколько букв знал и "ф" с "х" путал, и при этом еще и хвастливо успел сообщить, что он "страсть какой бедовый" (в значении "сообразительный"), в школу его записал. Незнающего даже азбуки, неумеющего свое имя написать, по годам не доросшего до школьника?!
Почему? На современном психолого-педагогическом языке обоснование учителя прозвучало бы так: за самостоятельность, за высокую степень школьной мотивации (т.е. за большое желание учиться), за умение защитить себя и заявить о себе ("самопрезентация"), за умение находить друзей и дружить (помните, как дети деревенские за Филиппка переживали, стремились его поддержать). А наши с вами воспитанники похожи на Филиппка? Если да — то к школе мы их подготовили правильно.
Литература: Любина, Г.А., Желонкина, О.В. Рука развивает мозг / Г.А. Любина, О.В. Желонкина. – Мн. – 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей детей подготовительной группы " Нужно ли готовить детей к школе заранее?"
Родители зачастую спорят, нужно ли заранее готовить ребенка к школе, когда нужно начинать такую подготовку и в чем она заключается....
Консультация для родителей "Кукольный театр: кукла в руках взрослого человека, кукла в руках ребенка "
Кукольный театр играет большую роль в формировании личности ребенка. Он доставляет много радости привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой, воздействует на зрителей. Кукольный театр...
Статья на тему "Шесть причин отдать ребенка в музыкальную школу"
Помните: музыкальная школа, папочка с нотами в руке, строгая учительница отсчитывает «и раз, и два…», занудные диктанты на сольфеджио и распевки на хоре?.. А еще бесконечн...
Консультация для родителей детей подготовительной группы комбинированной направленности. Готов ли ребенок к школе?
Консультация предназначена для педагогов ДОУ и родителей будущих первоклассников...
Консультация для родителей в младшей группе "Пока мама готовит"
Консультация для родителей«Пока мама готовит. Игры на кухне на развитие мелкой моторики и речи ребенка» Уважаемые мамы! Часто у вас возникает вопрос – когда з...
Консультация для родителей в рамках родительского клуба "Рука в руке" - «ЗАКАЛИВАНИЕ — одна из форм профилактики заболеваний у детей»
Консультация в рамках родительского клуба "Рука в руке" - «ЗАКАЛИВАНИЕ — одна из форм профилактики заболеваний у детей»Закаливание – это тренировка защитных сил ...
Консультация «Рука развивает мозг — рука готовится к школе»
Консультация «Рука развивает мозг — рука готовится к школе»...