Влияние библиотек на развитие личности старших дошкольников
консультация (подготовительная группа) на тему
В консультации для педагогов и родителей описывается положительное влияние на личность ребенка посещение библиотек.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_bibliotek.docx | 18.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние библиотек на развитие личности старших дошкольников
Как-то раз у Альберта Эйнштейна спросили, как можно сделать наших детей умнее. Его ответ был простым и мудрым. Он сказал: «Если вы хотите, чтобы ваши дети были умны, читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они были еще умнее, читайте им еще больше сказок». Эйнштейн хорошо понимал ценность чтения и воображения. Думаю, что и мы сможем передать нашим детям мир, где они будут читать, и им будут читать, где они будут воображать и понимать.
Так как личность в большей мере формируется в детстве и юношестве, то и взрослый человек буде интересоваться книгой так, как относился к книге в детском возрасте. Поэтому, если мы хотим, чтобы подросший человек имел разносторонние интересы, с увлечением читал книги, то уже сегодня нужно уделить пристальное внимание детям, их отношению к книге и библиотеке.
Именно произведения художественной литературы могут показать детям другой мир. Литература может взять туда, где они никогда не были, познакомить с обычаями и традициями других народов мира, научить различать плохое и хорошее, сформировать эмоциональную отзывчивость. Она может оказать огромное влияние на воспитание нравственности в детях.
Но любовь к чтению у детей можно легко разрушить. Просто можно показать детям, что рядом нет книг, и нет мест, где дети могли бы их прочитать. Вот тут нашим детям повезло – у нас есть множество библиотек, где они познакомятся с великолепными произведениями художественной литературы. Мировая литература содержит большое количество произведений, которые могут стать незаменимыми помощниками в духовно – нравственном воспитании детей.
Библиотеки шагают в ногу со временем, изобретают свои новшества на пути воспитания поликультурной личности, активно обмениваются друг с другом приобретенным опытом и идеями. Библиотеки являются своеобразным окном в огромное пространство информации, в жизнь и переживания литературных героев, в необычный для нас мир других народов, других культур. Библиотеки несут свой вклад в формирование читательского интереса к другим культурным мирам, почтенного отношения к представителям другой национальности, веротерпимости.
Детство всегда с надеждой смотрит в будущее. Наши дети ждут, чтобы мы помогли им найти путь, который, может быть, и определи им дальнейшую жизнь. Поэтому сохранение и передача культурного наследия от поколения к поколению и является главной и важнейшей задачей библиотек. Не случайно академик Дмитрий Сергеевич Лихачев сказал, что, если, не дай Бог, из-за войны или какого-нибудь страшного катаклизма погибнут музеи, театры, университеты, но каким-то образом уцелеют библиотеки, культура может быть восстановлена.
Детский возраст – возраст активного формирования личности. Именно в это время закладывается фундамент нравственного поведения, начинает формироваться направленность личности. И поэтому сейчас можно развивать практически все качества личности, способствовать выработке верной мотивации поведения человека. И именно поэтому такой силой обладает чтение. Слово имеет творческую силу, оно воздействует на душу, соединяется с ней, и если это правильное хорошее слово, то оно сообщит и ей свою правоту. Телесное взросление дает детям свободу в движениях, прибавляет физическую силу, а вот направление куда двигаться, как приложить силы – определит воспринятое им слово.
Когда дети читают книги, они берут из них очень много. Это и уроки доброты, и уроки любви. Ребята учатся видеть красоту вокруг себя, учатся ценить ее, учатся ценить родную природу и родной язык. Именно об этом и писал К. Д. Ушинский: «Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни. В языке одухотворяется весь народ, и вся его родина».
Чем же еще важны библиотеки для подрастающего человечка? Они увлекают малышей стремлением к «возвышенному идеалу». Идеал для воспитания должен быть непременно возвышенным, наделенным добродетелями, которые имеют ценность во все времена и для всех народов. Это люди, о которых добрая слава идет через годы и века. Это врачи и педагоги, писатели и астрологи, художники и путешественники, воины и философы. Это великие и простые люди, жизнь которых похожа на родник чистой воды, который и жажду утолит, и умоет, и раны залечит. И дети, изучая их жизни, гордятся тем, что человеческая история содержит замечательные страницы, написанные людьми, сама жизнь которых была подвигом во имя всего человечества, во имя их самих. Ребятам непременно нужно познакомиться с судьбами и подвигами настоящих, реальных людей. О подвиге Дмитрия Шостаковича, который в блокадном Ленинграде писал свою знаменитую симфонию, о жизни А. Грина, который, часто не имея куска хлеба, писал замечательные книги, воспевающие бескорыстие, сострадание, милосердие, зовущие к свету, к чистоте, к добру.
Библиотеки часто помогают маленьким читателя в обучении красноречию, в знании родного языка и в знаниях о языке. Наше подрастающее поколение должно научиться крепко стоять на земле и чувствовать под собой родную почву, имя которой – русское слово. Только тогда подросшие ребята смогут устоять под обрушившейся на них информацией, коммуникацией, компьютеризацией, вербализацией и сохранить себя как человека – существо не только разумное, но и духовное. Задача библиотеки – осмыслить это духовное богатство и донести его до сердца детей. Нужно так всколыхнуть ребенка книгой, чтобы побудить его к сопереживанию, к творчеству, к осознанию своего предназначения, а это очень сложная задача. Воспитание детей требует от библиотеки и ее работников душевной отдачи, нравственной высоты и большого педагогического мастерства.
Необходимо приобщать детей к подлинной литературе с ранних лет. Эта литература всегда гуманна и пронизана духом человечности. Тысяча литературных произведений хранит в себе непреклонные человеческие нравственные ценности, они открывают маленьким читателям правду о мире, о взаимоотношениях среди людей, о внутренних переживаниях человека. Читатель видит, как себя ведут герои в определенных жизненных ситуациях, видит последствия их действий и делает выводы, которые закрепляются в их памяти. Вызывая у читателя ассоциации, художественное произведение мобилизует его опыт, направляет взор внутрь самого себя.
Мы, взрослые, должны помочь осознать детям, что в мире существует множество ценностей, которые отличаются от их собственных. Любые ценности коренятся в традициях того или иного народа и являются для него закономерным плодом его исторического развития. Через диалог с другой культурой можно достигнуть определенного уровня самопознания, так как при диалогической встрече двух культур каждая сохраняет свое единство и открытую целостность, одновременно обогащая другую
Современные дети живут в век научно-технического прогресса, и время, которое раньше тратилось на чтение книг, теперь идет на просмотр телевизора, компьютерные игры. Но можно сказать ясно, что никакие достижения современной техники, никакие игры и гаджеты, ничего не дает человеку такого ощущения радости и нравственного обновления, как общение с интересной книгой. И именно поэтому библиотекари считают первостепенной задачей сохранить у растущих ребят тягу и любовь к чтению. От того, как библиотекарь находит общий язык с ребенком, понимает его запросы, интересы зависит очень многое.
Библиотечная деятельность принимает разную направленность работы с подрастающим поколением, но, она всегда обращена к книге. Тематические выставки, просмотры литературы занимают ведущее место среди большого разнообразия ее форм. Книжная выставка сопровождает абсолютно каждое мероприятие. Эти выставки действуют постоянно и всегда обновляются. Часто проходят литературно-музыкальные вечера, вечера поэзии, творческие вечера писателей и поэтов. Выставки, тематические полки, литературно-музыкальные вечера, посвященные классикам художественной литературы народов мира традиционны в образовательной деятельности всех отечественных библиотек.
Очень важно донести до подрастающего поколения правду о прошлом, достоверные факты о настоящем. Дать им эти знания, помочь разобраться в событиях дней минувших и нынешних - задача сложная и ответственная. Необходимо познакомить ребят с выдающимися соотечественниками, вспомнить тех, кто делал историю. Все это прививает детям уважение к истории Родины, к подвигам защитников Отечества, чувство гордости за свою страну. Поэтому библиотеки являются центрами диалога культур и общероссийского патриотизма народов России.
Знакомится с библиотекой мои ребята начинают со старшей группы, в возрасте 6 лет. Для этого мы совершаем первую экскурсию – прогулку в библиотеку. Перед этим проигрываем сюжетно – ролевые игры «Библиотека», «Магазин книги», знакомим детей с профессией библиотекарь и продавец книги, проводим беседы о правилах пребывания в общественных местах, а именно, в библиотеке. Как правило, библиотека вызывает у детей бурю положительных эмоций. Библиотекари в игровой форме проводят экскурсию по помещению библиотеки, знакомят с правилами пользования книгами, показывают места книжных выставок. Ребята видят возможность выбора из большого количества художественной литературы, учатся правильному обращению с книгой и многому другому. Посещение библиотеки вызывает интерес к знакомству с художественной литературой, воспитывает грамотного читателя, который любит и понимает книгу. Как правило, больше половины ребят в ближайшие выходные записываются в библиотеку и становятся постоянными читателями. Дети часто приносят библиотечные книги в детский сад и мы их с удовольствием читаем вместе.
Примерно в это же время мы организуем мини – библиотеку в группе. Ребята приносят книги, которые им понравились на временное пользование. В заведенные формуляры записываем название книг, которые дети берут для чтения дома. Эта игра в «библиотеку» продолжается и в подготовительной группе. Еженедельно в мини – библиотеке организуем тематические выставки книг, например такие, как «День космонавтики», «Весна идет – весне дорогу», «Прикладное искусство», «День победы» и многое другое.
По традиции нашей группы каждый воспитанник в свой День рождения получает книгу с дарственной надписью в подарок. И этот подарок желанный. Тематика книг разнообразна: от сказок и приключений до вполне серьезных произведений для детей. Мы стараемся подобрать книгу с учетом интересов и предпочтений ребят.
Библиотеку стараемся посещать как можно чаще. Работники библиотеки всегда с радостью готовятся к встрече с ребятами, проводят интересные беседы и презентации, выставки детских книг, конкурсы и викторины.
В заключении можно сказать, всем взрослым, родителям, воспитателям, библиотекарям действовать нужно сообща для того, чтобы привлечь детей к чтению, воспитать любовь к книге, сделать ребят частыми гостями в библиотеке. В библиотеках наряду с традиционными формами работы активно использовать новейшие информационные технологии, проводить различные интересные мероприятия, на которые дети будут ходить с удовольствием.
Книга – сокровищница человеческой мысли, именно книга предопределяет духовное начало, духовное возрождение и становление личности. И пусть исторический путь развития библиотек был очень нелегким, но первоначальная основа – «нести разумное, доброе, вечное», заложенная в них в далекие времена, остается актуальной и по сей день.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар «Духовно-нравственное развитие личности старших дошкольников через знакомство с русскими – народными праздниками» для педагогов района
ЦЕЛЬ: содействовать формированию представлений об использовании русских - народных праздников в духовно-нравственном развитии личности дошкольников.ЗАДАЧИ: 1....
Педагогический проект "Познавательно - исследовательская деятельность как направление развития личности старшего дошкольника"
Педагогический проект по познавательно - исследовательской деятельности для детей 6-7 лет....
Тема педагогического опыта «Православная культура и её роль в развитии личности старших дошкольников»
Дошкольное детство - очень важный и сложный период жизни. Именно в этот период закладываются основы личности. То, что недодали в этом возрасте, потом очень трудно, а порой и невозможно наверстат...
Влияние рисования на развитие личности старшего дошкольника
Консультация для воспитателей на тему не традиционные техники рисование, поможет педагогам применять данные технологии в своей работе...
"Я уже почти актёр! /Развитие личности старших дошкольников/
В старшем возрасте есть все условия для развития личности ребёнка, его творческих способностей на основе театрализованной деятельности. Театрализованная деятельность является источником развития чувст...
Психолого-педагогические условия развития личности старших дошкольников с ОНР.
Психолого-педагогические условия развития личности старших дошкольников с ОНР....