Консультация для родителей и педагогов "Школа мяча" Этапы обучения спортивной игре БАСКЕТБОЛ
материал на тему
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ
Этапы обучения спортивной игре БАСКЕТБОЛ
Важное место в системе физического воспитания детей дошкольного возраста занимают действия с мячом. Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений, В играх с мячом развиваются быстрота, прыгучесть, сила, т.к. ребенку часто приходится в игровой ситуации передавать мяч своему партнеру или бросать его в цель, расположенную на значительном расстоянии. Ребенок должен высоко подпрыгнуть, доставая мяч и бросая его в высоко расположенную цель, быстро перебежать на другое место площадки, чтобы уметь поймать мяч, или противодействовать овладению мячом соперником и т.д.
В играх и действиях с мячом совершенствуются навыки большинства основных движений, т.к. дети упражняются не только в бросании и ловле мяча, забрасывании его в корзину, метании на дальность и в цель, но также в ходьбе, беге, прыжках. Например, при передвижении по площадке /с мячом или без мяча/ ребенок упражняется в беге с ускорением, с изменением направления, в беге в сочетании с ходьбой, с прыжками, в беге с остановкой, в беге с приставным шагом /вперед, спиной вперед, в стороны/ и т.п. Ребенок выполняет эти движения в постоянно изменяющейся обстановке. Это способствует формированию умений у детей самостоятельно применять движения в зависимости от условий игры: ребенок должен самостоятельно подобрать соответствующий способ движения, найти удобное место для его осуществления.
Упражнения и игры с мячом при соответствующей организации их проведения и обучения благоприятно влияют на Физическое развитие и работоспособность ребенка. Во время действий с мячом создаются условия для включения в работу левой руки, что важно для полноценного развития ребенка семилетнего возраста. Упражнения с мячами различного объема развивают не только крупные, но и мелкие мышцы, увеличивают подвижность в суставах пальцев и кисти. Они укрепляют мышцы, удерживающие позвоночник, и способствуют выработке хорошей осанки.
Обучение действиям с мячом способствует совершенствованию двигательной реакции детей, точности воспроизведения движений во времени и в пространстве.
В играх с мячом коллективного характера создаются благоприятные условия для воспитания положительных нравственно-волевых черт ребенка. Такие игры приучают детей преодолевать эгоистические побуждения, воспитывают выдержку. Ведь в ходе игры ребенок понимает, что не он один хочет действовать с мячом, попадать им в корзину, что его действия должны быть направлены на успех всей команды. Ради интересов команды ребенку часто приходится отказываться: от мяча, передавать эго партнеру, который имеет более благоприятные условия для успешной игры. Общая цель, стремление всех игроков команды попасть мячом в корзину
/ворота/ способствует развитию взаимопонимания, умения считаться с другими, помогать им.
Необходимость принимать быстрые , но разумные и твердые решения, претворять эти решения в жизнь без излишних колебании способствует развитию самостоятельности. Уверенность в своих силах и возможностях является основным фактором, который позволяет ребенку успешно проявлять приобретенные' навыки. В игре ребенок всегда. имеет возможность испытать свои силы и убедиться в успешности действия.
Итак, упражнения и игры с мячом являются средством, гармонически развивающим ребенка, дающим значительный образовательный, оздоровительный и воспитательный эффект.
Игра в баскетбол отличается от подобных игр большей определенностью. Состав команд ограничивается установленным числом участников, а продолжительность игры - определенным временем, Она имеет установленные правила, которые определяют точность двигательных действий, проводится при участии судьи. Обязательными являются правильная разметка площадки, соответствующее оборудование и инвентарь.
Баскетбол - спортивная игра, требующая соответствующей физической технической и тактической подготовки игроков, что достигается при помощи специальных и постоянных тренировок.
Ребенок старшего дошкольного возраста в состоянии понять сущность коллективной игры с мячом, ее цель и правила.
Игра баскетбол – средство, гармонически развивающее ребенка, дающее значительный образовательный, оздоровительный и воспитательный эффект. Баскетбол включает в себя все виды основных движений: бег, прыжки, ловля и передача мяча /метание/, бросок в кольцо. Баскетбол сложная, эмоциональная, динамичная игра, с разнообразием действий и игровых ситуаций, что привлекает детей к этой игре.
Баскетбол для детей - это спортивная игра в баскетбол с облегченными правилами. Начинать знакомиться с этой игрой можно уже с четырех-пяти лет. Начинать надо с самых простых действий с мячом, и по мере приобретения ребенком тех или иных навыков, усложнять правила.
Сначала я рассказала ребятам откуда взялось такое название, где придумали эту игру и как в нее играют. Затем мы научились принимать основную стойку баскетболиста, из которой можно быстро, удобно и успешно выполнять любое действие с мячом и без него. Научились передвигаться по площадке бегом в сочетании с ходьбой, прыжками, остановками и поворотами.
Задача первого этапа обучения - научить детей обращаться с мячом, ощутить его свойства, научиться легко и точно управлять им, чувствовать его как часть своего тела. Для этого я давала детям возможность свободно играть с мячом /прокатывание, отбивание о стенку, подбрасывание, ловля/. Подвижная игра "Играй, играй, мяч не теряй".
Затем мы с ребятами научились правильно удерживать мяч, что имеет большое значение в игре. В этом нам помогали "подсказки" /рисованные пособия по основным элементам баскетбола/, которые всегда висят в зале у ребят перед глазами.
Важным элементом действий в баскетболе является передача мяча партнеру двумя руками от груди и одной от плеча, стоя на месте после остановки и при передвижении. В передаче и ловле мяча лучше всего упражняться в разных построениях— парами, в шеренге, по кругу, в квадрате и т. п. Следует освоить также передачу и ловлю мяча, преодолевая противодействия противников, а также поупражняться в согласовании своих действий с действиями партнеров и в ориентировке на площадке.
Научить детей ловить и передавать мяч,- одна из самых трудных задач. Чтобы предупредить травматизм у детей, необходимо научить детей встречать мяч руками как можно раньше. Игры, используемые на занятиях с передачей и ловлей мяча: "10 передач", "Мяч по кругу", "У кого меньше мячей", "За мячом". Сначала мы научились ловить и передавать на месте, а затем - в ходьбе и беге.
Параллельно с передачей и ловлей мы учились отбивать и водить мяч. При ведении мяча дети приучаются двигаться на полусогнутых ногах, наклоняя тело несколько вперед. Прежде всего, объяснить детям, как правильно отбивать мяч, толкая его вниз, а не бить по мячу. Вести мяч впереди сбоку от себя, а не перед собой. Научить детей смотреть вперед, а не только на мяч, развивал боковое зрение. Для этого надо последовательно проделывать следующие упражнения: ударять мяч об пол одной рукой и ловить двумя; ударять мяч об пол правой рукой, а ловить левой, и наоборот; проделывать все эти упражнения на ходу. Потом нужно поупражняться в отбивании мяча на месте как правой, так и левой рукой и в ведении его с поворотами на месте (вокруг себя). Это подготавливает детей к овладению ведением мяча при передвижении вперед и в других направлениях, а так же с изменением скорости передвижения (когда на 2 шага приходится один удар мяча об пол), остановками и переменой высоты отскока мяча.
Всего этого можно добиться выполняя упражнения и игры, связанные с отбиванием и ведением мяча: "Мотоциклисты", "Скажи какой цвет", "Ловишки с мячом" и т.д.
Не менее важно для игры в баскетбол освоить броски мяча в корзину.
От точности броска, в конечном счете, зависит успех в игре, поэтому очень важно научить детей бросать мяч в кольцо. Бросок мяча в корзину сходен по своей структуре с передачей мяча. Здесь важно детям объяснить, что нужно придать мячу нужное направление, оценить траекторию полета мяча.
В спортивном зале нашего садика мы имеем мини - баскетбольную площадку и четыре щита, два основных и два вспомогательных, - это увеличивает двигательную активность детей, детям не приходится долго ждать своей очереди. Для этого используются такие приемы: перебрасывание мяча через сетку или веревку (натянутую на уровне выше головы ребенка), метание в баскетбольный щит, установленный на разной высоте, попадание мячом в баскетбольный щит после удара им об пол, бросок мяча в корзину сперва удобным для ребенка способом, а затем и двумя руками от груди с места с остановкой после ведения или ловли мяча.
Подвижные игры, которые мы используем при обучении броска: "Пять бросков", "10 бросков", "Чья команда больше".
Игровые действия детей совершенствуются в разнообразных подвижных играх с мячом и эстафетах с ведением, ловлей, передачей мяча и забрасыванием его в корзину. Только после такой предварительной подготовки можно предложить детям играть в баскетбол двумя командами по пять игроков по простейшим правилам. В каждой команде имеется несколько запасных игроков, обязательно должен быть капитан. Команды должны иметь отличительные знаки (эмблемы на майках — на груди или на спине).
Наиболее удобна для игры в баскетбол для детей площадка длиной 15 и шириной 8 м. На площадке размечаются боковые и торцевые линии, круг диаметром 1,8 м в центре для розыгрыша спорных мячей. Щит и корзина должны быть подвешены на середине торцевых линий. Верхний край корзины располагается на высоте 2 м. Играть в баскетбол можно обычным детским резиновым мячом (диаметр 20 мм) или мячом для мини-баскетбола (диаметр 60 мм, вес 450 г). Судейство в игре ведет взрослый.
Когда дети научились уверенно владеть мячом, я еще раз, но уже подробно объяснила цель, правила игры в баскетбол, количество игроков в команде, правило замены, правило выхода мяча из игры. Для ребят сшили отличительные маечки /красного и желтого цвета/, чтобы ребята не путались на площадке.
Затем, я ребятам объяснила как ведется счет игры, начало игры - розыгрыш мяча, судейство. Затем по ходу игры разъясняла детям ситуации, связанные с правилами игры, роль судьи на площадке. От занятия к занятию дети учились понимать друг друга, действовать в совокупности со всей командой, самостоятельно принимать решения в зависимости от условий игры.
Цель игры - забросить как можно больше мячей и корзину команды-соперника, соблюдая правила. Команде, забросившей мяч в корзину, начисляется два очка. Игра состоит из двух таймов по 5 минут, между таймами делается пятиминутный перерыв.
Правила игры с мячом заключаются в том, что мяч можно передавать, бросать или вести в любом направлении. Случайное касание ногой мяча не считается нарушением. Ударять по мячу ногой или кулаками запрещается. Ребенок, получивший мяч в движении, может вести его не более трех шагов, после чего мяч надо передать товарищу по команде. Вести мяч одновременно двумя руками не разрешается.
Если мяч выйдет за пределы площадки, то он считается вышедшим из игры. Виновным в выходе мяча из игры считается тот, кто последним дотронулся до мяча. Если судья сомневается в том, кто последним коснулся мяча, назначается спорный бросок.
Любое несоблюдение перечисленных правил считается нарушением. Команда, нарушившая правила, лишается мяча, мяч передается другой команде. Вбрасывание мяча осуществляется игроком команды, которая его получает, из-за боковой линии против того места на площадке, где было совершено нарушение.
Розыгрыш начального и спорного броска производится в центральном круге. При этом взрослый подбрасывает мяч вверх между стоящими в центре представителями от каждой команды. При розыгрыше дети могут касаться мяча только тогда, когда он начнет снижаться после броска.
Розыгрыш начального и спорного броска производится при начале каждого периода, при задержке мяча, в случаях, когда два игрока из соперничающих команд одновременно взялись за мяч, когда судья сомневается, от кого вышел мяч, когда мяч застрял в корзине или совершена ошибка игроками обеих команд.
Разучив на первоначальном этапе основные приемы владения мячом, мы продолжали закреплять, углублять совершенствовать их вне игры.
Дети стали более подвижными, сильными, уверенными в себе, решительными, что способствует гармоничному развитию центральной нервной системы и всего организма. Все выше перечисленные качества помогают детям в повседневной жизни, все навыки и умения, привитые на занятиях, помогают им при участии в спортивных состязаниях, праздниках и развлечениях, которые я проводила с детьми в течении года.
Праздник в лесу "Путешествие в мир сказок", "Лесное многоборье", "День защитника Отечества", "Веселая ярмарка", "Мой веселый звонкий мяч", "День здоровья".
Используя на занятиях методы показа, художественного слова, театрализации, я стараюсь проводить их в доступной форме, интересно, чтобы детям захотелось еще раз прийти ко мне на занятие в зал.
Мне нравится бегать с ними, заниматься, выполнять упражнения, участвовать с ними в играх.
" Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми; надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому; надо наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом.
Стараясь познать тайну детской души, педагогического мастерства и науки Педагогики, буду видеть в каждой ребенке своего учителя и воспитателя». Ш.А.Амонашвили
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический сборник "Технология обучения детей старшего дошкольного возраста спортивной игре "Баскетбол"
В сборнике описаны основные технические элементы и последовательность их разучивания....
Конспект занятия по спортивной игре баскетбол "В баскетбол играем с мамами, в баскетбол играем с папами"
Баскетбол для дошкольников....
Консультация для родителей и педагогов "Спортивная игра баскетбол, как средство укрепления физического здоровья"
Баскетбол для дошкольников...
Информационно-рекламная презентация для родителей дошкольников о спортивной игре баскетбол и его влиянии на приобщение детей к здоровому образу жизни.
Информационно-рекламная презентация для родителей дошкольников о спортивной игре баскетбол и его влиянии на приобщение детей к здоровому образу жизни....
Методика организации и проведения подвижной игры с элементами спортивной игры – баскетбол «Салки с мячом»
Обучение элементам спортивной игры – баскетбол посредством подвижной игры «Салки с мячом»...
План-конспект занятия по обучению спортивной игре баскетбол для старшей группы
План-конспект занятия по обучению спортивной игре баскетбол для старшей группы...