Компьютер и ребенок
консультация на тему

Шакирьянова Алина Зуфаровна

Консультация для родителей "Компьютер и ребенок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompyuter_i_rebenok.docx17.68 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Дошкольник и компьютер»

               Современные дети очень много общаются с телевидением и компьютером. Если предыдущее поколение было поколением книг, то современное получает информацию через видео ряд. На экране дисплея оживают любые фантазии ребенка, герои книг и сказок. Но также оживают и предметы окружающего мира, цифры и буквы. Попадая в компьютерную игру, они создают особый мир, похожий на реальный.

                Одна из важнейших функций компьютерных игр – обучающая. В этих играх ребенок начинает очень рано понимать, что предметы на экране – это не реальные вещи, а только знаки этих реальных вещей. В различных играх эти знаки или символы реальных предметов усложняются, становятся все более обобщенными и все меньше походят на окружающие реальные предметы. Почти все родители знают, как трудно бывает усадить малыша за занятия. На компьютере ребенок занимается с удовольствием, и никогда не будет возражать против предложения позаниматься на компьютере. Это связано с тем, что компьютер сам по себе привлекателен для детей как любая новая игрушка.

                 Но есть одно "но". Нельзя забывать о золотой середине, о норме. Всякое лекарство может стать ядом, если принято в не разумных дозах. Нужно понять, что компьютер – это не волшебная палочка, которая за один час игры сделают ребенка сразу умным и развитым. Как и любые занятия, компьютерные игры требуют времени, правильного применения, терпения и заботы со стороны взрослых.

                 Существуют определенные ограничения по времени. Так детям 3 – 4  лет не рекомендуется сидеть перед экраном больше 20 минут, а ребятам 6 – 7 лет можно увеличить время ежедневной игры до получаса. К сожалению, сейчас нередко встречаются дети, которые перешли грань разумного в общении с компьютером. Чрезмерное общение с компьютером может не только привести к ухудшению зрения ребенка, но и отрицательно сказаться на его психическом здоровье. При всем преимуществе компьютерных игр они все же воздают иллюзию общения и не приводят к формированию навыков настоящего общения. Особенно это опасно для застенчивых детей. Реальное общение доставляет им психоэмоциональное напряжение, ставит их в состояние стресса, и тогда на смену ему приходит псевдообщение.                                 Компьютер дает возможность перенестись в другой мир, который можно увидеть, с которым можно поиграть. В тоже время ребенок все больше отвергает реальный мир, где ему грозят негативные оценки и необходимость что-то менять в себе. Такой уход в искусственную реальность может сформировать у ребенка подобие психологической зависимости от компьютера. В развитии навыков реального общения компьютерные навыки могут играть только вспомогательную роль.

               Как определить момент наступления утомления у детей при работе на компьютере? Уровень эмоциональной восприимчивости и степень сопереживания у детей при работе на компьютере могут быть различны как по причине приобретения определенных комплексов поведения под влиянием воспитания, так и в силу индивидуальных различий по состоянию здоровья, особенностям их нервной системы и других психофизиологических показателей. В связи с этим у разных детей и сроки наступления утомления могут быть различными: у одного – через полчаса, у другого – через 10 минут, а третий может вообще отказаться от работы в самом начале занятия на компьютере. Кроме того, следует также учитывать самочувствие ребенка в данный момент.

               Особое внимание необходимо обращать и на особенности личности ребенка: медленного или быстрого он темперамента, впечатлительный или заторможенный, самоуверенный или встревоженный, неуверенный в себе. По мере утомления детей в процессе компьютерных занятий поведение ребенка изменяется и проявляется у разных детей по-разному. Например, у инертных детей увеличивается пассивность, которая проявляется в изменении позы, в потере интереса к занятию, в увеличении двигательной активности, в изменении настроения и др. У подвижных детей утомление проявляется, как правило, иначе: с преимущественным увеличением нервно-мышечной напряженности. У детей усиливается двигательная активность, появляются всплески эмоциональных реакций.

               По мере утомления в процессе общения ребенка с компьютером психическое состояние и поведение детей изменяется тоже по-разному: у одних появляется неуверенность, тревожность, ухудшается настроение, появляются негативные мысли, страх перед компьютером, отказ от занятий или при продолжении интересной игры уход в себя. Все это при злоупотреблении компьютером может привести к невротическим реакциям (астеническим, фобическим, соматовегетативным изменениям эмоционального статуса, аутизму, депрессии). У других детей утомление сказывается в чрезмерной нервной возбудимости, агрессивности, раздражительности, бурном проявлении эмоций. При переутомлении происходит срыв адаптационных процессов в организме, желудочные расстройства, изменение сердечного ритма, мускульное и психическое напряжение, и, таким образом, создается реальная угроза для здоровья ребенка. Итак, мы видим, что утомление при работе на компьютере проявляется у детей по-разному. Однако уже по внешним признакам поведения ребенка можно судить о начавшемся утомлении.

               К тому же компьютер увлекает. Он становится привычным в обиходе, и это обстоятельство провоцирует на неограниченное пользование компьютером. А дети в ограничении нуждаются. И сделать это должны родители (педагоги), удобно используя метод определения степени утомления по внешним показателям поведения за компьютером.                    Неблагоприятные изменения в организме могут накапливаться постепенно, поэтому последствия могут быть отдаленными.

               Еще немаловажный фактор – это индивидуальный характер проявления утомления. В пределах одного и того же возраста сроки наступления утомления могут быть различны. На работоспособность влияет также качество и содержание компьютерных программ, возраст пользователя. Чем моложе ребенок, тем в большей мере выражены у него признаки внешнего утомления и тем легче заметить их постороннему наблюдателю. Следует иметь в виду, что утомление и переутомление ребенка на занятиях с компьютером зачастую не сопровождаются субъективными ощущениями усталости. Вследствие этого бесконтрольные компьютерные игры могут незаметно нанести непоправимый вред здоровью детей.

              Одним из удобных выходов из этого положения может быть использование метода наблюдения за поведением детей за компьютером, когда отдельные симптомы поведения ребенка становятся сигналами для прекращения занятия или для проведения общей и зрительной гимнастики, для переключения на другие виды деятельности (рисование, прогулка, подвижные или спокойные игры и т. д.). Для того, чтобы не допустить переутомления и связанных с ним нервных срывов, и других нарушений, к сигналам для прекращения компьютерных занятий следует отнести такие признаки, как повышенная отвлекаемость, частая смена позы, непривычные движения рук, ног (трясение, стучание и т. п.), неприятная мимика (кривляние, тики), неудержимые всплески эмоций (крик, плач, прыжки).

              При педагогической диагностике состояния детей следует ориентироваться на следующие 4 группы критериев утомления:

1. Потеря контроля над собой: ребенок трогает лицо, сосет палец, гримасничает, трясет нога ми, кричит и т. п.

2. Потеря интереса к работе с ПЭВМ: частые отвлечения, разговоры, переключение внимания на другие предметы, отказ от продолжения работы. 3. Полное утомление: склонение туловища на бок, на спинку стула, задирание ног с упором коленей в край стола и т. д.

4. Нервно-эмоциональные реакции: крик, подпрыгивания, пританцовывание, истерический смех и др.      

              Этот метод наблюдения позволяет выявить индивидуальные сроки наступления утомления для каждого ребенка в зависимости от его состояния здоровья, самочувствия, индивидуально-типологических особенностей нервной системы, качества компьютера, компьютерной программы и других факторов.
                Навыки владения «чудо машиной» обязательно пригодятся ребенку в будущем. А для того, чтобы «комп» стал верным другом, родителям тоже необходимо повышать свой навык владения им, что бы понимать, чем увлечены дети и разделять их успехи. Поэтому станет он верным другом или врагом, зависит только от нас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей с использованием презентации: «Компьютер и ребенок: все за и против»

Польза компьютера для дошкольника неоспорима: интерактивные доски, программы для творчества и обучения, а также интернет, увеличивают образовательные возможности ребенка и уровень его познания. ...

Польза и вред компьютера для ребенка

Польза и вред компьютера для ребенкаБольшинство современных детей, начиная с самого раннего возраста, очень много времени проводят за компьютерами и телевизорами. Практически все их интересы лежат в с...

Консультация «Вредное воздействие компьютера на ребенка»

Консультация для родителей о вреде компьютера для здоровья ребенка                            [[{"type":"media","view_mode":"...

Консультация для родителей: «Компьютер и ребенок»

«Дошкольник и компьютер» О пользе и вреде телевидения, видео, компьютера....

Семинар «Телевизор, компьютер и ребенок»

Семинар предназначен для родителей детей дошкольного возраста....

Программа "Компьютер и ребенок"

Программа "Компьютер и ребенок" расчитана на  2 года  для детей 5-7 лет, в ее состав включены  тематический план, организация и  режим НОД. Вы узнаете:  какие принципы положен...