Формирование музыкальных способностей у детей дошкольного возраста и их развитие.
статья на тему

Виды музыкальных способностей у детей и рекомендации по их развитию для детей разного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_muzykalnyh_sposobnostey.docx17.64 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Формирование музыкальных способностей у детей дошкольного возраста и их развитие

На протяжении многих веков музыка обладает одним из самых сильных уровней воздействия на эмоциональную составляющую человека. Она оказывает влияние на настроение людей, а также играет важную роль в процессе воспитания ребенка.

После многочисленных исследований была доказана необходимость формирования  музыкальных способностей, начиная с раннего возраста. Чем раньше ребенок начинает познавать мир музыки, тем легче ему будет развивать свои музыкальные таланты в будущем.

Специалисты утверждают, что недополученные в детстве музыкальные эмоции невозможно восполнить в старшем возрасте.  Именно поэтому музыкальное воспитание необходимо начинать в дошкольном возрасте.

Дети от рождения музыкальны — важно развивать эти способности

Ученые определяют термин способность как особенность человека быстро получать определенные навыки и использовать их. Основным свойством способности является то, что она не может существовать без постоянного развития. Поэтому музыкальное воспитание призвано развивать способности подрастающего поколения, тем самым формируя основы музыкальной культуры будущего.

Виды музыкальных способностей

Все музыкальные способности условно можно разделить на три вида:

  1. Ладовое чувство – это предрасположенность к определению ладовых функций мелодий. Другими словами способность ощущать эмоциональную выразительность произведения. Ладовое чувство проявляется в узнавании мелодии, а также в реакции на интонации звука. У детей эту способность можно определить по интересу к прослушиванию мелодий.
  2. Слуховое представление характеризуется возможностью ребенка воспроизводить мелодии на слух. Эта способность позволяет в будущем развивать внутренний слух. То есть, позволяет тренировать музыкальную память и воображение. Это основная характеристика музыкального слуха и совместно с ладовым чувством она составляет основу гармонического слуха.
  3. Чувство ритма дает возможность чувствовать временные отношения в музыке. Она позволяет активно чувствовать эмоциональную составляющую мелодии и точно воспроизводить ее на слух. У детей эта способность проявляется в физической реакции на звук, которые отражают ритм музыки.

Рекомендации по развитию музыкальных способностей для детей разного возраста

Многие специалисты утверждают, что ребенок, будучи в материнской утробе, различает звуки и проявляют эмоциональную реакцию на настроение родителей. Поэтому начинать музыкальное воспитание нужно еще до рождения ребенка. Спокойная и веселая музыка вызывает положительные эмоции. Это сказывается не только на сиюминутном состоянии ребенка, но и на его музыкальное восприятие в будущем.

Малышам в возрасте до одного года  рекомендуется слушать музыку около 3 минут с перерывами каждые 30 секунд. Лучше всего в этом возрасте воспринимается голос отца или матери, поэтому самым правильным решением будет песня или мелодия в исполнении родственников. Петь ее можно без слов. Главное – это тихий ласковый голос родного человека.

Детки постарше могут слушать музыку без перерыва немного дольше. Например, ребенок 2-3 лет способен активно воспринимать мелодии и песни на протяжении 5 минут. Главное для родителей – это обращать внимание на настроение малыша. Если ребенок чувствует дискомфорт, прослушивание не принесет ему должного удовольствия. В этом возрасте необходимо понемногу создавать у ребенка ассоциации с музыкой. Для этого можно использовать детские музыкальные пьесы, которые носят изобразительный характер. Таких произведений очень много в продаже.

Прослушивание музыкальных произведений должно проходить в тишине, чтобы малыша не отвлекали посторонние звуки. Обязательно при этом присутствие родителей. Мама должна быть рядом с ребенком и показывать своим видом заинтересованность в произведении.

Дети возрастом постарше (3-4 года) развиваются в музыкальном смысле, просматривая телепередачи, прослушивая музыку и песни из мультфильмов вместе с родителями. Взрослые должны постоянно следить за музыкальным воспитанием своих детей. Помимо этого, с малышами в домашних условиях можно проводить развивающие игровые занятия, ведь никто не знает характер детей лучше, чем их родители.

Когда ребенок достигает возраста 5-6 лет, его музыкальное восприятие становится более целенаправленным.

Появляется культура прослушивания мелодий, способность оценивать композиции. Ребенок запоминает информацию о музыкальных группах и направлениях, формирует собственный вкус. Этот период считается наиболее благоприятным для развития любых творческих способностей.

Пение как основной способ развития музыкальных способностей

Развитие музыкальных способностей тесно связано с творческой деятельностью, и пение является одним из самых главных инструментов для достижения поставленной задачи.

При исполнении песен ребенок повышает все основные музыкальные навыки: эмоциональную отзывчивость и восприятие музыкальных композиций, ладовое чувство и правильность интонации, а также чувство ритма. Постепенно овладевая искусством пения, ребенок повышает свои навыки во всех типах музыкальных способностей.

Процесс инсценирования песен можно представить как часть тренировки музыкальных способностей, так и как отдельную вокальную науку, которая может сопровождаться обучением игры на музыкальных инструментах (что в свою очередь также повышает музыкальные способности дошкольника).

Кроме того, пение способствует самовыражению детей дошкольного возраста. Это один из самых доступных форм личностного роста в возрасте 3-6 лет. Поэтому к занятиям по вокалу детвора относится с любовью и посещает их с большим желанием. Исполнение песен – это одна из постоянных потребностей дошкольников в творческой сфере.

Обучая детей вокалу, родители делают первый шаг к  раскрытию творческого потенциала малышей. Ведь уроки музыки и пения не ограничиваются исполнением песен. Здесь также присутствует сочинительная практика и тренировка творческих способностей. Для этого преподавателями проводятся специальные занятия:

  • Мини-постановки для родителей с исполнением заученных песен.
  • Индивидуальные занятия с малышами, имеющие цель выявить творческий потенциал.
  • Проведение праздников с привлечением детей к исполнению маленьких эстрадных номеров.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНО – ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ»

педагогический  опыт  работы  музыкального  руководителя  Терзьян  Надежды  Матевосовны...

Творческая тема: «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через игры на детских музыкальных инструментах»

В современных условиях, когда возрастают задачи эстетического воспитания детей, музыкальным игрушкам и детским инструментам отводится особая роль. Они   вызывают у ребенка большой интерес. И...

Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры

Развитие музыкальных способностей, их формирование одна из интереснейших проблем, привлекающая внимание исследователей на протяжении многих лет. Изучение этой проблемы актуально в связи с тем, чт...

РЕФЕРАТ на тему: «ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ И ИГР, ИХ ЗНАЧИМОСТЬ В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Актуальность  применения   музыкально-дидактических  игр  и упражнений  заключается  в   музыкально-сенсорном   развитии  и воспитании...

Конспект доклада по «Развитию музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально – дидактические игры в соответствии с ФГОС, из опыта работы музыкального руководителя Гекало Л.А. на городской педагогической конференции 2021 г.

Одним из наиболее доступных средств познания музыки как вида искусства, отвечающих возможностям, особенностям, интересам и потребностям ребёнка, выступает музыкально-дидактическая игра, поск...

"Формирование математических способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические, музыкально-матиматические игры"

Дирижер Эрнест Ансерме:«Между музыкой и математикой существует безусловный параллелизм.И та, и другая представляют собой действие в воображении, освобождающее нас от случайностей практической жи...

Статья "Формирование и развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста"

Дети дошкольного возраста лучше всего воспринимают информацию в игровой форме. Игры позволяют в легкой форме подогревать интерес детей к музыке, а также обучить их основным понятиям музыкальной грамот...