оптимальная двигательная активность-залог гармоничного развития дошкольника
консультация на тему

Двигательная активность, физкультура и спорт – эффективные средства сохранения и укрепления здоровья, гармоничного развития личности, профилактики заболеваний, обязательные условия здорового образа жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dvigatelnaya_aktivnost.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Оглавление

  1.  Введение

2 Основные закономерности развития двигательной активности.

3 Двигательный режим в ДОУ.

4 Задачи двигательной активности.

5 Двигательная активность как средство развития интеллекта детей

1. Введение.

 Здоровье ребенка зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных, гигиенических, а также от характера педагогических воздействий. Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, двигательная активность (ДА) - естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка.

Особенно велика роль целенаправленного руководства двигательной деятельностью детей, воспитывающихся в старших группах ДОУ. Это обусловлено тем, что к этому возрасту дети, имея высокую потребность в ДА, не всегда могут ее реализовать на должном уровне. При этом надо учитывать, что самостоятельная ДА детей на  6-7 году жизни все больше ограничивается созданными условиями в ДОУ и семье (увеличивается продолжительность занятий с преобладанием статических поз), а также возрастающими познавательными интересами детей (компьютерные игры, конструирование, просмотр телепередач). Следует также помнить, что старшие дошкольники еще не умеют соотносить своими истинными возможностями, что может повлечь к переоценке своих сил и привести к нежелательным последствиям (переутомлению, нервному перевозбуждению, травмам). Все это свидетельствует о том, что необходимо обеспечение рациональным уровнем ДА детей, который может, быть достигнут, путем совершенствования двигательного режима в ДОУ.

2. Основные закономерности развития ДА детей 5-7 лет.

1. Нарастание всех основных показателей ДА

Тенденция к нарастанию всех основных показателей ДА от 5 к 7 годам объясняется повышением уровня физического развития, обогащением двигательного опыта детей.

2. Различие показателей ДА у девочек и мальчиков.

Мальчики по сравнению с девочками более подвижны в самостоятельной деятельности. В организованной деятельности эти отличия менее заметны.

3. Сезонные колебания ДА

Важной особенностью ДА детей старшего возраста является её зависимость от времени года. Сезонные изменения в ДА детей проявляются в повышении ДА в весенне-летний период и снижение в осенне-зимний.

4. Суточные колебания ДА

Выявлено, что ДА дошкольников распределяется в течение дня неравномерно: наибольшая активность наблюдается во время прогулок, а

периоды спада - во время пребывания детей в помещении. Отмечено три периода подъёма ДА детей: утренний (с 8 до 9ч), дневной (16:30 до 19:00ч).

5. Недельная динамика ДА

Суточный объём естественной двигательной активности детей изменяется и по дням недели, увеличиваясь от вторника к четвергу и резко падая к пятнице, что обусловлено общим утомлением и снижением их активности. Наиболее высокая ДА отмечена в среду и четверг.

Распределение детей на подгруппы в зависимости от уровня ДА.

В зависимости от степени подвижности детей их распределяют на три основные подгруппы - высокая, средняя и низкая подвижность.

1 подгруппа - дети с высокой интенсивностью ДА независимо от объема и продолжительности ДА. Для них характерны высокая подвижность, хороший уровень развития основных видов движений, достаточно богатый двигательный опыт, позволяющий обогащать свою самостоятельную деятельность.

2 подгруппа – дети, у которых наблюдается сочетание среднего и высокого уровня объема и продолжительности со средней и низкой интенсивностью ДА. Для них характерно разнообразие самостоятельной двигательной деятельности, насыщенной играми и упражнениями разной степени интенсивности, целесообразное их чередование.

3 подгруппа – дети имеют низкий объем ДА в сочетании с низкими и средними показателями продолжительности интенсивности. Им присуща однообразная малоподвижная деятельность с преобладанием статического компонента.

3. Двигательный режим в ДОУ

ДА дошкольника должна быть целенаправленна и соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма, что и составляет основу индивидуального подхода к каждому ребенку. Поэтому педагогам необходимо позаботиться об организации детской двигательной деятельности, ее разнообразии, а также выполнении основных задач и требований к ее содержанию. Содержательная сторона двигательного режима дошкольников должна быть направлена на развитие умственных, духовных и физических способностей детей.

Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительным занятиям: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультурные минутки на занятиях и т.д.

С целью оптимизации ДА необходимо внедрять дополнительные виды занятий двигательного характера, а также вносить нетрадиционные формы и методы их проведения: оздоровительный бег на воздухе, пробежки по массажным дорожкам в сочетании с воздушными ваннами, гимнастика после дневного сна, двигательная разминка при открытых фрамугах, прогулки-походы в лес.

Второе место занимают учебные занятия по физкультуре - как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной ДА детей.

Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Самостоятельная двигательность является важным источником активности и саморазвития ребенка, при соблюдении условий: наличие физкультурного уголка, режим проветривания, обеспечение безопасности жизни детей. Немаловажное значение отводится и активному отдыху, физкультурно-массовым мероприятиям. К ним относятся: неделя здоровья, физкультурный досуг, физкультурно-спортивные праздники на воздухе и на воде, игры-соревнования, спартакиады.

В двигательный режим входит также и совместная физкультурно-оздоровительная работа ДОУ и семьи (домашние задания, физкультурные занятия детей совместно с родителями, участие родителей в физкультурно-оздоровительных мероприятий ДОУ).

Все эти виды занятий, по физкультуре дополняя, и обогащая, друг друга обеспечивают необходимую двигательную активность каждого ребенка в течение всего времени пребывания его в ДОУ. При этом следует помнить, что ДА оптимальна в том случае, когда ее основные параметры (объем, продолжительность, интенсивность) соответствуют индивидуальным данным физического развития и двигательной подготовленности детей, а также когда обеспечивается ее соответствие условиям среды (природной, предметной, социальной), правилам чередования напряжений и отдыха, постепенного увеличения физических нагрузок.

4. Задачи оптимизации ДА детей

В процессе оптимизации ДА детей в ДОУ следует создавать такие условия, которые содействуют решению комплекса задач:

Оздоровительные: дети смогут

-знать основы ЗОЖ;

-самостоятельно выполнять гигиенические процедуры;

-с удовольствием выполнять различные движения на открытом воздухе в  любую погоду;

-ежедневно заниматься физическими упражнениями, играть в подвижные игры.

Воспитательные: дети смогут научиться

-прилагать волевые усилия (выдержку, настойчивость, решительность, смелость) для достижения поставленной цели;

-сознательно относиться к регулированию своей двигательной активности и уметь управлять ею.

-Образовательные: дети учатся

-уверенно владеть «азбукой движений»: обладать элементами техники всех видов жизненно важных движений, базовыми умениями и навыками в спортивных играх;

-осознанно и самостоятельно пользоваться определенным объемом знаний и умений в различных условиях (в лесу, парке, при выполнении трудных двигательных заданий и т. д).

5. Двигательная активность как средство развития интеллекта детей

Современные педагоги пытаются подойти к проблеме сохранения и развития физического и психического здоровья дошкольников на основе так называемого «психофизического сопряжения». Этот метод можно использовать при любых формах организованной двигательной активности детей. Когда мы ведём речь о дошкольниках, надо учитывать, что у них обучение двигательным действиям и развитие психики тесно связаны между собой. Суть психофизического сопряжения заключается в том, что применяемые средства ДА позволяют добиваться конкретных изменений в физической сфере (быстрота, ловкость, выносливость), которые в свою очередь, способствуют изменениям в психической сфере (например, быстроте восприятия информации и принятия решения). Одно и тоже упражнение можно использовать для обучения двигательному навыку, так и для развития двигательных способностей, а также (в игровой форме) для интеллектуального развития. Основная направленность занятий по развитию быстроты мышления- применения таких упражнений, которые способствуют направленному развитию как физических, так и психических качеств. (Физические качества: сила, быстрота, ловкость – психические качества: быстрота оценки ситуации и принятия решения, наблюдательность, внимательность, объём памяти)- это качества, обеспечивающие активную жизнедеятельность человека. Средства и методы ДА позволяют развивать коммуникативные навыки, навыки поведения в сложных и опасных ситуациях. Физкультура должна способствовать развитию самопознания. Именно это способствует успешному развитию личности ребёнка, его социальной адаптации. Также важно то, что уже в раннем возрасте с помощью физического воспитания формируются здоровые привычки, самоконтроль за стрессовыми ситуациями. В процессе физического воспитания формируется чувство уверенности в себе, психической устойчивости.    

Муниципальное дошкольное  образовательное учреждение

Детский сад №9 «Якутяночка»

Доклад на тему:

«Двигательная активность детей в ДОУ»

Выполнила:

Инструктор по ФИЗО Чернявская Людмила Александровна

Якутск 2007

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №9 «Якутяночка»

Тема:»Двигательная активность – как средство полноценного развития детей»

Выполнила:

инструктор по ФИЗО Чернявская Людмила Александровна

Якутск  2007

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Оптимальная двигательная активность – залог гармоничного развития ребенка»

Консультация для воспитателей«Оптимальная двигательная активность – залог гармоничного развития ребенка» Подготовила: старший воспитатель МБДОУ д/с-к/в №7...

Консультация для воспитателей «Оптимизация двигательной активности – залог гармоничного развития».

Консультация для воспитателей«Оптимизация двигательной активности – залог гармоничного развития»....

Консультация для педагогов «Оптимальная двигательная активность – залог гармоничного развития»

           В настоящее время забота о здоровье детей стала занимать во всем мире приоритетные позиции. И это не удивительно: современному обществу нужны личности т...

Консультация для воспитателей на тему : "Оптимальная двигательная активность – залог гармоничного развития ребенка"

На сегодняшний день в системе дошкольного образования особое внимание уделяется здоровью детей. Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма,явл...