Роль семьи в речевом развитии ребенка 4-5 лет
статья (средняя группа) на тему

Шевченко Ольга Александровна

Где как не в семье ребенок получает первые навыки и возможности общения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_semi_v_rechevom_razvitii_rebenka_4.docx16.9 КБ

Предварительный просмотр:

Роль семьи в речевом развитии ребенка 4 – 5 лет.

 Язык представляет собой грандиозную по своей сложности систему средств, предназначенных для общения и выработанных человечеством в ходе исторического развития. Поэтому овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте. Речь не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего родителей), т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей его речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь. Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития её. Своевременное - значит начатое с первых же дней после рождения ребенка. Полноценное овладение речью - значит достаточное по объему языкового материала. Внимание к развитию речи ребенка на первых возрастных ступенях особенно важно потому, что, в это время интенсивно растет мозг ребенка, и формируются его функции. Физиологами доказано, что функции центральной нервной системы именно в период их естественного формирования легко поддаются тренировке. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда. Родители должны знать, что важной стороной речевого развития является правильное произношение звуков. Ошибки в произношении – основа многих школьных трудностей. Кроме того, дети с нечеткой речью не уверены в себе, неохотно вступают в общение со сверстниками и взрослыми. Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата. Выработать четкие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика. Произнесение поговорок и скороговорок благотворно отражается на развитии речевого аппарата ребенка, улучшает дикцию, обогащает словарный запас. На развитие речи также оказывают большое влияние пальчиковые игры, поскольку мелкая моторика рук активизирует речевые зоны головного мозга. Не у всех детей процесс овладения речью совершается одинаково успешно. Нередко наблюдаются случаи, когда в период формирования устной, а в дальнейшем и письменной речи возникают различные отклонения, нарушающие нормальный ход ее развития. К таким отклонения надо отнестись оченьвнимательно и своевременно их устранить, иначе они могут задержать умственное развитие ребенка, травмировать его психику. Родителям следует знать: ребенок 4-5 лет должен правильно произносить все звуки. Если это не так, не теряйте времени. Не надейтесь на то, что речевые недостатки исчезнут сами собой. Самое лучшее – обратиться за помощью к логопеду. Взрослым никогда не следует подделываться под детскую речь. Разговаривая с ребенком, нужно пользоваться простой, понятной для него правильной речью, с четким, правильным произношением каждого слова и в нормальном темпе. Процесс развития речи ребенка дошкольного возраста – процесс сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи. Одним из таких средств является художественная литература. Знакомясь с художественной литературой, дети учатся применять грамматические навыки и умения в диалогической (ответы на вопросы, беседы) речи. Она не только приобщает ребят к культуре, но и формирует нравственные качества: доброту, честность, заботу о другом человеке, но и развлекает, забавляет, вызывает желание высказаться, поговорить о героях сказки. Поддерживая это стремление, вы осуществляете первые шаги в овладении ребенком монологической речью. Для развития разговорной речи дошкольника, решающее значение имеет его общение именно с родителями. Во время совместных прогулок старайтесь обращать внимание ребенка на значимые для человека объекты: магазины, школы, поликлиники. Рассказывайте ребенку, для чего эти учреждения, кто в них работает. Во время прогулки в парке привлекайте внимание к красоте окружающей природы, растений, животных, насекомых. Не уходите от ответов на вопросы ребенка. Знакомя с новыми предметами, называйте их правильно, рассматривайте их детально, выделяя характерные свойства; наблюдая, учите сравнивать с другими предметами (этим вы пополняете словарь ребенка, развиваете мышление). В дошкольном возрасте ведущее место занимают совместные со взрослым игры: сюжетно - ролевые, подвижные, музыкальные, пластические упражнения, игры - драматизации, инсценировки, кукольный театр, элементы игры и драматизации при рассматривании картин, рисовании, лепке, аппликации. Их широкий общеразвивающий эффект рождает в детях положительные эмоции, стимулирует игровую и речевую активность.Дети испытывают особые трудности при описании предметов, картин: им тяжело осваивать последовательность описания, избегать повторов, называть все свойства предметов, замечать детали. Преодолеть эти трудности можно только совместно с родителями, поскольку эта работа должна проводиться систематически на протяжении длительного времени, а в условиях детского сада, где количество детей в группе превышает 20 человек это довольно проблематично. Таким образом, можно сказать, что фундамент речевого развития ребенка закладывается в дошкольном возрасте, поэтому речь в этом возрасте должна являться предметом особой заботы со стороны взрослых


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в речевом развитии детей средней группы

Конспект родительского собрания...

Роль семьи в речевом развитии детей 4-5 лет

Основные факторы успешного речевого развития детей. Материал к родительскому собранию....

Родительское собрание "Роль семьи в речевом развитии ребёнка 3-4 лет"

Родительское собрание в средней группе на тему "Роль семьи в речевом развитии ребёнка 3-4 лет"...

Родительское собрание "Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4-5 лет".

Цель: создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей 4-5 лет.Задачи: познакомить родителей с содержанием работы ...

Роль семьи в речевом развитии ребенка 4 – 5 лет

Овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей его речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь. Своевременное и полноценное овладение речью является...