Консультация для родителей "Использование логоритмики для развития речи и ритмического слуха у детей среднего возраста"
консультация (средняя группа) на тему
Материал предназначен для музыкальных руководителей, воспитателей, логопедов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.26 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ "Введенский детский сад общеразвивающего вида №3"
Практикум для родителей детей средней группы совместно с логопедом
"Использование логоритмики для развития речи и ритмического слуха у детей среднего возраста"
Дата проведения: 17.11.2018 г.
Музыкальный руководитель: Шайхеева Т.В.
Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевых нарушений. Укрепляется костно-мышечный аппарат, развивается дыхание, моторные, сенсорные функции, чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. С другой стороны, формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память.
Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх. Логопедическая ритмика занимает особое место в системе комплексного метода коррекционной работы с дошкольниками и служит цели нормализации двигательных функций и речи, в том числе дыхания, голоса, ритма, темпа и мелодико-интонационной стороны речи.
Цель логоритмики - преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.
Задачи:
- Развитие слухового внимания
- Развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха.
- Развитие фонематического слуха.
- Развитие пространственной организации движений.
- Развитие общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики.
- Воспитание выразительности и грации движений.
- Воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое.
- Формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации.
- Развитие певческого диапазона голоса.
- Развитие чувства ритма.
- Воспитание умения определять характер музыки, согласовывать её с движениями.
- Воспитание умения перевоплощаться.
- Развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков.
- Воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением.
- Формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения.
В результате сочетания слова, музыки и движения дети будут более раскрепощенными, эмоциональными, значительно улучшили свои ритмические способности. У детей повысится координация движений, они станут собраннее и внимательнее. Песни, речевые упражнения, пальчиковые игры, проговаривание стихов с движением и под музыку улучшат качественный уровень ритмического чувства.
Необходимым условием работы при логоритмической деятельности является создание условий для возникновение удивления, интереса и для выражения своих чувств, помощи каждому ребенку обрести веру в себя, умения организовать ситуацию успеха, поощряя любое усилие с его стороны, радуясь его творческим находкам. Желание каждого ребенка подражать взрослому и активно участвовать в процессе занятия осуществляется благодаря музыкальному сопровождению игр-инсценировок, танцев, а также пению песен. Использование сказочных персонажей, атрибутов сюжетно-ролевых игр стимулирует активность детей к речевой и другим формам деятельности.
Главным принципом достижения эффективности в работе на логоритмических занятиях является индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его возрастных, речевых и психофизиологических возможностей.
Речевой материал на таких занятиях предварительно не разучивается, а проводится по подражанию. Во время речевых упражнений желательно, чтобы дети стояли вместе с педагогом в кругу или сидели полукругом. Такое расположение дает возможность детям хорошо видеть педагога, двигаться и проговаривать речевой материал синхронно с ним.
Логоритмическая деятельность включает в себя следующие элементы
- артикуляционную (логопедическую) гимнастику;
- чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;
- пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики;
- упражнения под музыку на развитие общей моторики, соответствующие возрастным
особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;
- вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него;
- фонопедические упражнения по методу В.В.Емельянова для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания;
- песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти;
- музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами, развивающие чувство ритма;
- музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;
- коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмоциональности, позитивного самоощущения;
- упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.
В ходе работы над текстом разучиваемой песни, провожу работу по коррекции устной речи. В этом помогает артикуляционная гимнастика. В нее включаю упражнения для языка, щек, губ, а также мимические упражнения, направленные на развитие подвижности речевых органов. Такие упражнения вызывают положительные эмоции у детей, а также развивают мимику. Также, для успешного развития артикуляции и чистоты интонирования я использую так называемые фонопедические упражнения, которые являются наиболее эффективными для развития певческих навыков (с музыкальным сопровождением и без него). Так как известно, что в пении органы дыхания играют ведущую роль, необходимо закаливание органов дыхания, укрепление мышц носоглотки. Для этого провожу специально подобранные упражнения по системе В.Емельянова. Кроме того, они способствуют снятию стрессовых состояний. Я использую эти упражнения и для развития чувства ритма, так как выдох и вдох мы проделываем на стаккато и легато, на разные длительности.
В работе над дикцией мной используется прием – проговаривание текста одними губами в разных темпах, начиная с медленного, т.к. он активизирует внимание детей и побуждает их к более четкому произношению слов.
Для профилактики простудных заболеваний, для оздоровления и повышения защитных свойств организма, для поддержки у детей бодрого настроения и побуждения их к активности, я использую игровой самомассаж биологически активных точек.
Например, при невнятном произношении, «проглатывании» окончаний слов (особенно согласных), использую прием пропевания мелодии на слоги «ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру», которые способствуют автоматизации звука и закреплению правильного произношения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкально - дидактические игры на развитие динамического, регистрового, ритмического слуха у детей дошкольного возраста "Музыкальные кубики"
Дидактический материал для детей младшего, среднего и старшего возраста на развитие метрической пульсации речи, музыкально...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/11/picture-365771-1386774698.jpg)
Маленькие песенки для развития музыкально-ритмического слуха у детей дошкольного возраста (4 – 7 лет)
Данный наглядный материал используется в работе для развития ритмического слуха у детей. Здесь представлены тексты для заучивания (потешки, прибаутки). которые сопровождаются игрой на детских музыкаль...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/13/picture-735479-1452669441.jpg)
Конспект образовательной деятельности по развитию речи на тему "Сказки" для детей среднего возраста
конспект образовательной деятельности для детей средней группы по развитию речи на тему "Сказки"...
Мастер-класс "Развитие ритмического слуха у детей дошкольного возраста через игру на народных деревянных инструментах"
Тема: « Развитие ритмического слуха, через игру на деревянных музыкальных инструментах».Цель: Обогащение духовной культуры детей через игру на народных деревя...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/11/picture-630951-1431328076.jpg)
Консультация для родителей "Развитие ритмического слуха у детей дошкольного возраста".
Данный материал интересен для музыкальных руководителей....
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/24/picture-510941-1587714603.jpg)
«Развитие ритмического слуха у детей дошкольного возраста».
Значение развития ритмического слуха в музыкальном воспитании ребенка заключается в том, что оно:-помогает развитию музыкальных способностей и обогащает эмоциональный мир детей;-развивает познавательн...
Педагогический проект "Развитие ритмического слуха у детей дошкольного возраста в условиях работы с ансамблем «Ложкари»
Педагогический проект "Развитие ритмического слуха у детей дошкольного возраста в условиях работы с ансамблем «Ложкари»...