Упражнения для контроля и координации движений
материал
Упражнения предложенные М.Монтессори.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
papka.docx | 617.62 КБ |
razvivaem_palchiki_uluchshaem_rech.docx | 16.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Упражнения для контроля и координации движений
Упражнения, предложенные М.Монтессори для развития самоконтроля ребенка за координацией движений, способны помочь малышу с нарушениями в развитии ориентироваться в практической, обыденной жизни.
Занимаясь со специально подготовленным материалом в условиях, адаптированных под индивидуальные нужды, ребенок становится более самостоятельным, независимым от помощи взрослых.
Формируя и совершенствуя точность движения, он тренирует свое сознание через выстраивание четкой последовательности действий, привычки к аккуратности во всех делах и точности исполнения инструкции.
Предложите малышу игру с предметами быта, которая часто воспринимается детьми с большим интересом, чем занятия с привычными игрушками.
Игра «Пересыпаем зерна»
Шум от пересыпания зерен ложкой привлечет особое внимание и заинтересованность ребенка.
Вам потребуются: две одинаковые пиалы, поднос, столовая ложка. Обе пиалы располагаются на подносе, левая из них наполнена фасолью, горохом или рисом, между пиалами лежит ложка.
При обучении игре с пересыпанием зерен объясните ребенку последовательность действий.
Покажите ребенку, как правильно держать ложку правой рукой; большим и указательным пальцем левой руки — придерживать левую от себя пиалу за края.
Опустите ложку в зерна, зачерпните и подержите горизонтально над пиалой, пока не упадут лишние зерна, медленно передвиньте руку к правой пиале и переверните ложку так, чтобы зерна просыпались в пиалу; повторяйте действия до тех пор, пока левая пиала не опустеет.
Если на подносе оказались просыпанные зерна, соберите их, поднимая по одному зерну большим и указательным пальцами.
Игра «Пальчиковый бассейн»
*В высокий пластиковый контейнер для хранения сыпучих продуктов насыпьте на 3/4 мелкую крупу (рис или гречку).
* Покажите малышу, как можно перебирать крупинки, опустив руку в контейнер, пропуская их через пальцы.
*Продемонстрируйте ребенку маленькую игрушку, например из киндер-сюрприза, и спрячьте ее в крупе, затем предложите ему найти рукой и вытащить из крупы игрушку.
Эти простые, но захватывающие упражнения помогут особому ребенку стать более самостоятельным, научат запоминать последовательность действий, станут отличной тренировкой пальцев и запястья для подготовки руки к письму, а также научат аккуратности и терпению.
Очень полезны для дошкольников, в том числе и для особых детей, упражнения на развитие мелкой моторики — ощупывание и перебирание мелких предметов, что также способствует совершенствованию мыслительной деятельности ребенка, формированию его речи.
Предварительный просмотр:
«Развиваем пальчики — улучшаем речь»
«Руки учат голову,
затем поумневшая голова учит руки,
а умелые руки снова способствуют развитию мозга»
И. П. Павлов
В течение дошкольного детства ребенок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована должным образом,и одна из них: плохо развитая мелкая моторика рук. Родители детей дошкольного возраста обязательно должны знать о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук.
Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями – держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить. Неуклюжесть пальчиков «говорит» о том, что мелкая моторика еще недостаточно развита. Известный исследователь детской речи М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной.
Как же сделать пальчики ловкими и проворными?
Прежде всего, надо активизировать те точки на руках малыша, которые непосредственно влияют на развитие высших корковых функций (головной мозг) и соответственно дают толчок их дальнейшему развитию. Находятся они на кончиках пальцев. Затем развивать гибкость кисти. И еще малыш должен научиться делать какую-то работу одной рукой независимо от другой.
Развитие мелкой моторики важно для всех детей без исключения, но если у ребенка наблюдался повышенный или, наоборот, пониженный мышечный тонус, с ним надо заниматься обязательно. Ведь вам не хочется, чтобы он, через несколько лет пойдя в школу, начал отставать в учебе.
Дома самостоятельно можно провести эксперимент. Если в 4 года ребенок не умеет доносить в пригоршне воду до лица, не разливая её, значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура. После 5 лет дети могут изобразить движения «ЛАДОНЬ-КУЛАК – РЕБРО». Если затрудняются, то это говорит об определенных нарушениях. Обнаружив отставания у ребенка, не огорчайтесь, но и не оставляйте всё как есть, надеясь, что со временем ваш ребенок догонит сверстников. Это ошибочная позиция. Ему необходима ваша помощь. Займитесь пальчиковой гимнастикой, играми и упражнениями для развития руки.
Для развития мелкой моторики полезны:
- Массаж
Массируйте, разминайте кисть от мизинца к большому пальцу. Массировать нужно обе ручки – ведь каждая «отвечает» за «своё» мозговое полушарие!
- Различные виды мозаик
Детали, чем мельче, тем лучше. Конечно, складывать буквы или фигурки малыш будет под вашим присмотром, чтобы мозаичная деталька не оказалась ненароком у него во рту.
- Разнообразные конструкторы
Пластиковые, металлические, картонные. Для повышения интереса ребенка к конструированию, не забывайте обыграть постройку.
- Рисование и раскрашивание
- Готовые альбомы для раскрашивания и рисования, книжки-раскраски.
А также используйте в играх:
- разнообразные шнуровки (готовые и сделанные своими руками,
- пористые губки, резиновые мячи с шершавой поверхностью, резиновые эспандеры,
- цветные клубочки ниток для перематывания, набор веревочек различной толщины для завязывания и развязывания узлов и плетения «косичек»;
- палочки (деревянные, пластмассовые) для выкладывания узоров, картинок (предметных и сюжетных);
- семена, мелкие орешки, крупа, камушки, разноцветные пуговицы для сортировки (по кучкам, баночкам и пр., для выкладывания узоров;
- набор мелких игрушек для развития тактильного восприятия «Узнай на ощупь» (можно собрать мешочек вместе с ребенком, наполнив любимыми игрушками киндер-сюрпризов);
- прищепки (бельевые разных цветов);
- пластилин;
- игры с бумагой (плетение, cкладывание);
- разнообразный природный материал;
- ручки, фломастеры, карандаши.
Играйте с ребенком, и результаты вас обязательно порадуют. Успехов вам!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплекс игр и специальных упражнений для развития мелкой моторики и координации движений рук.
Обобщение имеющегося материала по играм и специальным упражнениям для развития мелкой моторики и координации движений рук....
Комплекс игр и специальных упражнений для развития мелкой моторики и координации движений рук.
Обобщение имеющегося материала по играм и специальным упражнениям для развития мелкой моторики и координации движений рук....
"Игровые упражнения на фитболах на координацию движения и речи"
Цель этой серии упражнений – развитие динамической координации в сочетании с ритмическими речевыми автоматизированными рядами, которые даны в последовательности, соответствующей работе логопеда по пос...
Консультация для родителей "Игровые упражнения на фитболах на координацию движения и речи".
Цель этой серии упражнений – развитие динамической координации в сочетании с ритмическими речевыми автоматизированными рядами, которые даны в последовательности, соответствующей работе логопеда по пос...
Психокоррекционные игры и упражнения на равновесие и координацию движения для регуляции поведения детей.
Игры и упражнения для детей....
Упражнения на развитие перекрестной координации движений и на развитие мелкой моторики рук для детей старшего дошкольного возраста
Упражнения на развитие перекрестной координации движений.При регулярном выполнении перекрестных движений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга, что спосо...