Самостоятельность и инициативность в трудовой деятельности детей дошкольного возраста
консультация на тему
Самостоятельность и инициативность, как покозатель детского развития и роль взрослых в их формировании
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samostoyatelnost_i_initsiativnost_v_trudovoy_deyatelnosti_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 19.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Самостоятельность и инициативность в трудовой деятельности детей дошкольного возраста
В современном обществе взрослые считают, что дети — это маленькие беспомощные существа, неспособные сделать ничего самостоятельно, у них нет собственного мнения, а если и есть это мнение — оно неправильное, ошибочное, потому что, не совпадает с нашим. Очень важно, в первую очередь, нам, взрослым, переломить в себе такое отношение к детям. Грустно видеть, как мама ползает на коленях перед своим шестилетним сыном и уговаривает его обуться, завязывает ему шнурки на ботинках. Это страшно! Совершенно противоположные чувства вызывает двухлетний малыш, который отказывается принять помощь мамы и долго пытается самостоятельно застегнуть пуговицы на куртке — у него это получается! Радость «достижения» на лице у мамы и ребенка. Трудовая деятельность для ребенка — это способность обслужить самого себя, одеться, сложить свою одежду, аккуратно разложить игрушки на полках, протереть пыль. И более высоким уровнем формирования положительного отношения к труду будет желание ребенка помочь другим и испытать от этого удовлетворение. Формирование представлений детей о труде взрослых является важным элементом в гармоничном развитии личности. Интерес дошкольников к профессиям способствует развитию у них желание отобразить действия, характерные данной профессии в игре. Но формирование этих представлений необходимо осуществлять через совместную деятельность, партнерские взаимоотношения.
Цель приобщения дошкольника к труду по ФГОС ДО — содействовать позитивной социализации и личностному развитию дошкольника.
Задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества у детей дошкольного возраста отражены в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования в области «Социально-коммуникативное развитие». Для формирования элементарной трудовой деятельности у дошкольников в соответствии с ФГОС ДО необходимо: формировать положительное отношение к различным видам труда, развивать у детей способность ценить собственный труд, труд других людей и его результаты, формировать проявление самостоятельности в осуществлении трудовых действий, воспитывать чувство ответственности за выполнение трудовых поручений и результат. Для решения этих задач первостепенным является создание соответствующих условий. Только при условии хорошей организации ребенок сможет испытать радость от труда. Очень важно осознавать значение поддержки проявления инициативы ребенка в различных видах деятельности, выбора условий, методов, соответствующих возрасту детей и индивидуальным особенностям характера. В дошкольном возрасте можно выделить несколько видов труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд.
Самообслуживание. С самого раннего возраста важно приобщать ребенка к труду. Дети младшего дошкольного возрасты вполне способны выполнить элементарные трудовые поручения. Только это должно происходить постоянно, системно, таким образом, будет вырабатываться привычка аккуратности и опрятности. Важно следить за качеством выполнения трудовых действий, давать оценку, поддерживать стремление ребенка к качественному выполнению трудовых действий. В старшем дошкольном возрасте можно предъявлять требования не только к качеству выполнения действия, но и ко времени, затраченному на выполнение этого действия. Дети способны последовательно одеваться, аккуратно есть, без напоминания пользоваться салфеткой, перед тем как мыть руки — засучить рукава, заметить неполадки в одежде и исправить их.
Хозяйственно-бытовой труд. Посильно для дошкольников убрать на место игрушки, книги, постирать кукольную одежду, сервировать стол для кукол и для себя, повесить полотенца, подмести дорожки, осуществлять мелкий ремонт книг.
Труд в природе. Дети могут совместно со взрослым полить комнатные растения, посадить луковицы, семена, собрать урожай. Благодаря этим простым действиям, дети еще учатся устанавливать причинно-следственные связи, проявляют интерес к объектам живой и неживой природы.
Ручной труд. Дошкольники с интересом знакомятся с различными материалами и их свойствами, способами сбора природного материала, его обработки. В процессе увлекательного творческого действия у дошкольников получаются удивительные неповторимые поделки, которые потом можно подарить друзьям, родственникам, использовать в игре, украсить помещение.
Дети старшего дошкольного возраста многие виды трудовой деятельности должны выполнять сами. Что такое самостоятельность?
Многие часто путаю самостоятельность с полной свободой действий или поступков, но это не так.
Самостоятельность — независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, помощи. Самостоятельность — способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительность. Сначала ребенок выполняет действия в привычных, естественных для него условиях, благодаря этому у него вырабатывается привычка. И ребенок способен без указаний, подсказок и дополнительной помощи со стороны взрослых, убрать за собой игрушки, помыть руки перед едой, без побуждения поблагодарить за помощь других детей или взрослых. В дальнейшем ребенок уже может использовать привычные для него способы действий в других, похожих условиях — сложить аккуратно книги на полке в комнате сестры или бабушки. Как следствие, ребенок осваивает данную форму действий в любых условиях.
В трудовой деятельности помимо задач развития у детей самостоятельности конечно же мы должны учитывать детскую инициативу, которая является важнейшим показателем детского развития.
Основным видом детской деятельности в дошкольном возрасте, в котором учитывается и формируется инициативный ребенок- это различные виды продуктивной деятельности и игра.
Инициативный ребенок стремится к организации различных продуктивных видов самостоятельной деятельности, игр, такой ребенок умеет найти занятие по – желанию, участников по совместной деятельности, заинтересовать других детей, самостоятельно объясняет явления природы и поступки других людей, отличается способностью к принятию собственных решений. У инициативного ребенка ярко проявляются такие отличительные черты, как любознательность, изобретательность, пытливость ума.
Выделяют четыре сферы инициативы:
коммуникативная инициатива (включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи); в трудовой деятельности – умение общаться, договариваться, кто что будет делать.
творческая инициатива (включенность в сюжетную игру как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное мышление);
инициатива как целеполагание и волевое усилие (включенность в разные виды продуктивной деятельности – рисование, лепка, конструирование, требующие усилий по преодолению «сопротивления» материала, где развиваются произвольность, планирующая функция речи, ручной труд);
познавательная инициатива – любознательность (включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родовидовые отношения, труд в природе, в уголке природы).
В трудовой деятельности заложены благоприятные возможности для формирования целенаправленности и осознанности действий, настойчивости в достижении результата. Трудовая деятельность дошкольников способствует развитию самостоятельности, инициативы, ответственности, установлению положительных взаимоотношений в коллективе детей, умение ставить цели, находить способы их достижения, добиваться результата и анализировать его, определяя причины того или иного результата. А такие качества личности очень важны в современном, быстро изменяющемся мире.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВИДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее образование и воспитание.Различают четыре основных вида детского труда: са...
Трудовая деятельность детей дошкольного возраста
Консультация для педагогов детского сада, конспект занятия...
Статья на тему: " Виды и формы организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста".
Статья на тему : "Виды и формы организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста"....
«Организация трудовой деятельности детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов дошкольного образования на тему: «Организация трудовой деятельности детей дошкольного возраста» Труд детей в детском саду многообразен, который позволяет поддержив...
ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Трудовая деятельность дошкольников...
ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Консультация для родителей:ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Трудовое воспитание детей дошкольного возраста – дело огромной государственной важности. Уважен...
консультация для педагогов "Методы и приемы мотивации и стимулирования трудовой деятельности детей дошкольного возраста" (старший дошкольный возраст)
Эффективные методы и приемы мотивации и стимулирование трудовой деятельности детей дошкольного возоаста (старший дошкольный возраст)....