Беседа с родителями на тему: «Капризы ребенка 2-3 лет и как с ними бороться».
консультация по теме
Детские капризы и как с ними бороться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beseda_s_roditelyami_na_temu_kaprizy.docx | 25.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Беседа с родителями
«Капризы и упрямство ребенка 2-3 лет и как с ними бороться».
Цель беседы: Оказание родителям педагогической помощи и повышение психолого-педагогических знаний по проблеме упрямство и капризы детей.
Задачи:
Помочь родителям осознать причины капризов и упрямства у детей.
Формировать у родителей умение предупреждать и преодолевать их.
Познакомить с эффективными приемами общения и взаимодействия с детьми.
Информировать родителей о психологических особенностях развития детей.
Сегодня мы поговорим на актуальную тему для многих родителей – «Как бороться с капризами?»
Любой родитель имел возможность наблюдать капризы собственного двухлетнего малыша. В таком возрасте большинство своих требований они удовлетворяют с помощью плача и криков, поэтому неудивительно, что у родителей так часто возникает вопрос, как бороться с капризами ребенка в 2 года. Иногда родители теряются и не могут правильно реагировать в той или иной ситуации: дать пару раз по попке для профилактики или попробовать вступить в контакт? Большинство специалистов уверены, что капризы ребенка берутся от неправильного подхода в воспитании. Ведь каждая мама может вспомнить те моменты, когда их чадо именно истериками добивался желаемого, а таких случаев немало. Исходя из этого, у ребенка формируется привычка, причем, весьма скверная. И чем он взрослее, тем осознанней характер его слез и капризов.
Понятия "капризы и упрямство" очень родственные и чёткой границы провести между ними нельзя. И способы преодоления капризов и упрямства одинаковы, но об этом позже.
Выдающийся российский психолог Леонид Семенович Выготский описал симптомы этого кризиса так:
- Негативизм – стремление все делать наоборот, вопреки просьбам или требованиям.
Ребенок может настаивать, что сыр – это масло, синее – это зеленое, лев – это собака. Как только взрослый соглашается с ним, «мнение» ребенка может резко измениться на противоположное.
- Упрямство. Ребенок настаивает на своем не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он этого потребовал («Я хочу»).
3. Капризность – это вторая сторона одного и того же нарушения поведения. Понимает, что нельзя, но настаивает («Я не хочу»).
4. Своеволие. Все хочет делать сам, отказывается от помощи там, где еще мало что умеет («Я сам»).
5. Обесценивание и строптивость.
Обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше. Строптивость близка к негативизму и упрямству, но направлена не против конкретного взрослого, а против норм поведения.
6. Протест-бунт и деспотизм.
Ребенок проявляет деспотичную власть ко всему окружающему и диктует свою волю. Эти явления могут проявляться с разной интенсивностью. В поведении некоторых детей эти признаки проявляются уже в возрасте полутора лет. Как правило, это очень активные и энергичные непоседы.
Давайте теперь разберемся, что же происходит с взрослеющим ребенком. Понимание поведения ребенка, определение смысла его поступков лежит в основе всего процесса воспитания. Известно, что довольно долгое время младенец психологически «соединен» со своей матерью. Мама воспринимается как некоторая его ЧАСТЬ, удовлетворяющая его желания. Ребенок растет его желания возрастают и усложняются. Рано или поздно он сталкивается с тем, что не все его желания исполняются. По мере роста ребенок замечает, что и мама бывает разной — то ласковой, то отвергающей, и что какие-то средства влияния на маму действуют лучше других. И где-то в это же время он понимает, что от него кое-что зависит. Он как бы отделяется от мамы, осознано пытаясь воздействовать на нее определенным образом. Первый кризис роста случается, когда дети начинают осознавать, что они могут управлять удовлетворением своих потребностей. Понимают, что с помощью своего поведения (истерик, капризов, лежания на полу....) они могут добиться исполнения своих желаний. Но мир устроен так, что все мы далеко не всегда можем получить желаемое. И каждому надо уметь справляться с ситуацией неудовлетворенного желания — иметь терпение, целенаправленно двигаться к цели, делая все от нас зависящее, а порой смиряться с тем, что получить желаемое не в наших силах. Перед ребенком впервые появляется эта задача. И он должен как то для себя ее решить. Так или иначе через кризисный возраст в том или ином виде проходят все дети. Когда родители узнают об этом, многие из них испытывают облегчение. Ведь по началу всем кажется, что «все дети, как дети», и только «в моего как бес вселился».
Двухгодовалые карапузы могут истерить по ряду причин:
Получить желаемую вещь. И неважно, что это может быть: от игрушки и мультиков до маминой косметики и телефона. Запрет вызывает у ребенка ответную реакцию на подсознательном уровне, так как привычка уже начала успешно вырабатываться, и теперь любое «нет» может закончиться детскими слезами. Ребенок может плакать, если его потребности не удовлетворены в надлежащей форме: еда, сон, усталость. Физические аспекты также играют большую роль: холодно, жарко, свитер колит кожу, шарф сильно давит.
Дети в этот период начинают бунтовать и любое «не буду» и «не хочу» сопровождается плачем. Такими способами ребенок ведет неравный бой с родителями, но зачастую именно так ему удается получить то, что ему нужно.
Что могут сделать родители для преодоления упрямства и капризности у детей:
1. Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка.
2. Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.
3. Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребенку - это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее его возбуждают.
4. Будьте в поведении с ребенком настойчивы, если сказали "нет", оставайтесь и дальше при этом мнении.
5. Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно - взять его за руку и увести.
6. Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних:
"Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!". Ребенку только этого и нужно.
7. Постарайтесь схитрить: "Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка)!".
Подобные отвлекающие маневры заинтересуют капризулю и он успокоится.
8. Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление "сломить силой авторитета".
9. Спокойный тон общения, без раздражительности.
10. Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны, оправданы логикой воспитательного процесса.
11. Не хвалите ребенка если: достигнуто не своим трудом, не подлежит похвале (красота, сила, ловкость, ум), из жалости или желания понравиться.
12. Хвалите ребенка: за поступок, за свершившееся действие; начинать сотрудничать с ребенком всегда с похвалы, одобрения; очень важно похвалить ребенка с утра, как можно раньше и на ночь тоже; хвалить не хваля (пример: попросить о помощи, совет, как у взрослого).
13. Нельзя ребенка наказывать и ругать: когда ребенок болен, испытывает недомогание или оправился после болезни, так как в это время психика ребенка уязвима и реакция непредсказуема; когда ребенок ест, сразу после сна и перед сном; во всех случаях, когда что-то не получается (пример: когда вы торопитесь, а ребенок не может завязать шнурки); после физической или душевной травмы (пример: ребенок упал, вы ругаете за это, считая, что он виноват); когда ребенок не справился со страхом, невнимательностью, подвижностью и т.д., но очень старался; когда внутренние мотивы его поступка вам не понятны; когда вы сами не в себе.
14. Подавайте хороший пример, банально, но вы главный для него пример.
К детским капризам нужно относиться с пониманием, но при этом не делать никаких уступок. Если вы уступите один раз, потом еще и еще, то у ребенка сформируется неверное представление о том, как нужно добиваться своего. Как опять же утверждает Р. Кашапов, «Капризы, как явление, легче пресечь на первой, второй, третьей, десятой выходке, чем на пятидесятой или сотой. Пока ребенок еще маленький и не вошел в раж, а делает только попытки, можно прекратить развитие этого явления».
Рекомендации и советы для родителей по борьбе с капризами
Совет 1:
Не уступайте под действием истерик, потому что их цель — оказав давление на взрослых, получить желаемое. Попробуйте разобраться, когда и по какой причине ребенок впадает в такое состояние, и на основе этих выводов постарайтесь просто такого впредь не допускать.
К примеру, если вы понимаете, что ребенок не настроен в ближайший момент кушать сам, хоть и умеет это делать, то не надо настаивать. Лучше сразу покормить его, не провоцируя капризы, чем выдержать его истерику и. в результате, оставить ребенка без еды продолжая настаивать на своем.
Совет 2:
Понаблюдайте за собой: может быть, вы слишком часто говорите слова «нет» и «нельзя». Безусловно, ребенок должен четко знать границы дозволенного. И при этом эффективнее будет, если вы чаще начнете обозначать, что именно ему «можно». Например, вместо фразы «Нельзя кошку дергать за хвост!» лучше скажите: «Кошку можно гладить. Вот так». Или вместо того, чтобы запрещать трогать утюг, научите малыша им пользоваться (правильно брать за ручку и т.д.). Цель одна и та же — обезопасить ребенка, а вот эмоциональная окраска слов и действий различная.
Совет 3:
На просьбы ребенка отвечайте четко и определенно. Никаких уклончивых ответов, иначе он будет добиваться своего капризами и истерикой. Вместо слов «Я бы тебе разрешила съесть конфету, только мама не велела» правильнее сказать: «Тебе нельзя брать конфеты. Можно взять печенье».
Совет 4:
Не теряйте самообладания! Иногда случается так, что взрослые начинают сердиться и ругаться, нагнетая обстановку. Сохраняйте спокойствие, способность думать и контролировать себя. Не кричите, а. наоборот, специально говорите как можно тише. Если вы разговаривали, продолжайте говорить в спокойном тоне. Помните: вы являетесь образцом для ребенка!
Совет 5:
Во время истерик не старайтесь что-то объяснить: ребенок в это время все равно ничего не слышит. Просто ждите! Можно использовать метод «безразличия»: продолжайте заниматься своими делами, незаметно наблюдая за ним. Но обязательно обезопасьте ребенка, проверив окружающую обстановку, чтобы он себе не навредил. Так или иначе, истерика пройдет сама собой.
Совет 6:
Как только истерика пройдет, постарайтесь сразу забыть про нее и простить ребенка. Не напоминайте об этом, не читайте нравоучений и морали, не настаивайте на извинении и прощении. Лучше проанализируйте ситуацию. Причиной истерики могут быть: голод, холод, болезнь, усталость, недосыпание, перевозбуждение, семейные и бытовые проблемы, беспокойство родителей и т.д.
Для того чтобы не было капризов, учите ребенка выражать свои желания словами. Объясняйте, что люди выражают свои потребности, не крича, не падая на пол, не кусаясь, а спокойно высказывая друг другу свои просьбы.
Рефлексия:
Смогла ли я объяснить Вам причину возникновения упрямства и капризов? (Вопросы родителей по данной теме и ответы воспитателя).
- Какие из предложенных методов работы наиболее приемлемы для Вас?
- Могу ли я еще чем- то помочь Вам?
- Согласитесь ли Вы еще на одну повторную консультацию, которую мы можем провести чуть позже, после того, как Вы начнете применять предложенные методы снижения уровня капризов и упрямства?
«Воспитывая ребенка, нельзя забывать, что послушание детей не самоцель, а способ, при помощи которого формируется сознание человека, дисциплинированность, подготовленность к жизни в обществе. Помните, что воспитание послушного ребенка зависит от Вас.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседа с родителями на тему: "Ваш ребенок"
Успех в воспитании обусловлен знанием психических особенностей нервной системы детей, поэтому воспитателю необходимо изучить каждого ребенка. В составлении характеристики, отражающей индивидуальные ос...
Консультация для родителей на тему: "Капризы ребенка и их предупреждение"
Капризы чаще проявляются в дошкольном возрасте. Чем это вызвано?...
Беседа с родителями на тему «Ваш ребенок»
Успех в воспитании обусловлен знанием психических особенностей нервной системы детей, поэтому воспитателю необходимо изучить каждого ребенка. В составлении характеристики, отражающей индивидуальные ос...
Беседа с родителями на тему «Ваш ребенок».
Успех в воспитании обусловлен знанием психических особенностей нервной системы детей, поэтому воспитателю необходимо изучить каждого ребенка. В составлении характеристики, отражающей индивидуальные ос...
БЕСЕДА с родителями на тему: «Готовность ребенка к школе»
БЕСЕДА с родителями на тему: «Готовность ребенка к школе»...
Беседа с родителями на тему: "Здоровье ребенка в наших руках"
Беседа с родителями на тему: "Здоровье ребенка в наших руках".Цель: способствовать формированию потребности в здоровом образе жизни; обеспечению физического и психического благополучия....