игры с мячом в логопедии
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Игры с мячом в логопедии
Практика использования мяча в логопедической работе показывает, что мяч может быть прекрасным коррекционным инструментом:
- игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению;
- освобождают детей от утомительной неподвижности на занятиях;
- помогают разнообразить виды деятельности на коррекционном занятии;
- развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве;
- помогают проводить работу над развитием просодических компонентов речи;
- регулируют силу и точность движений;
- движение мяча активизирует непроизвольное внимание и формирует произвольное (мяч может быть брошен любому ребенку);
- игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипердинамичных детей;
- развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции;
- развивают мышечную силу, улучшают обмен веществ и работу основных органов.
Все игры и упражнения с мячом, используемые в практике логопедической работы, можно разделить на следующие виды:
- На развитие общей моторики
- На развитие мелкой моторики
- На развитие ориентировки
- На развитие фонематического восприятия
- На закрепление фонематического восприятия
- На закрепление правильного произношения, дифференциацию звуков
- На обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи.
Игры и упражнения с мячом,
направленные на развитие общей моторики
Для полноценного формирования устной речи ребенка важно развивать у него мелкую моторику рук. Идущие в кору головного мозга импульсы от движущихся пальцев рук стимулируют активную деятельность речевых зон. Можно: использовать маленькие мячики или шарики из пластмассы, резины, дерева, каучука; подбирать их по цвету; вводить с их использованием элементы самомассажа.
Упражнения:
- сжимание мячика;
- обхват пальцами;
- прокатывание;
- прокатывание между пальцами;
- разминание между ладонями.
Игры:
- «Разноцветные шары» - прокатывание шариков снизу вверх разными пальцам и правой и левой руки.
- «Дождик» - прокатывание шариков.
- «Парашютисты» - прокатывание шариков с пропеванием гласных.
- «Плывет, едет, скачет» - прокатывание шарика по дорожкам усложненной конфигурации.
- «Спираль».
- «Кто быстрее?».
- «Снежинки».
- «Время года» - закрепление лексики по теме «Календарь».
- «Перевертыши» - прокатывание шариков с чтением слов.
- «Угощение» - использование съемных картинок.
- «Машина и стрекоза»
- «Путешествие колобка» - закрепление навыков пространственной ориентировки.
Игры с мячом, направленные на развитие
ориентировки в пространстве
Используются для профилактики нарушений пространственной ориентировки, приводящей к дисграфии. Применяются резиновые, теннисные и сшитые из ткани мячи.
Упражнения:
- прокатывание мяча от ребенка к ребенку в определенном направлении;
- выполнение инструкций («В правую руку мячик возьми, над головою его подними….»);
- попадание мячом в ворота, расположенные в разных направлениях;
- комплексы упражнений для ног с элементами массажа;
- рисование мячом фигур на полу.
Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи
- «Мяч бросай и животных называй»
- «Я знаю 3(5) названий животных»….
- «Животные и их детеныши»
- «Кто как разговаривает», «Кто где живет», «Кто как передвигается»
- «Подскажи словечко»
- «Скажи ласково»
- «Составь предложение»
- «Горячий – холодный» (антонимы)
- «Из чего сделано»
-«Лови да бросай – цвета называй»
- «Третий лишний»
- Какой по форме»
- «Один-много» (множественное число)
- «Бывает – не бывает»
Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов
Упражнения и игры:
- «Повторяем дружно звук» - услышишь звук А, стукни мячом об пол.
- «Гласный звук услышат ушки – мяч взлетает над макушкой» - услышишь звук А, подбрось мяч вверх.
- «Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем» - развитие длительного речевого выдоха.
- «Разноцветные мячики» - дифференциация гласных и согласных – назови слово.
- «Тихо – громко».
- Игры с передачей мяча: «Мяч передавай, слово называй» (на заданный звук, с определенным количеством слогов, звуков), «Звуковая цепочка».
- Игры с перебрасыванием мяча: «Сто вопросов, сто ответов с буквы А – и только с этой» - все ответы начинаются на звук А; «Слог да слог и будет слово» - добавление слогов; «Мяч поймай – слово составляй», «Встречу слово на дороге – разобью его на слоги».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры с мячом, используемые учителем-логопедом на прогулке, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов.
В статье покакзано как учитель-логопед может использовать в своей работе игры с мячом, подобраны примерные игры...
Игры с мячом в работе учителя-логопеда
Игра – это одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка. Игра является основным видом деятельности детей, поэтому может быть использована при усвоении любого программного материала и быть ...
Игры с мячом в логопедии!
Игры с мячом в логопедии!...
Игры с мячом в работе логопеда
для эффективности усвоения речевого материала...
Игры с мячом в работе учителя-логопеда
Тот, кто работает с детьми, знает, как нелегко приходится педагогу в первые дни их обучения. Ребята очень подвижны, внимание неустойчиво, у них повышенная утомляемость. Какие выбрать мето...
Игры с мячом в помощь логопеду
Игры с мячом известны с древних времён, хотя история не знает точно ни места, ни времени рождения этих игр. Практически каждый ребёнок с раннего возраста знаком с мячом и имеет возможность...
семинар практикум для родителей"Психологическая и речевая готовность ребенка к школе"сообщение и показ для родителей в какие речевые игры можно играть с массажными мячами ,учителя-логопеда Прокофьевой Е.Н. по теме: " Пальчиковая гимнастика как способ раз
познакомить участников семинара с играми с массажными мячами практически, какие речевые игры с мячом можно использвать ....