Консультация для родителей: «Трудовое воспитание детей в процессе ухода за комнатными растениями»
консультация на тему

Мишина Елена Анатольевна

Трудовое воспитание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx22.45 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

«Трудовое воспитание детей в процессе ухода за комнатными растениями»

Дошкольный возраст – это период, когда ребенок хочет трудится, и с удовольствием включается в труд взрослых. Поэтому он  наиболее благоприятен для приучения детей к труду. Главная задача взрослых – организовать деятельность так, чтобы ребенок испытывал радость труда, положительно относился к нему.

Зеленый мир комнатных растений заинтересует ребенка, в том случае, если взрослые будут постепенно вовлекать его в наблюдения за таинственным миром комнатных растений.

Растения статичны и на первый взгляд ребенка безжизненны. Задача взрослых состоит в том, чтобы помочь ему увидеть своеобразие и тайну их жизни, красоту, ради которой растения и содержатся в доме.

Рекомендации:

1.Периодически осматривайте вместе с ребенком комнатные растения, чтобы он приучался замечать происходящие там изменения. («Посмотри, появился новый свежий листок у фикуса, зацвела герань зональная, а вот у колеуса почему-то поникли листочки. Как помочь растению? Давай подумаем вместе. Наверно, ему стало жарко – мало воды. Следует обязательно обратить внимание ребенка на то, что после этого растение стало хорошо расти.)

Расскажите о том, что даже зеленый цвет бывает у растений разным (сравните, к примеру, темную зелень кливии или аспидистры со значительно более светлыми ее тонами у бальзамина или хлорофитума).

2.Покажите ребенку обязательно растение в период цветения, но не стоит ограничиваться только показом распустившихся цветов, постарайтесь привлечь ребенка к наблюдению за ними в течение всего периода цветения и обращать внимание на происходящие изменения. Например, вот кливия с темными ремневидными листьями, с только что появившейся стрелкой, а потом эта же кливия с ярким пучком крупных цветов, похожих на лилии.

Такие обращения подсказывают ребенку цели для наблюдения – не просто смотреть, а замечать, что изменилось. Он начинает понимать, что одно и то же растение можно рассматривать постоянно: оно живое и все время меняется.

Таким образом, у ребенка постепенно формируются осмысленная наблюдательность и понимание значения действий взрослого, ухаживающего за цветами, и связи между уходом за растениями и их состоянием, внешним видом.

3.Наблюдения за комнатными растениями сочетайте с практической деятельностью ребенка. Одним из видов практической деятельности ребенка должно быть его участие в непосредственном уходе за растениями.

Поскольку маленькие дети любят действовать, окружающий мир они познают в основном  через практические действия, а свои действия сочетают с наблюдением за их результатами. Ребенка привлекают яркие образы и смена событий. Именно этими его особенностями необходимо воспользоваться: предложите малышу заняться поливкой растений.

4.Сначала покажите ребенку интересные действия с водой. Взрослый поливает, а ребенок наблюдает за ним. Беседу о растениях отложите до следующего раза. Обратите внимание ребенка на то, как вода пропадает из горшка и появляется на поддоне.

В следующий раз предложите ребенку помочь  полить растения, при этом взрослый помогает ему держать лейку и поливать, поясняя при этом, что носик лейки нужно опустить низко, к самой земле; воды налить столько, чтобы она смочила всю землю и  если вода появилась на поддоне – значит ее уже достаточно.

Предложите ребенку сходить в магазин и выбрать лейку, который  он сможешь поливать растения сам. Какой же ребенок не согласится на эту покупку?! Вместе с  ребенком сразу же налить в лейку воды – пусть она постоит, согреется, объясните, что растения нужно поливать теплой водой.

 В следующий раз поливайте цветы вместе из двух леек, при этом наблюдайте за деятельностью ребенка, в случае возникновения затруднений помогите ему. В конце поливки необходимо впервые задать ребенку следующий  вопрос: - Скажи, а зачем мы поливаем растения?

Не спешите помочь с ответом – пусть ребенок подумает, посмотрит на растения, выскажет (даже может быть, и нелепые) свои предположения. Только после этого объясните ему, что растения живые, они пьют воду и растут, становятся красивее.

Закончив поливку, наполните лейки водой, уберите капли и лужицы с подоконника. Объясните ребенку, что воду в лейки всегда следует наливать заранее, так как, растения не любят холода, от теплой воды они лучше растут.

Взрослый конечно знает, как и когда надо поливать растения, но его – задача – передать эти знания ребенку. Поэтому следует чаще давать ему несложные поручения: посмотреть и сделать свои (пусть даже неверные) выводы. Рассматривая и поливая растения, он научится определять, где сухая земля, где влажная, а где совсем мокрая и как по-разному следует поливать растения.

5. Расскажите, что растения нужно подкармливать, чтобы они цвели еще лучше и дольше, а также покажите, как вы разводите удобрение в воде и поливаете цветы раствором.

При этом поясните ребенку, что одной воды растениям недостаточно, еще им нужны питательные вещества, которое есть в земле, и, чтобы их было больше, землю удобряют –  растения лучше растут и цветут.

6.Попробуйте поддерживать интерес ребенка к растениям и другими способами. Например, пусть он расскажет кому-то, кто совсем не в курсе событий, о своих впечатлениях, покажет  распустившиеся растения (соседи, родственники). Общий интерес взрослых к цветущему растению укрепит в ребенке любознательность и наблюдательность.

7.Также объясните и покажите ребенку:

-Как и какие растения, нужно мыть, что для этого горшок ставят в пустой таз; растение поливают теплой водой, и каждый лист его осторожно вытирают мягкой тряпочкой. Осмотрите внимательно растение, попросите ребенка провести пальцем по поверхности листа, объясните, что проведя пальцем по поверхности листа, можно выяснить, есть ли пыль . Объясните, что пыль, которая оседает на листьях, не пропускает солнечный свет и воздух.

- Какие листья следует протирать мокрой тряпкой, как нужно проводить тряпочкой по листу в одном направлении от черешка к концу, иначе лист может сломаться. Предложите ребенку самому попробовать намочить тряпочку в тазу, выжать ее, положить лист на ладонь левой руки, а если лист большой, положить лист на всю ручку, до локтя, и осторожно вытирать.

-Что растения с мелкими листьями обрызгивают из пульверизатора, как опрыскивать растения из пульверизатора (традесканция).

-Растения, у которых есть волоски на листьях, опрыскивать нельзя, их надо очищать от пыли кисточкой (узамбарская фиалка, герань, бегония рекс);

-Покажите, как палочкой рыхлить землю в горшках, каким способом обследовать землю (нажимание на нее кончиками пальцев),  расскажите, что уплотненная почва плохо пропускает воду к корням растения, и оно тем самым хуже растет.

Рассмотрите растение после работы, спросите, какие стали растения после того, как их вымыли и т.д.

Таким образом, ребенок приобретает новые знания: растениям нужен свет, который они поглощают листьями, им нужна не  только вода, но и воздух (поэтому листья должны быть чистыми); надо рыхлить землю; их нужно пересаживать в новую питательную почву, т.е. растениям необходим уход, только тогда они будут хорошо расти и развиваться.

8.Старайтесь, чтобы ребенок занимался этим более или менее регулярно и осваивал различные трудовые действия: от действий, производимых совместно со взрослыми, - к действиям самостоятельным; от примитивных трудовых операций – к все более усложняющимся; от разовых, эпизодических поручений – к систематическим и целенаправленным делам, требующим регулярного участия, понимания смысла и своевременности своих действий.

9.Для того чтобы труд был ребенку в радость и поручения охотно исполнялись обязательно хвалите, поддерживайте, воодушевляйте ребенка на дальнейшие старания.

И самое важное, не забудьте о том, что ребенок – это личность, которая требует к себе уважения. Уважайте и его труд! Никогда не переделывайте в присутствии ребенка, выполненную им работу, таким образом, у ребенка теряется интерес к делу, формируется мнение, что взрослый несерьезно относится к его труду.

И помните, что трудовая деятельность – еще не основная для дошкольника. Взрослые лишь приобщают его к посильному участию в домашних делах. В дошкольном возрасте труд – это прежде всего, средство воспитания важных качеств, как ответственность за выполнение поручения и получаемый результат, обязательность, целеустремленность. Уход за растениями чрезвычайно важен для воспитательного процесса и имеет гуманистический смысл: от него зависит жизнь живых существ.

Список литературы

1.Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3-7 лет. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ,2017. – 128с.

2.Николаева С.Н. Приобщение дошкольников к природе в детском саду и дома. – М.: Мозайка-Синтез, 2013. – 120с.

3.Урунтаева Г.А. Детская психология: учебник для студ. сред. учеб. заведений Г.А. Урунтаева. – 8-е изд. испр. – М. : Издательский центр «Академия», 2010. – 368с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей"Трудовое воспитание детей четырех лет"

Рекомендации родителям по трудовому воспитанию детей 4 лет...

Консультация для родителей: "Трудовое воспитание детей в семье"

В данная консультации речь идет о развитие трудовых навыков у детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей "Трудовое воспитание детей дошкольного возраста"

                                      Трудовое воспитание детей дошкольного возраста.Воспитание до...

Консультация для родителей "Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста в семье"

Подготовка нашего подрастающего поколения к жизни, к полезному труду должна быть главной задачей. Современное трудовое воспитание ребенка — залог его успешного гражданского становления....

Консультация для родителей "Трудовое воспитание детей 6-7 лет"

Данная консультация познакомит вас с особенностями и значимостью трудового воспитания детей 6-7 лет....

Конспект занятия по экологическому воспитанию детей на тему: «Уход за комнатным растением-фикусом»

Совместная забота взрослых и дошкольников о растениях в уголке природы является основным методом экологического образования — методом, которым обеспечивается развитие начал экологическ...