Деятельность педагога по коррекции внимания дошкольников с СДВГ
консультация (младшая группа) на тему
Разрабоаны рекомендации для педагогов и родителей поразвитию внимания дошкольников с СДВГ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_vnimaniya_doshkolnikov_s_sdvg.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
2.3 Деятельность педагога по коррекции внимания детей старшего дошкольника с СДВГ
Коррекционно – развивающую работу по развитию внимания мы рекомендуем проводить, используя различные игры и игровые упражнения, направленные на развитие внимания, так как игровая деятельность является ведущей у детей дошкольного возраста.
Мы предлагаем использовать комплекс игр, направленный на развитие концентрации, объема, распределения, переключения внимания.
На наш взгляд, только через систему игр, игровых упражнений и заданий удается перейти от истощаемого к устойчивому, высококонцентрированному вниманию.
Игры и упражнения, включающие умственную и двигательную активность, требуют от ребенка переключения, распределения и сосредоточенности внимания. Важным принципом развития внимания является требование к организации деятельности ребенка. Внимание поддерживается, когда дошкольник активен в отношении предмета, обследует его, открывая в нем все новое и новое содержание. В то же время взрослый требует довести начатое дело до конца, создает у ребят установку на получение качественного результата.
На наш взгляд, использование всех вышеперечисленных игр и игровых упражнений активизирует внимание дошкольников с СДВГ, а также повышает эффективность коррекционно-педагогической работы в целом.
Упражнения на развитие концентрации, продуктивности и устойчивости внимания
Данные упражнения направлены на развитие продуктивности, концентрации и устойчивости внимания, тренировку избирательности внимания, тренировку зрительного внимания, тренировку длительного удержания внимания у дошкольников с речевыми нарушениями.
Упражнение «Найдите 10 отличий»
Цель: развитие концентрации внимания.
Порядок выполнения и инструкция. Ребенку предлагаются картинки, в которых он должен найти сходства и различия. Педагог «Я предлагаю тебе рассмотреть картинки и найти в них сходства и различия. Будь внимателен»
Упражнение «Найди пару»
Цель: развитие концентрации, устойчивости, продуктивности внимания.
Порядок выполнения и инструкция. Ребенку предлагается две картинки. На первой изображены растения. Рассмотрев картинку № 1, ребенок должен отыскать два одинаковых растения и объяснить своё решение. Аналогичная работа проводится с картинкой №2. Педагог: «Посмотри (имя ребенка, пожалуйста, на первую картинку, что на ней нарисовано (ответ ребенка? А теперь найди два одинаковых растения и скажи мне, почему ты так думаешь».
Упражнение «Что изменилось?»
Цель: формирование умения определять изменения, перестановки, произошедшие на картинке, развитие устойчивости внимания.
Порядок выполнения и инструкция. Педагог предлагает внимательно рассмотреть сначала первую, а затем вторую картинку и объяснить, что изменилось: «Как ты думаешь, какая игрушка пропала с полки, а какая появилась?»
Упражнение «Найди фигурку, спрятанную в картинке»
Цель: развитие концентрации, устойчивости, внимания, формирование умения находить различные геометрические фигурки, «спрятанные» на картинке.
Порядок выполнения и инструкция. Ребенку предлагается найти на картинке спрятанные геометрические фигуры: круги, прямоугольники, треугольники. Педагог: «Посмотри внимательно на картинку и найди на ней изображения, которые тебе по форме напоминают круг (тоже прямоугольник, треугольник)»
Упражнение «Лабиринт»
Цель: развитие концентрации, продуктивности и устойчивости внимания.
Порядок выполнения и инструкция. Ребенку предлагаются всевозможные лабиринты, которые ребенок должен пройти внимательно сосредоточившись. Педагог: «Перед тобой лабиринт, ты должен пройти его. Внимательно сосредоточься и помоги кролику найти морковку».
Упражнение «Умная картинка»
Цель: развитие концентрации, устойчивости внимания, памяти.
Порядок выполнения и инструкция. Ребенку на короткое время (30 секунд) предъявляется картинка с изображением различных предметов. После этого картинку убирают, и ребенок по памяти должен ответить на вопросы, которые касаются показанных ему изображений: «Какие предметы нарисованы на картинке?», «Сколько вишен ты видел на картинке?», «Что ты видел, ручку или карандаш?», «Сколько конфет на картинке?»
Упражнение «Буквы и цифры»
Цель: тренировка избирательности внимания.
Порядок выполнения и инструкция. Ребенку предлагается картинка, на которой изображены буквы и цифры. Педагог: «Найди и раскрась сначала все буквы, а затем все цифры».
Упражнение «Следы птиц, зверей и цифры»
Цель: тренировка зрительного внимания.
Порядок выполнения и инструкция. Ребенку предлагается картинка, на которой изображены следы птиц, зверей и цифры. Педагог: «Здесь мы видим с тобой следы птиц и зверей, а еще цифры. Давай отыщем эти цифры по порядку, начиная с одного. Теперь их нужно показать в обратном порядке, но сначала нам нужно потренироваться. Вот тебе карточки с цифрами, разложи их в обратном порядке. В таком же порядке обведи цифры на странице. А теперь как можно быстрее и без ошибок покажи их. В каком порядке ты хочешь показывать? Хорошо. А теперь в другом порядке».
Упражнение «Соревнование зверей»
Цель: тренировка длительного удержания внимания.
Порядок выполнения и инструкция. Ребенку предлагается картинка, на которой изображены медведь, еж, белка, заяц и цифры. Педагог: «Звери соревнуются, кто скорее найдет цифры по порядку и ни разу не ошибется. Ты кому будешь помогать?. А я Мишке. Вот секундомер. Ты начнешь искать цифры, я включу секундомер, и посмотрим, как быстро ты их найдешь. Главное — не ошибаться». Ребенок показывает цифры. Время поиска и ошибки фиксируются. Педагог: «Теперь мы с Мишкой начнем искать, а вы с Ежиком следите, не ошибемся ли мы». Педагог намеренно делает ошибку (пропускает цифру или смешивает близкие по начертанию 7 и 1, 6 и 9). Ребенок, заметив ошибку, сообщает об этом воспитателю.
Аналогично строится работа в группе. Дети могут меняться таблицами и переходить к следующим.
Комплекс игр на развитие концентрации, объема, распределения и переключения внимания
Данный комплекс игр направлен на развитие концентрации, распределения, объема внимания, переключение и устойчивость внимания у дошкольников с речевыми нарушениями.
Игра «Какой игрушки нет?»
Цель: совершенствование концентрации внимания, его распределения, объема.
Оборудование: две машины, куклы, матрешка, юлы, собаки, кошки; два мишки, зайки, самолета и др.
Содержание. Перед детьми выставляются три игрушки. Такие же игрушки ставятся на другом столе, которой находится на близком расстоянии от детей. Используется указательный жест для привлечения внимания детей к каждой игрушке. Затем за экраном одна игрушка убирается, после чего убирается экран и внимание детей привлекается к оставшимся игрушкам. Взрослый своим поведением выражает удивление по поводу исчезнувшей игрушки, обращает внимание на игрушки на втором столе и предлагает выбрать ту игрушку, которая была ранее непосредственно перед детьми. Игра повторяется несколько раз с разными вариантами набора игрушек и с их увеличением до четырех.
Игра «Сделай верно»
Игра может проводиться как на невербальной основе, так и вербальной, в зависимости от готовности детей; важное условие - ориентировка детей в геометрических формах.
Цель: упражнять детей в распределении и переключении внимания.
Оборудование: набор карточек с изображенными геометрическими фигурами. Количество разных геометрических форм постепенно увеличивается от двух до четырех-пяти).
Содержание. Каждому ребенку предлагается рассмотреть свою карточку, назвать или найти одинаковые фигуры. Затем дается какую геометрическую фигуру надо зачеркнуть. После выполнения задания его результаты анализируются. Игра может иметь разные варианты в зависимости от количества геометрических фигур. Фигуры могут быть и разного цвета. В этом варианте ребенок должен учитывать два признака - форму и цвет.
Игра «Догони и поймай разные буквы»
Цель - развитие устойчивости, распределения и переключения внимания.
Оборудование: таблицы с небольшим текстом, написанным крупными буквами (текст состоит из нескольких строк).
Содержание. Ребенку предлагается рассмотреть текст, а затем зачеркнуть в тексте карандашом определенную букву (например, букву "М"). В следующий раз может быть другая буква или другой вариант задания (например, подчеркнуть определенную букву или обвести кружочком и т. д.); вместо букв могут быть цифры, геометрические формы, одна и та же геометрическая форма, но разных цветов.
Игра «Кто за кем стоит»
Цель: развитие объема внимания, его распределения
Содержание. Четверо детей выстраиваются в шеренгу. Пятому ребенку, водящему, предлагается рассмотреть и запомнить, кто за кем стоит, а затем повернуться спиной к шеренге. Взрослый переставляет кого-либо из детей в шеренге. Затем водящему предлагается повернуться лицом к шеренге и сказать или показать, что изменилось. Игра повторяется несколько раз. В ходе игры меняются и водящие.
«Игры индейцев» для развития объема внимания:
двум или нескольким соревнующимся в течение короткого времени показывают сразу много предметов, после чего каждый отдельно говорит судье, что он видел, стараясь перечислить и подробно описать возможно большее число предметов. Так, один фокусник добился того, что, быстро проходя мимо витрины, мог заметить и описать до 40 предметов.
Упражнение «Печатная машинка» - это классическое театральное упражнение развивает навыки сосредоточения. Каждому человеку дается 1-2 буквы из алфавита, преподаватель называет слово и участники должны, «выстучатъ» его на своей пишущей машинке. Называют слово и делают хлопок, затем делает хлопок тот человек, с чьей буквы, начинается слово, затем хлопок учителя - вторая буква, хлопок ученика и т. д.
Упражнение «Кто быстрее?» Детям предлагается как можно быстрее и точнее вычеркнуть в колонке любого текста какую-либо часто встречающуюся букву, например «о» или «е». Успешность выполнения теста оценивается по времени его выполнения и количеству допущенных ошибок - пропущенных букв: чем меньше величина этих показателей, тем выше успешность. При этом надо поощрять успехи и стимулировать интерес.
Родителям и педагогам можно порекомендовать следующее:
- Введите знаковую систему оценивания действий ребенка. Старайтесь замечать каждый успех малыша и обязательно давайте ему понять, что вы видите его успехи.
- Устраивайте минутки активного отдыха на занятиях. Помните, что эти дети способны удерживать свое внимание очень кратковременно.
- Гиперактивный ребенок всегда должен находиться перед глазами. На занятиях его лучше сажать напротив себя.
- Направляйте энергию ребенка в полезное русло. На занятиях давайте поручения раздать что-нибудь, в свободной деятельности мотивируйте его на спокойные действия.
- На первых этапах избегайте монотонной деятельности, занятия должны быть интересными и увлекательными, с прослеживаемым результатом.
- В совместной деятельности учите ребенка проговаривать свои действия, выстраивать логику и последовательность их выполнения.
- Используйте элементы игры во всех моментах жизнедеятельности .
- Не давайте многословных инструкций, после 10-ти слов ребенок вас просто не услышит.
- Создавайте ситуации успеха, в которых ребенок смог бы проявить свои сильные стороны.
- При всем неусыпном внимании к гиперактивному ребенку внешне относитесь к нему так же, как и к остальным детям.
- Учите его общаться с другими детьми, поощряйте позитивное взаимодействие.
Таким образом, работа по развитию внимания должна быть тщательно спланирована и проводиться ежедневно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы "Использование театрализованной деятельности в коррекции речи дошкольников с ОНР"
В статье представлен опыт работы учителя-логопеда Микрюковой Натальи Анатольевны по использованию театрализованной деятельности в коррекции речи дошкольников с ОНР...
Особенности развития внимания дошкольников с нарушением зрения. Игры и упражнения для коррекции внимания детей дошкольного возраста.
Как известно, восприятие зрительной информации осуществляется с помощью активных движений глаз. Нарушение глазодвигательных функций при косоглазии осложняет данный процесс, что приводит к увелич...
Конспект занятия с детьми с синдром дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ).
Цель: оказать психологическую помощь детям в детских садах с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.Задачи:· снятие мышечн...
Сообщение на родительком собрании на тему : "Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)"
Синдром дефицита внимания и гиперактивности - поведенческое расстройство развития, начинающееся в детском возрасте....
"Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)»
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) – одно из наиболее распространенных психоневрологических расстройств. СДВГ – это самая частая причина нарушений поведения и трудностей обучения в до...
Рекомендации по работе с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ)
Рекомендации по работе с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ)...
Система коррекционно-логопедического воздействия по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ)
Материал будет полезен педагогам, родителям....