Методическая разработка для индивидуального развития познавательных процессов младших дошкольников с использованием развивающих игр.
методическая разработка (младшая группа)
Методическая разработка для индивидуального развития познавательных процессов младших дошкольников с использованием развивающих игр..
Известно , что в каждом возрастном этапе определенный вид деятельности является ведущим. Развивающие игры открывают широкие возможности для развития познавательных процессов, ведь в игре ребенок активно действует .
Для дальнейшего развития познавательных процессов нужно развивать у ребёнка представления о предметах, окружающих его в быту для того, чтобы он научился правильно их использовать и приспосабливать вещи для разный нужд, используя их свойства;
знакомить ребёнка с окружающей природой, природными явлениями;
учить ребёнка ориентироваться в различных жизненных ситуациях.
Одна из игр для развития познавательных процессов является “магнитная азбука”
Магнитная азбука Игры с магнитной азбукой помогут надолго занять маленького ребенка и научат его различать цвета, форму букв, выделять их сходство и различие, разовьют внимание и память.
Играть можно даже на кухне, прикрепляя буквы к металлической поверхности холодильника или подноса. Не вставляйте малыша запоминать буквы!
Можно предложить выбрать буквы определенного цвета (если ребёнок ещё не знает названий Цветов, то сначала покажите ему образец). Более сложное задание - подобрать одинаковые буквы. Возьмите любую букву из набора и попросите ребенка найти такую же (как правило, в наборе есть 2-3 одинаковые буквы). Называть букву не надо, здесь она выступает просто как фигура определенной формы.
Развитие представлений о цвете предметов
Знакомя ребёнка с цветом предметов, предлагайте ему следующие ВИДЫ ЗАДАНИЙ в предложенном усложнении
- Выбор предметов одного цвета из группы однородных предметов. Например, из шариков выбрать только красные. Обязательно показывайте ребёнку образец; "Вот такие".
- Выбор из предметов разных по форме, размеру, назначению, имеющих одинаковый цвет. Например, собрать комплект синей одежды или посуды (синяя чашка, ложка, тарелка).
- Сортировка предметов на две группы по цвету;
а) Вначале, предметов, контрастных по цвету (синий - жёлтый, оранжевый - фиолетовый).
б) Затем, предметов близких по цвету (красный - оранжевый, синий - фиолетовый);
Называйте цвет предъявляемого предмета, но не заставляйте делать это ребенка.
Цвет одежды Одевая малыша, называйте ему цвет его одежды, сравнивайте цвета. Например: "Наденем красную кофточку, синюю шапочку и шарфик такой же - синий".
Когда ребенок уже сможет сам находить нужную одежду, спрашивайте его: "Где синяя шапочка Советуйтесь с ним: "Какой шарфик тебе повязать, синий или зелёный?"
Мастерская Карандаша Игры и занятия с карандашами развивают цветовосприятие ребёнка и расширяют его кругозор. Дайте ребёнку рисунки с чёрно-белым изображением различных предметов и цветные карандаши. Пусть ребёнок подберёт нужный карандаш и раскрасит рисунок. Обращайте внимание ребёнка, например, на то, что помидор может быть не только красным, но и зелёным, когда он не спелый, и жёлтым (особые сорта). А вот огурец красным не бывает, разве что только в сказке.
Давайте ребёнку и рисунки, требующие для верного изображения использования конкретного цвета (овощи, фрукты) и предметы, раскрашивая которые, ребёнок мог бы фантазировать (предметы одежды, машины).
Узоры Составлять узоры можно с помощью мозаики, разноцветных пуговиц или просто, вырезав заранее кружки из картона.
Продолжи узор Выложите ряд деталей узора в определённой закономерности, например, чередуя деталей! двух и более цветов (красная, синяя, красная, синяя, красная...дальше продолжает ребёнок) или чередуя разное количество фишек какого-либо цвета (две красных, одна синяя, две красных одна синяя, две красных...дальше продолжает ребёнок).
На первых порах проговаривайте с ребёнком то, что видите в образце, и лишь затем) попросите подумать», как продолжить ряд.
Составь узор Составление узоров по образцу учит ребёнка анализировать образец, развивает зрительное внимание В комплекте с мозаикой обычно продают и образцы узоров, картинок, которые можно составить с ее , помощью. Начните с простых (цветочков, дорожек), составление которых не требует использования большого количества фишек. Постепенно усложняйте задания. Вы можете сами заранее нарисовать узоры аналогично приведённым ниже.
Осенний букет Осенью на прогулке предложите малышу поискать красивые листья для букета: красные, желтые, зеленые, коричневые. Просите его найти такой, как у вас. Спрашивайте у малыша, какого цвета у него листик, но не настаивайте, если он не может ответить, назовите цвет листа сами.
Рассортируйте их по цвету или составьте букетики, где бы были листья всех цветов. Полюбуйтесь получившимися букетами.
Цветное ЛОТО Возьмите листы цветного картона и подберите соответствующие им по цвету картинки. Объясните и покажите ребёнку, что синие картинки надо положить на синий "коврик" (лист картона), красные на красный и так далее.
Начинайте с картинок двух цветов, по мере освоения меняйте картинки, добавляйте картинки других цветов.
В магазине вы можете купить для этой игры лото "Шесть картинок".
Разноцветные домики Эта игра учит ребенка соотносить предметы по цвету, пользуясь приёмом прикладывания.
Игра заключается в том, чтобы подобрать к домику подходящее по цвету окошко и "спрятать" жильца. Вырежьте из плотного картона прямоугольники, а в них круглые отверстия. Получились домики и окошки. Разместите в отверстиях, нарисованные фигурки, например рыбок Попросите ребёнка спрятать их от щуки, закрыв каждое окошечко подходящим по цвету кружочком.
Начните с домиков двух цветов. Постепенно усложняйте игру, увеличивая количество цветов.
Укрась полянку Игра учит ребенка в своей деятельности ориентироваться на цвет предмета, отвлекаясь от других его признаков. Для игры вам потребуются листы цветной бумаги и вырезанные из неё фигурки (геометрические фигуры, бабочки, цветы, машины и т.п.)
1 вариант Смешайте фигурки, вырезанные из бумаги разных цветов. Возьмите лист бумаги и попросите малыша помочь вам выбрать все фигуры того же цвета, что и полянка (лист бумаги). Для начала предоставьте малышу возможность выбирать из фигур двух цветов. Когда он будет хорошо справляться с этим заданием, добавьте фигуры других цветов, а затем и оттенков.
2 вариант Положите перед ребёнком несколько полянок (начните с двух). Дайте ему фигурки и попросите разложить фигурки "по местам": каждую на свою полянку. Обращайте внимание ребёнка, что одинаковые фигурки, имеющие разный цвет живут на разных полянках. И наоборот, разные фигурки одного цвета украшают одну полянку.
Мозаика Игры с мозаикой развивают цветовосприятие и зрительно-моторную координацию. Это игра дидактическая и, чтобы ребёнку было в неё интересно играть, после каждого занятия соберите все детали и уберите мозаику на место. Если набор большой, то часть фишек отложите, оставив пока по 5-6 фишек каждого цвета.
Найди такие же Предложите ребёнку выложить фишки одного цвета на игровое поле в соответствии с образцом, а позднее и словесной инструкцией. Например, попросите найти все такие же фишки, как у вас. Называйте цвет фишек, но не требуйте, что бы это делал ребёнок.
Можно вместо игрового поля использовать банки (например, из-под майонеза), предварительно проделав в крышке подходящие отверстия и обклеив бумагой разного цвета. Тогда можно предложить ребёнку подбирать фишки в соответствии с цветом крышки.
Продолжи дорожку Начните выкладывать ряд из фишек одного цвета, затем попросите ребёнка доделать дорожку (по ней потом могут гулять пальчики или игрушки). Обязательно говорите ребёнку, что, например, для дорожки нужна такая фишка, она красная, ещё красная, ты сделал красную дорожку. Постепенно ребёнок станет название соотносить с определённым цветом. Не торопите ребёнка и тем более не сердитесь на него, если он путает цвета по названию.
Бусы Дайте ребёнку задание выкладывать друг за другом фишки в соответствии с вашей просьбой, например: "Найди синий грибочек, теперь красный и т.д." Если ребёнок ещё не может находить по названию какие-то цвета, вернитесь к предыдущим играм, предлагая ребёнку находить фишки или собирать дорожки с "трудным" цветом.
Башни Научить ребёнка сортировать предметы на группы, ориентируясь на их цвет можно, например, с помощью этой игры. Возьмите кубики двух цветов, постройте две башни, в каждой из которых используются кубики только одного цвета. Кубиков должно быть не меньше 4-х. Объясните ребёнку: эта башня синяя, а это красная.
Но вот, башни рушатся, и вы с ребёнком принимаетесь за их восстановление. Вы ставите первые кубики: здесь синий, а здесь красный. Из кучи кубиков вы берёте кубики по одному, даёте ребёнку и просите его показать, куда поставить кубик, затем он ставит кубики самостоятельно. Если ребёнок ошибается, вы обратите его внимание на то, что для этой башни такой кубик не подходит, пусть он попробует сам исправить свою ошибку. Аналогично можно проводить игры с выстраиванием двух поездов, двух заборов, например, для разных собачек.
Сначала предлагайте ребёнку сортировать предметы двух цветов, а затем трёх и более. Причём, используйте сначала для сравнения предметы контрастных цветов, а затем и близкие по цвету.
Выбери дорожку для машинки Полоски из цветного картона могут стать дорожками, а кружки могут обозначать машины (вы можете вырезать и фигурки машинок). Задание: расставить машинки на соответствующие дорожки. Постепенно добавляйте все новые и новые оттенки.
Радуга Знакомьте ребенка со всеми цветами радуги, черным и белым цветов. Ребенок легче запомнит названия цветов , если они будут повторяться в различных стихах.
Вот одно из стихотворений
Радуга
Е. Измайлов
Вышла радуга - краса, разноцветная коса.
Ленты пёстрые в косе, а всего их ровно семь.
Дарит их красавица - бери, какая нравится.
Если красный помидор, то поспел он, ясно,
Если красный светофор, то идти опасно.
Ну, а если красный нос, значит на дворе мороз.
Что за мяч оранжевый весело наряженный.
Мячик не резиновый, мячик апельсиновый.
Желтый лимон на цыпленка похож , только ног у него не найдешь.
Желтый цыпленок похож на лимон, только растет не на дереве он
Вот кузнечик Кузька - зелёное пузико.
Спинка, лапки, голова - весь зелёный, как трава.
Нравятся Насте голубые краски, голубые платья, голубые глазки,
Голубика в лесах, дали голубые, голубые чудеса - выбирай любые.
Слышал я будто стащила синица в небе лоскутик синего ситца.
Сшила синица из ситца косынку, синими стали крылья и спинка.
Цвет фиолетовый - цвет сирени, цвет фиалок, цвет весенний,
Цветёт он и колышется, и в нём приятно дышится.
Данное пособие подойдет для индивидуального развития детей , найдите свой вариант, удачи и творческих успехов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 26.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка для индивидуального развития познавательных процессов младших дошкольников с использованием развивающих игр.
Известно , что в каждом возрастном этапе определенный вид деятельности является ведущим. Развивающие игры открывают широкие возможности для развития познавательных процессов, ведь в игре ребенок активно действует .
Для дальнейшего развития познавательных процессов нужно развивать у ребёнка представления о предметах, окружающих его в быту для того, чтобы он научился правильно их использовать и приспосабливать вещи для разный нужд, используя их свойства;
знакомить ребёнка с окружающей природой, природными явлениями;
учить ребёнка ориентироваться в различных жизненных ситуациях.
Одна из игр для развития познавательных процессов является “магнитная азбука”
Магнитная азбука .Игры с магнитной азбукой помогут надолго занять маленького ребенка и научат его различать цвета, форму букв, выделять их сходство и различие, разовьют внимание и память.
Играть можно даже на кухне, прикрепляя буквы к металлической поверхности холодильника или подноса. Не вставляйте малыша запоминать буквы!
Можно предложить выбрать буквы определенного цвета (если ребёнок ещё не знает названий Цветов, то сначала покажите ему образец). Более сложное задание - подобрать одинаковые буквы. Возьмите любую букву из набора и попросите ребенка найти такую же (как правило, в наборе есть 2-3 одинаковые буквы). Называть букву не надо, здесь она выступает просто как фигура определенной формы.
Развитие представлений о цвете предметов
Знакомя ребёнка с цветом предметов, предлагайте ему следующие ВИДЫ ЗАДАНИЙ в предложенном усложнении
- Выбор предметов одного цвета из группы однородных предметов. Например, из шариков выбрать только красные. Обязательно показывайте ребёнку образец; "Вот такие".
- Выбор из предметов разных по форме, размеру, назначению, имеющих одинаковый цвет. Например, собрать комплект синей одежды или посуды (синяя чашка, ложка, тарелка).
- Сортировка предметов на две группы по цвету;
а) Вначале, предметов, контрастных по цвету (синий - жёлтый, оранжевый - фиолетовый).
б) Затем, предметов близких по цвету (красный - оранжевый, синий - фиолетовый);
Называйте цвет предъявляемого предмета, но не заставляйте делать это ребенка.
Цвет одежды Одевая малыша, называйте ему цвет его одежды, сравнивайте цвета. Например: "Наденем красную кофточку, синюю шапочку и шарфик такой же - синий".
Когда ребенок уже сможет сам находить нужную одежду, спрашивайте его: "Где синяя шапочка Советуйтесь с ним: "Какой шарфик тебе повязать, синий или зелёный?"
Мастерская Карандаша Игры и занятия с карандашами развивают цветовосприятие ребёнка и расширяют его кругозор. Дайте ребёнку рисунки с чёрно-белым изображением различных предметов и цветные карандаши. Пусть ребёнок подберёт нужный карандаш и раскрасит рисунок. Обращайте внимание ребёнка, например, на то, что помидор может быть не только красным, но и зелёным, когда он не спелый, и жёлтым (особые сорта). А вот огурец красным не бывает, разве что только в сказке.
Давайте ребёнку и рисунки, требующие для верного изображения использования конкретного цвета (овощи, фрукты) и предметы, раскрашивая которые, ребёнок мог бы фантазировать (предметы одежды, машины).
Узоры Составлять узоры можно с помощью мозаики, разноцветных пуговиц или просто, вырезав заранее кружки из картона.
Продолжи узор Выложите ряд деталей узора в определённой закономерности, например, чередуя деталей! двух и более цветов (красная, синяя, красная, синяя, красная...дальше продолжает ребёнок) или чередуя разное количество фишек какого-либо цвета (две красных, одна синяя, две красных одна синяя, две красных...дальше продолжает ребёнок).
На первых порах проговаривайте с ребёнком то, что видите в образце, и лишь затем) попросите подумать», как продолжить ряд.
Составь узор Составление узоров по образцу учит ребёнка анализировать образец, развивает зрительное внимание В комплекте с мозаикой обычно продают и образцы узоров, картинок, которые можно составить с ее , помощью. Начните с простых (цветочков, дорожек), составление которых не требует использования большого количества фишек. Постепенно усложняйте задания. Вы можете сами заранее нарисовать узоры аналогично приведённым ниже.
Осенний букет Осенью на прогулке предложите малышу поискать красивые листья для букета: красные, желтые, зеленые, коричневые. Просите его найти такой, как у вас. Спрашивайте у малыша, какого цвета у него листик, но не настаивайте, если он не может ответить, назовите цвет листа сами.
Рассортируйте их по цвету или составьте букетики, где бы были листья всех цветов. Полюбуйтесь получившимися букетами.
Цветное ЛОТО Возьмите листы цветного картона и подберите соответствующие им по цвету картинки. Объясните и покажите ребёнку, что синие картинки надо положить на синий "коврик" (лист картона), красные на красный и так далее.
Начинайте с картинок двух цветов, по мере освоения меняйте картинки, добавляйте картинки других цветов.
В магазине вы можете купить для этой игры лото "Шесть картинок".
Разноцветные домики Эта игра учит ребенка соотносить предметы по цвету, пользуясь приёмом прикладывания.
Игра заключается в том, чтобы подобрать к домику подходящее по цвету окошко и "спрятать" жильца. Вырежьте из плотного картона прямоугольники, а в них круглые отверстия. Получились домики и окошки. Разместите в отверстиях, нарисованные фигурки, например рыбок Попросите ребёнка спрятать их от щуки, закрыв каждое окошечко подходящим по цвету кружочком.
Начните с домиков двух цветов. Постепенно усложняйте игру, увеличивая количество цветов.
Укрась полянку Игра учит ребенка в своей деятельности ориентироваться на цвет предмета, отвлекаясь от других его признаков. Для игры вам потребуются листы цветной бумаги и вырезанные из неё фигурки (геометрические фигуры, бабочки, цветы, машины и т.п.)
1 вариант Смешайте фигурки, вырезанные из бумаги разных цветов. Возьмите лист бумаги и попросите малыша помочь вам выбрать все фигуры того же цвета, что и полянка (лист бумаги). Для начала предоставьте малышу возможность выбирать из фигур двух цветов. Когда он будет хорошо справляться с этим заданием, добавьте фигуры других цветов, а затем и оттенков.
2 вариант Положите перед ребёнком несколько полянок (начните с двух). Дайте ему фигурки и попросите разложить фигурки "по местам": каждую на свою полянку. Обращайте внимание ребёнка, что одинаковые фигурки, имеющие разный цвет живут на разных полянках. И наоборот, разные фигурки одного цвета украшают одну полянку.
Мозаика Игры с мозаикой развивают цветовосприятие и зрительно-моторную координацию. Это игра дидактическая и, чтобы ребёнку было в неё интересно играть, после каждого занятия соберите все детали и уберите мозаику на место. Если набор большой, то часть фишек отложите, оставив пока по 5-6 фишек каждого цвета.
Найди такие же Предложите ребёнку выложить фишки одного цвета на игровое поле в соответствии с образцом, а позднее и словесной инструкцией. Например, попросите найти все такие же фишки, как у вас. Называйте цвет фишек, но не требуйте, что бы это делал ребёнок.
Можно вместо игрового поля использовать банки (например, из-под майонеза), предварительно проделав в крышке подходящие отверстия и обклеив бумагой разного цвета. Тогда можно предложить ребёнку подбирать фишки в соответствии с цветом крышки.
Продолжи дорожку Начните выкладывать ряд из фишек одного цвета, затем попросите ребёнка доделать дорожку (по ней потом могут гулять пальчики или игрушки). Обязательно говорите ребёнку, что, например, для дорожки нужна такая фишка, она красная, ещё красная, ты сделал красную дорожку. Постепенно ребёнок станет название соотносить с определённым цветом. Не торопите ребёнка и тем более не сердитесь на него, если он путает цвета по названию.
Бусы Дайте ребёнку задание выкладывать друг за другом фишки в соответствии с вашей просьбой, например: "Найди синий грибочек, теперь красный и т.д." Если ребёнок ещё не может находить по названию какие-то цвета, вернитесь к предыдущим играм, предлагая ребёнку находить фишки или собирать дорожки с "трудным" цветом.
Башни Научить ребёнка сортировать предметы на группы, ориентируясь на их цвет можно, например, с помощью этой игры. Возьмите кубики двух цветов, постройте две башни, в каждой из которых используются кубики только одного цвета. Кубиков должно быть не меньше 4-х. Объясните ребёнку: эта башня синяя, а это красная.
Но вот, башни рушатся, и вы с ребёнком принимаетесь за их восстановление. Вы ставите первые кубики: здесь синий, а здесь красный. Из кучи кубиков вы берёте кубики по одному, даёте ребёнку и просите его показать, куда поставить кубик, затем он ставит кубики самостоятельно. Если ребёнок ошибается, вы обратите его внимание на то, что для этой башни такой кубик не подходит, пусть он попробует сам исправить свою ошибку. Аналогично можно проводить игры с выстраиванием двух поездов, двух заборов, например, для разных собачек.
Сначала предлагайте ребёнку сортировать предметы двух цветов, а затем трёх и более. Причём, используйте сначала для сравнения предметы контрастных цветов, а затем и близкие по цвету.
Выбери дорожку для машинки Полоски из цветного картона могут стать дорожками, а кружки могут обозначать машины (вы можете вырезать и фигурки машинок). Задание: расставить машинки на соответствующие дорожки. Постепенно добавляйте все новые и новые оттенки.
Радуга Знакомьте ребенка со всеми цветами радуги, черным и белым цветов. Ребенок легче запомнит названия цветов , если они будут повторяться в различных стихах.
Вот одно из стихотворений
Радуга
Е. Измайлов
Вышла радуга - краса, разноцветная коса.
Ленты пёстрые в косе, а всего их ровно семь.
Дарит их красавица - бери, какая нравится.
Если красный помидор, то поспел он, ясно,
Если красный светофор, то идти опасно.
Ну, а если красный нос, значит на дворе мороз.
Что за мяч оранжевый весело наряженный.
Мячик не резиновый, мячик апельсиновый.
Желтый лимон на цыпленка похож , только ног у него не найдешь.
Желтый цыпленок похож на лимон, только растет не на дереве он
Вот кузнечик Кузька - зелёное пузико.
Спинка, лапки, голова - весь зелёный, как трава.
Нравятся Насте голубые краски, голубые платья, голубые глазки,
Голубика в лесах, дали голубые, голубые чудеса - выбирай любые.
Слышал я будто стащила синица в небе лоскутик синего ситца.
Сшила синица из ситца косынку, синими стали крылья и спинка.
Цвет фиолетовый - цвет сирени, цвет фиалок, цвет весенний,
Цветёт он и колышется, и в нём приятно дышится.
Данное пособие подойдет для индивидуального развития детей , найдите свой вариант, удачи и творческих успехов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка на тему "Развитие познавательных способностей дошкольников через конструирование"
В представленной методической разработке содержится теоретический и практический материал по организации конструктивной деятельности с дошкольниками...
Методическая разработка "Карта индивидуального образовательного маршрута ребенка-дошкольника"
Предлагаю вашему вниманию "Карту индивидуального образовательного маршрута ребенка-дошкольника"...
Методическая разработка на тему: «Развитие познавательных интересов дошкольников на прогулке»
Прогулка – одна из сложнейших видов деятельности воспитателя, важнейший режимный момент, требующий от педагога высокого профессионализма. Каждая прогулка структурирована по определенному...
Методическая разработка на тему: «Развитие познавательных интересов дошкольников на прогулке»
Развитие познавательных интересов дошкольников на прогулке....
Методическая разработка на тему:"Развитие познавательных интересов дошкольников на прогулке"
Познавательное развитие дошкольника – это совместная деятельность (сотрудничество) взрослого и ребенка, направленная на постепенное освоение окружающей действительности, раскрытие в ребенк...
Методическая разработка на тему: «Развитие познавательных интересов дошкольников на прогулке»
Прогулка – одна из сложнейших видов деятельности воспитателя, важнейший режимный момент, требующий от педагога высокого профессионализма....
Методическая разработка на тему: «Развитие познавательных интересов дошкольников на прогулке»
Прогулка – одна из сложнейших видов деятельности воспитателя, важнейший режимный момент, требующий от педагога высокого профессионализма. Каждая прогулка структурирована по определенному...