МАСТЕР КЛАСС "ЛЯЛЬКИ В ОДЕЯЛКАХ"
методическая разработка (средняя группа) на тему
ОПИСАНИЕ ПРОВОДИМОГО МАСТЕР КЛАССА С ДЕТЬМИ И ИХ ЗАКОННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ, ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ТРАДИЦИОННЫХ КУКЛ ПЕЛЕНАШЕК
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
МАСТЕР КЛАСС СРЕДНЯЯ ГРУППА | 481.13 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ Детский сад №135
г.Дзержинск нижегородская область
КОНСПЕКТ
мастер-класса для детей и родителей.
Тема: «Ляльки в одеялке - шьем куколок»
Воспитатель
высшей квалификационной категории
Назарова Наталья Ивановна
2017 г.
Цель: Развивать у родителей интерес к культуре своего народа, к традициям семьи, стремление доставить радость детям посредством изготовления игрушки своими руками.
Познакомить родителей с русскими народными куклами, через игрушки знакомить с историей и традициями семейного воспитания на Руси.
Учить мастерить традиционную куклу-ляльку из разноцветных лоскутков, ниток.
Материалы и оборудование: цветная ткань размером 25×25 см по количеству родителей, лоскутки прямоугольной формы для изготовления кармашка, наполнитель: заготовка для головы и тела куклы; образцы разных русских народных кукол; видео с записью изготовления детьми куклы Пеленашки и играми с ней.
Ход:
- Добрый день, дорогие мамы, уважаемые гости! Спасибо, что вы нашли время, чтобы прийти на сегодняшнюю встречу. Мы собрались сегодня вместе, чтобы отвлечься от наших будней, хлопот, пообщаться и я думаю, что вы не пожалеете о том, что пришли сегодня на встречу. Я постараюсь, чтобы вы увлекательно и в то же время с пользой для себя провели этот час.
Я не случайно пригласила на встречу не только мам и бабушек, но и ваших детишек. Сегодня мы поведем речь о куклах.
Сейчас я предлагаю вам окунуться в детство и вспомнить свою любимую игрушку, которая была у вас, когда вы были детьми.
Высказывания мам.
- Я заметила, с какой теплотой вы вспоминали своё детство, свои любимые игры и игрушки! Все вы хорошо понимаете, что игра – ведущая деятельность наших детей; в игре ребёнок познаёт окружающий мир, выражает свою оценку этого мира, учится общаться, дружить. Ну, а игрушка – незаменимый спутник этих игр.
Производство большинства современных игрушек поставлено на «поток». Приобретая их в магазинах, родители руководствуются, прежде всего, ценой и яркими красками. Немаловажным фактором также являются капризы и желания детей, формируемые, как правило, рекламными роликами.
В нашей группе благодаря вам, уважаемые родители, очень много игрушек. Детям есть чем заняться. Но вот что я заметила: когда эйфория девочек после появления новых кукол прошла, наши куклы «заскучали» на полочке. Наблюдая это, я вспомнила своё детство. Но с гораздо большим удовольствием я играла с куклой, которую изготовила мне бабушка. Открывался настоящий простор для моей фантазии: я и заворачивала её в разные тряпочки (пеленала), и «мастерила» наряды, элементарно закручивая по талии обыкновенные куски ткани, и меняла платочки на голове!..
Вспомнив это, я решила попробовать сделать тряпочную куклу для наших девочек.
Кукла – первая из игрушек, известная с древности. По преданию, первая народная игрушка была Коллодия, сделанная ещё древним человеком. С ней связана особая история. Тогда был обычай приносить женщин в жертву языческим богам, но однажды кому-то пришло в голову сделать подмену. Взяли березовое полено, нарядили его в цветастый платок и сарафан и отдали богам вместо живой женщины. Так эта подмена спасла жизнь женщине и стала первой куклой – игрушкой для богов.
И вот с тех пор кукла сопровождает человека до наших дней. Мастерили кукол из различных природных материалов: дерева, глины, соломы, травы, но самой известной и любимой игрушкой русского народа была тряпочная кукла. Её делали по разным поводам и для разных случаев. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Куклы делались вручную бабушками и мамами вместе с детьми с добрыми пожеланиями, что называется «с душой» и, конечно, в единственном экземпляре. Народные куклы делились на три группы: игровые, куклы-обереги и обрядовые. Некоторые образцы тряпочных кукол я хочу вам показать.
I. Куклы-обереги
1) Куватка (показать образец). Считалось, что если над кроваткой ребенка висит Куватка, то она отгоняет от него злую силу.
2) Берегиня или кукла на счастье (показать образец). Её вешали над изголовьем кровати, клали под подушку и носили с собой. Считалось, что она приносит удачу, счастье, одиноким людям помогает найти свою половинку. Рассказывали ей свои секреты, загадывали перед ней сокровенные желания.
3) Пеленашка (показать образец). Шилась будущей мамой на последнем месяца беременности с добрыми мыслями о будущем дитятке. Ткани для изготовления Пеленашки, как правило, были кусками от одежды матери, отца, бабушки. Это обеспечивало родовую защиту. Пеленашку клали в колыбель малышу до крещения.
4) В подарок на именины делали куклу Ангелочка (показать образец).
II. Обрядовые куклы
1) Лечебная кукла Здравушка – набивалась лечебными травами (показать образец).
2) Крупеничка – оберег на сытость и достаток в семье. Традиционно эту куклу наполняли гречишным зерном или пшеницей (показать образец).
3) Масленица – используется и сейчас при праздновании Масленицы.
III. Игровые куклы
Предназначались для забавы детям. Это куклы-закрутки, кукла-полено, Пеленашка.
- Вот одну из кукол - пеленашек я и хотела вас сегодня научить делать.
Итак, приступим:
1) Берем квадратный лоскут цветной ткани, складываем ее по диагонали прошиваем. Ребенок складывает, а мама прошивает..
2) берем заготовку для головы и выворачиваем ее на лицо,далее отдаем своему ребенку. Наши дети проолжают работу, набивая наполнитель.
3) Берем ещё одну заготовку тельце и тоже выворачиваем на лицо.дети заполняют ее наполнителем.
4) следующий наш шаг, сшить детали вместе.
5)Наша куколка пеленашка готова, отдадим нашим малышам, пусть проявят свое творчество. Дети рисуют лицо малышам голышам.
6) А мамы пришивают карман к пеленочке. Прячем куколку в карман и пеленаем.
7) вот и готов наш малыш.
- Наша кукла готова! С какой любовью вы её делали! Зарядили её лаской, положительной энергией, которая обязательно передастся вашему малышу. Дома вы можете повторить и еще раз совместно с детьми смастерить её, малышу будет так чудесно, мастеря с мамой куклу, ещё раз почувствовать рядом её ласковые руки, ощутить радость от совместного творчества. Ведь кукла, сделанная своими руками, всегда любимая и дорогая.
Ну что ж, дорогие мамы и их малыши, вот и подошла к концу наша встреча. Большое спасибо вам за старания! Всего доброго!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект открытого занятия "Город мастеров.В данном занятии дети закрепляют названия быта казахского народа, элементов орнамента, пословиц и поговорок о труде казахских народных мастеров на двух языках.
(старшая группа) "город мастеров"Программное содержание: 1. Формировать представления о мастерстве, о произведениях народно-прикладного искусства.2....
«Коньки — это такой вид спорта, где новичок получает не меньше удовольствия, чем опытный мастер». «Коньки — это такой вид спорта, где новичок получает не меньше удовольствия, чем опытный мастер». «Коньки — это такой вид спорта, где новичок получает не
Консультация для родителей...
Презентация к мастер-классу для детей и родителей младшей группы "Мастерим игрушки сами"
Презентация к мастер-классу для детей и родителей младшей группы "Мастерим игрушки сами"...
Мастерим открытки к 23 февраля в технике скрапбукинг (мастер – класс с детьми старшей группы)
Цель:Формировать у детей интерес к исследовательской деятельности и умение применять на практике полученные ранее знания.Задачи:1. Развитие творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а ...
Мастер- класс "Крупянных дел мастер".
Развивающие игры с ребенком "Крупяных дел мастер". Для родителей младших групп. Количество участников: 10-15 человек Время: 50 минут Цель: повышение педагогической компетенции родителей, по проблем...
ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса
Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...
Конспект занятия по окружающему миру в гр.раннего возраста "Одеялко для мишки"
Конспект занятия на тему зима в первой младшей группе ДОУ.Цель: Сорганизовать детей на элементарную совместную деятельность.Задачи:1. Развивать коммуникативные умения. :слушать и слышать речь вос...