Кризисы детства
статья на тему
Предварительный просмотр:
КРИЗИСЫ ДЕТСТВА
Многие родители наверняка помнят, как их дети, достигнув определенного возраста, вдруг становились неузнаваемыми. Был ребенок как ребенок, а теперь все наперекор, все будто назло взрослым. Он становится нервным, капризным, начинает требовать чего-то невозможного, и никакие аргументы, призывы к здравому смыслу не могут изменить его линию поведения.
Парой такую ситуацию болезненно переживают все члены семьи.
Это самый настоящий кризис, неизбежный в любом развитии, которое обычно не сводится к накоплению медленных, незаметных изменений, а включает в себя резкие перемены, скачкообразные переломы.
Кризис – явление необходимое. Если нет его проявлений, значит, на предыдущих этапах не освоены какие-то важные формы деятельности, не развиты в полной мере нужные психологические качества.
Кризисы свидетельствуют о самом процессе развития. Они неизбежны, однако не обязательно должны сопровождаться постоянным негативизмом.
Сроки наступления кризисов детства, их длительность и глубина зависят не только от индивидуальных особенностей ребенка, но и от поведения взрослых.
Психологи выделяют четыре критических периода в детском развитии:
- 1 год;
- 3 года;
- 6 – 7 лет;
- 9 – 11 лет.
Кризис первого года жизни
Его содержание связано с тремя моментами:
- с началом ходьбы, которая для ребенка становится основной формой передвижения в пространстве;
- со становлением речи – этот процесс происходит постепенно и длится примерно 3 месяца;
- с первыми актами протеста и оппозиции: ребенок начинает противопоставлять себя другим, поскольку именно в этом возрасте у него происходит выделение собственного «Я» в окружающем мире.
Кризис третьего года жизни
Обычно все начинается с простых капризов: «не буду!», «не хочу», но постепенно ваш ребенок становится неуправляемым. По любому поводу у него могут начаться приступы ярости, он все бросает, ломает, заходится в плаче, падает на пол.
Поверьте, пока вашим малышом ничего страшного не происходит. Это физиологический кризис – период самоутверждения.
В этот период родители сталкиваются с негативизмом, когда ребенок отказывается делать что-нибудь только потому, что это исходит от взрослого.
Ребенок становится упрямым, настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он этого потребовал. Малыш желает все делать сам (ярко выражено стремление к самостоятельности).
Этот критический возраст назвали «возрастом строптивости», или «Я сам».
Кризис 6 – 7 лет
Ребенок уже старший дошкольник, но еще не школьник. В поведении появляются что-то нарочитое, нелепое и искусственное, какая-то вертлявость и паясничанье.
Ребенок начинает понимать, что значит «я радуюсь», «я огорчен», «я сердит», «я добрый».
Его переживания приобретают смысл, происходит внутренняя борьба с противоречиями в этих переживаниях (хочу – но боюсь; хочу и то и другое; надо –но не хочу…).
Продолжается активное осмысление окружающего мира и определяется место «Я» в этом мире.
Кризис подросткового возраста
Примерно с 9 – 11 лет начинается новый сдвиг в развитии ребенка, связанный с глубокими изменениями в его физиологии, интеллекте и способностях, в качестве отношений со взрослыми и сверстниками.
Переход от детства к взрослому состоянию – самый трудный из всех кризисов. Главное его содержание – самопознание, самовыражение и самоутверждение.
Подросток утверждает себя в новой роли, агрессивно реагирует на окружающих и опеку с их стороны. Подростковый возраст по праву называется «трудным».
Итак, кризисы необходимы и неизбежны. Через них проходит каждый ребенок, только сроки их наступления, длительность и глубина у всех разные.
Сущность процесса развития в том и состоит, что путь от одного возрастного этапа к другому лежит через кризисный период, который дает толчок к развитию новых личностных качеств на каждом их этапов.
Происходящие в периоды кризисов изменения в сознании ребенка оказывают глубокое влияние на дальнейшее формирование его личности.
Для слабовидящих
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Возрастные кризисы раннего и дошкольного детства"
Возраст-это ключевое понятие для проектирования систем развивающего образования и соответственно - для периодизации нормативного развития человека в течение всей (индивидуальной) жизни. Основой понима...
Кризисы детства
Реомендации для родителей,как преодолеть кризисы...
Развитие личности в раннем детстве. Кризис трех лет.
Нужно научиться любить своих детей такими, какими их создал Творец. А нам предстоит научить ребенка всему тому, что понадобится ему в жизни. Мы должны помочь ему раскрыть свои таланты и дарования.Каки...
Кризисы дошкольного детства
Родители в определенный момент времени замечают резкие изменения в поведении. Знание детских кризисов в жизни ребенка и особенности их протекания помогут родителям в воспитании детей...
Возрастные кризисы детства .
Консультация для воспитателей....
Развитие личности в раннем детстве. Кризис трех лет
Основные психологические новообразования. Личностное развитие Новое отношение между ребенком и взрослым, при котором образ взрослого ориентирует действия и поступки ребен...
Этапы развития и кризисы детства
Материал полезен для родителей воспитаников ДОУ. Найдут ответы на вопросы о поведении ребенка....