Формы работы с родителями.Родительский клуб
проект на тему
Невозможно выстроить работу с воспитанниками без участия в этом процессе их родителей, используются различные формы, одна из них Родительский клуб...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskiy_klub_mbdou_no34.doc | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ «МЫ ВМЕСТЕ»
организован на базе МБДОУ №34 НМР РТ
В настоящее время взаимодействие с родителями воспитанников занимает достойное место в ряду приоритетных направлений воспитательно-образовательного процесса ДОУ. Педагоги четко осознают приоритетность семейного воспитания , вместе с тем родители понимают значимость психолого-педагогической помощи . Но на практике вопрос выстраивания конструктивных взаимоотношений с семьей остается одним из самых сложных.
Основными причинами, тормозящими эффективное взаимодействие с семьей, являются повышенная требовательность к родителям, внушение им отрицательного образа ребенка, критичность партнеров, неумение, нежелание найти индивидуальный подход к разрешению проблемной ситуации.. Отсутствие взаимопонимания, различие взглядов на некоторые вопросы воспитания и развития дошкольника – все это ведет к росту недоверия между воспитателем и семьей, рассогласованности их действий. Как же разрешить возникающие стереотипы у тех и других.?
Наш педагогический коллектив, как и многие, использует различные формы работы с семьей воспитанников: традиционные общие и групповые родительские собрания с участием специалистов ДОУ, семинары-практикумы, тренинговые занятия, индивидуальные консультации и др. За определенный период времени работы ДОУ у нас сложился определенный алгоритм встреч с родителями, который позволил нам объявить о систематической работе родительского клуба «Мы вместе».
Поясним, как выстраивается работа клуба.
Знакомство с родителями воспитанников начинается в период адаптации ребенка к условиям ДОУ, точнее задолго до этого . Родители имеют возможность подробнее познакомиться с работой ДОУ, педагогами, прояснить многие вопросы педагогики и психологии. В этот период родителям предлагается психологический тренинг в рамках работы родительского клуба « Мы вместе». Психолог торжественно объявляет участникам , что последних принимают в члены родительского клуба « Мы вместе» на период договора семьи и ДОУ. Каждой группе родителей воспитанников , в рамках работы клуба, предлагаются тренинги по различным тематикам , семинары-практикумы, круглые столы , анкетирование и интервьюирование, заседания клуба с элементами тренинга и дискутирования и т.д.
Перечислю тематики проведенных мероприятий родительского клуба:
- « Мы вместе» - групповые родительские собрания с элементами тренинга
- «Я – личность» - круглый стол (видео-представление для родителей интервью с участием детей и дискуссия по теме)
- « Какие игрушки модны» - фотовыставка игрушек наших детей , обсуждение, рекомендации.
- « Еще раз о психологическом здоровье!» - встреча в клубе, с элементами тренинга
- « Семья – источник нравственности» - развернутое заседание родительского клуба ко Дню семьи, просмотр видео по теме, закрепление традиций
- « Знаете ли вы своего ребенка» - детско-родительский тренинг для участников клуба
- « Ваш малыш идет в детский сад…» -тренинг для участников клуба
- « Скоро в школу!» - тренинг для участников клуба
- « Я – не просто мама, я – женщина» -тренинг для мам
- « Я сам!» - детско-родительский тренинг
- « Как разговаривать с ребенком, чтобы вас слушали …, а вы умеете ли слушать…?» -тренинг для участников клуба
Тренинг для родителей будущих первоклассников
«Мотивационная готовность»
Цель тренинга: способствовать психологическому просвещению родителей по проблеме формирования и развития мотивационной сферы у дошкольников.
Задачи:
1.Расширить знания родителей о мотивационной сфере дошкольников, о ее формировании на разных возрастных этапах.
2.Определить , что входит в понятие «Психологическая готовность к школе».
3.Вовлечь родителей в понимание готовности ребенка к школе через опыт активного обучения.
Формы и методы работы: групповая.
-короткое информационное сообщение
- дискуссия
-упражнения в парах
Материалы к занятию:
- Бейджики
- Фломастеры, карандаши, мелки, краски
- Аудиозапись спокойной музыки
- Листочки красного, зеленого, синего цвета
- Колокольчик
- Магнитная доска
- Белые листочки А5
Вводная часть.
- Здравствуйте, уважаемые родители, сегодня мы с вами примем участие в тренинге, который называется «Мотивационная готовность».
- Ритуал приветствия. ( активизация положительных эмоций. Настрой на совместную работу).
Уважаемые участники сегодняшнего тренинга! Сегодня мы встретились для того, чтобы поговорить о волнующей вас теме , о готовности ваших детей к обучению в школе. Наше занятие мне бы хотелось начать с приветствия. Пусть каждый, в чьих руках окажется колокольчик , представит себя , назвав свое имя, имя своего ребенка и на первую букву имени своего ребенка придумает слово, которое может его немного охарактеризовать( например: мое имя Елена, имя дочери Анастасия – артистичная)
Упражнение выполняется по кругу.
2.Выработка совместных правил работы в группе.
Материал: готовые листы-памятки с напечатанными правилами.
В каждом тренинге есть правила. Давайте и мы с вами выработаем свои правила…
- Общение по принципу «здесь и теперь» (во время тренинга мы говорим только о том, что волнует каждого именно сейчас, и обсуждаем то, что происходит с нами именно здесь).
- Искренность и открытость.
- Говорю за себя (отказ от общих рассуждений, умение говорить о собственных чувствах, ощущениях, действиях)
- Внимательно слушать друг друга.
- Не перебивать говорящего.
- Уважать мнение друг друга.
- Безоценочность суждений.
- Активность.
- Право сказать «стоп».
- Конфиденциальность (все, что происходит здесь, ни под каким предлогом не выносится за пределы группы).
- Упражнение « Урок. Перемена» (активизация положительных эмоций, настрой на совместную работу)
Вед: Вы заметили, что в руках у вас сегодня был не мячик или мягкая игрушка, а школьный звонок, который вскоре будет торопить ваших детей на уроки. Мы проводим игру с детьми на занятиях « Урок.Перемена» , предлагаю и нам сегодня улыбнуться, вспомнить школьные годы и поиграть в эту игру.
- Я объявляю перемену и вы можете двигаться, разговаривать, а как только прозвенит звонок – сесть на стульчик в позе готовности к уроку. Игра повторяется 2 раза.
Вед: Мы немного оживились, посмеялись, настроились на совместную работу.
- Игра-опрос «Знаю ли я своего ребенка» (помочь родителям выяснить насколько хорошо вы знаете своих детей)
Вед : Вы все получили по 3 листочка разных цветов. Я задам вам вопрос, а вы поднимаете листочки, если: да – красный цвет, нет – зеленый цвет, не знаю – синий.
Вопросы:
- Добрый ли ваш ребенок?
- Вежливый ли ваш ребенок?
- Общительный ли ваш ребенок?
- Щедрый ли ваш ребенок?
- Внимательный ли ваш ребенок?
- Правдивый ли ваш ребенок?
- Отзывчивый ли ваш ребенок?
- Справедливый ли ваш ребенок?
- Жизнерадостный ли ваш ребенок?
- Ответственный ли ваш ребенок?
- Готов ли ваш ребенок к обучению в школе по вашему мнению?
Основная часть. Раскрытие понятия « Школьная готовность ребенка к школе»
Вед: Вы сейчас на своих листочках напишите то, что по вашему мнению должен уметь ребенок, поступающий в первый класс и размещаете на магнитной доске…
А я распределю, что относится к школьной готовности, а что к психологической готовности .
Школьная готовность: физическая, педагогическая
Психологическая готовность: интеллектуальная, мотивационная, коммуникативная, эмоционально-волевая.
Вед: Я коротко раскрою все эти понятия.
( Информация представлена на слайдах, идет комментарий)
Интеллектуальная готовность:
Данный компонент школьной готовности заключается в преобретении определенного кругозора, запаса знаний в развитии памяти, внимания, мышления, воображения, речи. Умение элементарно рассуждать, выделять существенные признаки предметов и явлений, доступные пониманию ребенка, сравнивать предметы, находить различия и сходство, выделять целое и его часть, группировать предметы по определенным признакам, делать простейшие умозаключения, обобщения и др. Развитие произвольного внимания ( способность удерживать внимание на выполняемой работе в течении 15-20 минут).
Развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом : сово-картинка, слово- ситуация).
Очень важная речевая готовность ребенка. Ребенок должен уметь общаться в диалоге, уметь задавать вопросы, отвечать на вопросы, иметь навык пересказа, должен быть развит фонематический слух. МОГУ!
Коммуникативная готовность
Коммуникация – общение.
1.Уметь устанавливать контакт с учителем, сохранение чувства дистанции, иметь навыки саморегуляции.
2.Умение войти в детский коллектив. Это зависит от характера и темперамента ребенка, сложно если ребенок «застенчив». Ребенок должен уметь договариваться, кооперироваться с другими детьми, спокойно чувствовать себя в условиях конкуренции. МОГУ!
Мотивационная готовность
К моменту поступления в школу у ребенка должно быть сформировано положительное отношение: к школе, учителю, учебной деятельности, самому себе.
Различают внешнюю и внутреннюю мотивацию. Внешняя связана со школьной атрибутикой , а внутренняя – непосредственное желание учиться, получать знания. ХОЧУ!
Эмоционально-волевая готовность:
Серьезного внимания требует и формирование волевой готовности будущего первоклассника, ведь его ждет напряженный труд, от него потребуется умение делать не только то , что ему хочется, но и то, что потребуют от него учитель и школьный режим, программа. МОГУ!
То есть, я попыталась раскрыть понятия ХОЧУ (желания ), МОГУ
( возможности)
Мы сейчас с вами, дорогие мамы и папы попробуем составить формулу готовности к успешному обучению в школе .
ЖЕЛАНИЕ + ВОЗМОЖНОСТИ = ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ
Как и любая другая формула, она представляет собой сумму некоторых элементов, если один из элементов формулы задан неправильно, то и вся формула оказывается неправильной. Если ребенок готов к школе по одной группе показателей «Возможности», но не готов по другой «Желание», то в школе он может столкнутся с самыми разными проблемами.
Остановимся более подробно на том, что ребенок имеет развитые возможности (хорошую память, мышление, внимание и т.д.), но при этом не имеет желание учится и узнавать что-то новое. Такой ребенок, несмотря на свои высокие способности, при отсутствии интереса к учебе не станет прилагать усилия для освоения программы, необходимый материал не усвоится им, поскольку ребенок не будет считать его нужным, интересным и важным для себя. Ведь даже когда нам, взрослым чего-то делать совсем не хочется, мы стараемся избежать этого любыми способами, что уж говорить о детях!
Внутренняя позиция школьника, представляющая собой предпосылку сформированной учебной мотивации не возникает на занятиях по типу школьного урока, а формируется преимущественно внутри ведущей деятельности дошкольника – в игровой деятельности. Ребенка нельзя заставить учиться. Если он этого не хочет. Насильственное обучение дошкольника азам системы чтения. Когда у него еще нет выраженной потребности. Сопровождается огромным напряжением нервной системы, дети приобретают устойчивую неприязнь к процессу чтения на многие годы или даже на всю жизнь.
Поэтому еще раз обратимся к нашей формуле несколько уточнив ее:
ХОЧУ УЧИТЬСЯ! + МОГУ УЧИТЬСЯ! = УСПЕШНЫЙ ШКОЛЬНИК!
- Степень беспокойства
Вед: А сейчас предлагаю определить степень вашего беспокойства по поводу приближающегося школьного обучения , нам понадобятся наши цветные листочки: испытываю сильное беспокойство – красный цвет, умеренно волнуюсь – синий, испытываете чувство уверенности за своего ребенка (нет особого беспокойства) – зеленый.
После того как обозначились цвета – идет обсуждение, от кого или чего зависит нормализация в улучшении вашего самочувствия или что должно измениться, чтобы вы чувствовали себя лучше.
- Ошибки взрослых.
Вед: А теперь попробуем обозначить причины того , что у ребенка нет желания учиться. Каждый попробует высказаться (по кругу), ведущий заносит ответы участников на доску. Идет обсуждение и ведущий добавляет причины, если их не обозначили :
-Родитель полагает, что ребенок готов к обучению в школе, потому что он умеет читать и писать, не задумываясь о психологической готовности.
-Ребенка рано отдают в школу.
-Неблагополучие в семье
-Отсутствие четкой организации жизни ребенка, несоблюдение режима дня, безнадзорность в быту.
- Дети не посещали помимо ДОУ никаких развивающих секций, кружков, школ.
-Нарушение единства требований к ребенку со стороны родителей
-Неправильные методы воспитания : подавления личности и угрозы. Физические наказания или. Наоборот, заласкивания, чрезмерная опека.
-Завышенные требования без учета объективных возможностей ребенка .
-Убивание мотивации к обучению путем высмеивания, некорректных высказываний, сравнение с другими детьми, «загон» ребенка в ситуацию неуспеха, неудачи.
-Давление родителей на ребенка в процессе реализации их(родительских) несвершенных детских интересов.
- Формируем мотивацию
Вед: Формирование мотивации означает не просто заложить в голову ребенка готовую цель и мотивы, а создать такие условия, такую обстановку, в которых ему самому захочется учиться.
Я вам раздам памятки, которые вам помогут продумать как это сделать на практике и мы с вами рассмотрим каждый из пунктов:
- Выяснить, что является причиной низкой мотивации: неумение учиться или ошибка воспитательного характера.
- Важно создавать для ребенка зону ближайшего развития, а не делать за него то, что он (пусть и с трудом) может сделать сам.
- Очень важный момент – оценивание сделанной работы родителем и учителем. Объективность : не сделать из учителя врага, а самим бать нетребовательными.
- Родителям нужно не организовывать жесткий надзор или ситуацию безразличия. Детям необходимы понимание, любовь и теплота, помощь в создании ситуации успеха, а не мотива избегания неудач.
- Развитие навыков самоконтроля
- Помощь в формировании у ребенка веры в успех.
Используйте дома следующие упражнения и игры для развития мотивационной готовности детей
Упражнение «Школьник и дошкольник»
Упражнение «Для чего ходят в школу…»
Упражнение «Ассоциация на слово «первоклассник»
Упражнение «Что лежит в портфеле»
Упражнение «Я хочу в школу , потому что…»
Игра «Копилка первоклассника»
Отгадывание загадок на школьную тематику.
Чтение сказок для школьной адаптации. «Лесная школа М.А.Панфилова и др.
Взаимодействие с ребенком. Контакт с ним, естественно. Исключают авторитарность. Диктаторство, угрозы: « Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!..», «Только посмей мне двойки приносить!». Нужно прививать ребенку уважительное отношение к учебному труду, подчеркивать его значимость для всех членов семьи. Непременно должна быть внесена оптимистическая нотка, показывающая уверенность родителей в том, что учеба пойдет успешно, что первоклассник будет прилежно и самостоятельно выполнять все школьные требования.
А сейчас послушайте сказку «Птенец» И.В.Стишенок
Большое белое яйцо лежало на траве, а внутри у него билось маленькое сердце. Птенец, который должен был вот-вот появиться на свет, находился еще там, но уже испытывал непонятное беспокойство. Скорлупа, просторная прежде, вдруг стала тесной. Теплый дом, который защищал от холода, ветра и дождя, охранял от косых взглядов и острых когтей, начал мешать. Птенец вдруг почувствовал, что не может расправить крылья и взлететь, не знает, что находится за тонкой и прочной стенкой, хотя звуки и голоса, доносившиеся оттуда, он слышал постоянно.
— Я хочу увидеть, что там, — подумал птенец и тронул крылом скорлупу.
Она осталась невредимой, но недовольно сказала:
— Что ты делаешь, глупый птенчик? Зачем покидать родной дом, который вырастил и воспитал тебя? Окружающий мир суров, он не будет заботиться о тебе так, как забочусь я. Тебе самому придется искать себе пищу и кров. Хотя, если хочешь, можешь сломать меня. Не тебе ведь будет больно.
Птенец растерялся: как же он раньше не подумал о скорлупе? Там, за стенкой, был неизвестный мир, который звал и манил. Неведомая сила влекла его туда, влекла так, что сидеть взаперти было уже невозможно. Но скорлупа... Она всегда охраняла его от опасностей и согревала.
— Какой я неблагодарный, — подумал птенец, — как я мог решиться на такое?
И он притих, а затем сказал:
— Попробую жить, как прежде. Ведь было же мне раньше хорошо, тепло и уютно. А неизвестный мир? Может быть, он действительно холодный и колючий?
И птенчик остался в скорлупе.
Но беспокойство почему-то не проходило, с каждым днем птенцу становилось все труднее дышать. — Если я останусь здесь, то никогда не научусь летать, — вдруг громко сказал птенец и почувствовал силу в крыльях.
Он посмотрел на скорлупу и добавил:
— Прости, но моя жизнь не должна пройти здесь. Ты помогла мне вырасти, но сейчас я хочу увидеть новый мир, жить в нем и, конечно, летать. А с трудностями, которые встретятся на моем пути, я справлюсь сам.
Скорлупа молчала. Наконец она сказала:
— Ты прав, мой птенец. Из-за большой любви к тебе я даже не заметила, как ты вырос и окреп. Лети же, и пусть удача будет с тобой!
Птенец расколол клювом скорлупу и вышел в незнакомый, удивительный, таинственный и такой желанный мир.
Обратная связь (заполнение анкет)
Дата занятия___________________________________________________
Моё тренинговое имя___________________________________________
Во время занятия я понял (а), что_________________________________
Самым полезным для меня было__________________________________
Я был (а) бы более откровенным, если ____________________________
Мне не понравилось, что________________________________________
Больше всего мне понравилось___________________________________
На следующем занятии я хотел (а) бы_____________________________
На месте ведущего я бы_________________________________________
Подпись участника______________________
- Прощание. Ведущий благодарит участников группы за активную работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему: "Социализация личности дошкольников через привитие навыков культурного поведения"В опыте отражена работа с детьми в подготовительной группе по социально- нравственному воспитанию: формы работы, основные задачи, работа с родителями.
Содержание 1. Сведения об авторе.2. Условия формирования опыта. 3. Теоретическая интерпретация опыта.3.1. Актуальность опыта.3.2. Новизна опыт...
Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию речи" Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей старшего дошкольного возраста". Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию
Выступление на педагогическом совещании"Нетрадиционные формы работы по развитию речи" Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей старшего дошкольного возраста"...
Охарактеризуйте традиционные формы работы ДОУ с родителями.Требования к организации и проведению. Представьте конспект одной из форм работы с родителями.
Нормативно-правовые документы:«Федеральный государственный стандарт дошкольного образования» (приказ Минобрнауки РФ № 1155 от 17.10.2013).Федеральный закон от 29.12.2012 №273-Ф...
Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»
Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей». Задача Стандарта в области работы с семьей – обеспечение психолого-педагог...
Дебаты, как одна из форм работы с родителями (интерактивные формы работы с родителями)
В настоящее время работа с родителями воспитанников занимает достойное место в ряду приоритетных направлений воспитательно-образовательного процесса дошкольных учреждений. Включение семьи как партнера...