Консультация для родителей на тему: "Капризы ребенка и их предупреждение"
консультация (младшая группа) по теме

Шейн Елена Вячеславовна

Капризы чаще проявляются в дошкольном возрасте. Чем это вызвано?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kaprizy_detey.docx108.01 КБ

Предварительный просмотр:

      Многих родителей беспокоят капризы и упрямство детей. На самое обычное предложение помыть руки, готовиться ко сну, убрать игрушки – ребёнок отвечает либо молчаливым неповиновением, либо бурным протестом. Подобные реакции у некоторых детей проявляются столь же часто, как взрослые начинают относиться к этому, как к закономерным явлениям дошкольного возраста. Однако считать, что капризы и упрямство обязательно сопутствуют детству, совершенно неправильно. Капризы чаще проявляются в дошкольном возрасте. Чем это вызвано?

     Капризы детей 3 - 4  года жизни часто связаны с неудовлетворением естественных потребностей (голод, усталость, сонливость), с ощущением физического дискомфорта (холодно, жарко, тесная обувь, сковывающая движение одежда, неудобная постель и т.д.)

     Капризы могут быть предвестниками болезни. Малыш ощущает какие-то физические недомогания, но сказать об этом не умеет. Зачастую такое состояние он стремиться подавить, требуя то одного, то другого, жаждет внимания взрослых. Но так как и удовлетворения желания не приносит ему физического облегчения, то он плачет и капризничает.

     Иногда дети капризничают в период выздоровления. После болезни ребёнок ещё слаб и не может много двигаться, принимать участие в тех играх, в которые играют его товарищи. Вынужденное ограничение активности вызывает у него беспричинный плач. Но может быть и так, что за время болезни ребёнок привыкает к повышенному вниманию окружающих, и, выздоровев, не хочет от этого отказываться.

     Дорогие родители, мягкость в обращении с больными детьми в сочетании с настойчивостью, разумной требовательностью (соблюдение режима, выполнение предписания врача), предотвратит возможные капризы.

    Но часто причины капризов заключается в неправильном воспитании. Ребёнок постоянно плачет, добиваясь удовлетворения своих желаний, взрослые незамедлительно выполняют их. Постепенно у малыша формируется привычка добиваться желаемого с помощью плача и крика. Незамедлительно закрепляясь, эта привычка становится чертой характера.

    Капризы детей иногда сочетаются с упрямством.

    Упрямство – это так же отрицательная реакция на требования, действия взрослых.

    По мере роста ребёнка и развития его сознания, капризы и упрямство начинают приобретать более осознанный, преднамеренный характер, становятся привычным способом поведения для достижения цели.

    Часто капризы и упрямство ошибочно принимают за нервные проявления: ребёнок кричит, замахивается кулаками, разбрасывает игрушки, топает ногами, ложиться на пол и кричит. Дорогие родители, покажите ребёнка врачу – специалисту, чтобы исключить предположение о нервности. Когда вы убедитесь, что опасения напрасны, обратитесь к психологу – он проанализирует сложившуюся в семье отношения между взрослыми и ребёнком, и раскроет причину «нервных» взрывов малыша. Как же следует реагировать на такие проявления детских капризов? Прежде всего, внешне спокойно относится к крику ребёнка. Лучше в такой момент оставить его одного, до тех пор, пока не пройдёт это состояние.

     Упрямство проявляется в основном избалованными детьми, привычными к чрезмерному вниманию, излишним уговорам.

    Некоторые родители отмечают: «До 3 лет сын был послушен, покладист. А теперь с ним сладу нет – упрямится, не слушается… Что делать?» Они объясняют такое поведение ребёнка тем, что «он стал Всё понимать».

    В чём-то родители правы: к 3 годам у ребёнка происходит скачок в развитии – он становится особенно активен в проявлении самостоятельности, в стремлении к самоутверждению, в самосознании собственного «Я». Вместе с тем родители выпускают из виду другое: психическое становление личности малыша требует от них и соответствующей перестройки в отношениях к ним. Но если такой перестройки не произошло во взаимоотношениях взрослых с ребёнком и на него по-прежнему смотрят как на беспомощное существо, не считаясь с возрастными качественными изменениями самосознания, то возникает, так называемый «кризис 3-х лет». Этот период в психологии считается критическим.

    Суть такой оценки в том, что во взаимоотношениях взрослого с малышом возникают известные трудности, так как для него становится характерное бурное проявление негативизма. Доктор психологических наук В. С. Мухина в этой связи говорит: «Кризис трёхлеток – объективно существующее явление в развитии взаимоотношений ребёнка со взрослыми. У ребёнка появляется тенденция к самостоятельному удовлетворению своих потребностей, а взрослый сохраняет старый тип отношений и тем самым ограничивает активность ребёнка. Правильно развивающийся ребёнок противится прежним отношениям. Он капризничает, делает всё наоборот, всячески показывает своё негативное отношение к требованиям взрослого. Такое поведение не распространяется на всех людей: негативность ребёнка весьма избирательна и касается только тех, кто стремится «поработить» его свободу. Если же взрослые разумно поощряют самостоятельность ребёнка, то трудности взаимоотношений легко преодолеваются». Следует предостеречь родителей и ещё от одной распространённой ошибки: нередко упрямство путают с настойчивостью. С внешней стороны выражение в поведении ребёнка одинаково, но упрямство – отрицательное проявление, и его следует испортить, а настойчивость – положительное качество, которое, безусловно, требует поддержки.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему : "Капризы и упрямство"

В консультации дается определение - что такое капризы и упрямство. Рассказывется-  почему дети проявляют упрямство, что усугубляет проявление такого поведения. Даются рекомендации родителям по пр...

Консультация для родителей на тему : Капризы и упрямство

Что могут сделать родители для преодоления упрямства и капризности у детей....

Консультация для родителей на тему: "Капризы детей и их предупреждения".

Детские капризы - это особенность поведения ребёнка, которая выражается в нецелесообразных и неразумных действиях и поступках, в необоснованном противодействии и сопротивлении указаниям, советам, треб...