Статья «Использование русской народной сказки и фольклора, как средства воспитания любви к Родине»
статья на тему
Универсальным механизмом включения человека в мир культуры, особенно на этапе его первичной социализации, являются педагогические технологии, при работе со сказкой. Этим обусловлена актуальность исследования сказки.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №11 г.Ярцево Смоленской области
Статья
«Использование русской народной сказки и фольклора, как средства воспитания любви к Родине»
Автор:
вторая групп раннего возраста
воспитатель
Керимова Мислимат Шамсудиновна
г.Ярцево
2018 год
Универсальным механизмом включения человека в мир культуры, особенно на этапе его первичной социализации, являются педагогические технологии, при работе со сказкой. Этим обусловлена актуальность исследования сказки.
Корни сказки как жанра устного народного творчества, исторически связаны с первобытной мифологией. Они уходят в глубь истории.
Сказка является отражением человеческой культуры. У народной сказки большой педагогический потенциал. Она является средством влияния на развитие личности (становление психофизиологических качеств, приобщение к этнической культуре, традициям, верованиям, формирование умений, навыков, способностей и т.п.).
Своим национальным и общечеловеческим содержанием сказка приобщает детей к культуре своего народа.
1. Познавательное значение русской народной сказки
- Познавательное значение сказки проявляется прежде всего в том, что она отражает особенности явлений реальной жизни и дает обширные знания об истории общественных отношений, труде и быте, а также представление о мировоззрении и психологии народа, о природе страны. Познавательное значение сказки увеличивается тем, что ее сюжеты и образы заключают в себе широкую типизацию, содержат обобщения явлений, жизни и характеров людей. Так образы Ивана - крестьянского сына дают представления о русском крестьянстве вообще, один образ характеризует целый социальный слой людей.
2. Идейно-воспитательное значение сказки в том, что она вдохновлена
- стремлением к добру, защитой слабых, победой над злом.
- Сказка развивает эстетическое чувство, т.е. чувство прекрасного. для нее характерно раскрытие прекрасного в природе и человеке, единство эстетического и морального начал, соединение реального и вымысла, яркая изобразительность и выразительность.
- В русских сказках присутствует образ родной земли. Поэтически дана характеристика русской природы. Природа изображается именно русская: чистое поле, береза, калина. Мысль о привязанности человека к родному краю передается в сказке с заметным волнением, т.е. в сознании русского народа запечатлелось такое восприятие природы русской земли и ощущение того, что краше нее не бывает. Кроме того, во многих сказках отразилось сознание народа о ее необъятных просторах.
- Нарисованы картины русского народного быта и обрядов, жизненной обстановки. Но бытовая обстановка - жилье, костюм, быт и обычаи - только дополняют главное - образ русской земли и образ русского народа. В этих сказках виден быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные понятия и лукавый русский ум.
3. Основные задачи использования русской народной сказки и фольклора малых форм, как средства приобщения детей к русской культуре и знакомства с историей быта и народного костюма сводятся к следующему:
- заложить представление о традиционной крестьянской семье как нравственной и хозяйственной основе национального образа жизни, познакомить с семейным укладом, обычаями и обрядами, показать роль семьи в сохранении и передаче традиций;
- познакомить с понятием дом - как частью культуры, местом основных жизненных ценностей человека, единства семьи и рода, счастья, а также как образца деревянного зодчества на примере иллюстраций к сказкам, мультфильмов, экранизаций, медиаобразовательных игр.
- познакомить с основными традиционными занятиями крестьян: земледелием, животноводством,орудиями производства; показать роль природы в жизни крестьянской семьи; обогатить знаниями о высокой ремесленной культуре наших предков;
- приобщая детей к русской народной сказке и национальному фольклору, обращая особое внимание на связь устного народного творчества с трудовой, семейной, праздничной и другими сторонами жизни народа;
- освоить старинные детские игры, обогатить речь ребенка присказками пословицами,поговорками, загадками и т.д. из словаря наших предков; путем личного участия ребенка в праздниках народного календаря(Святки, Масленица, Пасха) приобщить его к истории и обычаями основных народных праздников;
- познакомить со старинными предметами быта.
- Познакомить с мифическими персонажами русских сказок и историей их возникновения.
4.Основной формой и способом реализации этих задач являются:
- Чтение сказок.
- Рассказывание сказок.
- Просмотр мультфильмов и фильмов по русским сказкам
- Дидактические и медиаобразовательные игры.
- создание и пополнение «шкатулки сказочных премудростей»( картотека игр, диски с любимыми мультфильмами и медиаобразовательными играми, присказки и поговорки, загадки по сказкам).
- Проведение досугов народных праздников.
- Драматизация сказок.
- игровые занятия;
- комплексные занятия;
- самостоятельная игровая деятельность детей;
- самостоятельная продуктивная деятельность детей;
- Работа с родителями в форме консультаций, родительских уголков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русская народная сказка и фольклор как средство воспитания любви к Родине
Сказка является отражением человеческой культуры....
Статья «Использование элементов русского народного музыкального творчества в музыкально – эстетическом воспитании дошкольников».
Мы живём в интересное и непростое время, когда на многое начинаем смотреть по иному, многое заново открываем и переоцениваем. Это относится к нашему далёкому прошлому.Всё что пришло к нам из глу...
Русская народная сказка - как одно из средств русской педагогики в воспитании детей дошкольного возраста
Сказки являются важным воспитательным средством...
НАРОДНОЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЛЮБВИ К МАЛОЙ РОДИНЕ КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Народное декоративно-прикладное искусство как средство воспитания любви к малой Родинеконсультация для родителей...
«Семейные обычаи и традиции как средство воспитания любви к Родине»
Статья раскрывает один из аспектов патриотического воспитания детей дошкольного возраста...
Доклад к педсовету На тему: «Использование русской народной сказки и фольклера как средства воспитания любви к Родине с использованием развивающих игр В.В. Воскобовича»
Актуальность:Современный период совершенствования процесса патриотического воспитания личности происходит в направлении повышения его качества и оптимизации. Ведущая роль в этом процессе принадлежит в...
Значение русской народной сказки и фольклора в формировании патриотизма, интереса и любви к Родине, Родному краю у детей старшего дошкольного возраста.
Русская народная сказка знакомит детей с чувством доброты, любви к Родине, развивает чувство справедливости, относя ребенка к конкретным историческим событиям, которые происходили на Руси много лет на...