О чём рассказывает сказка
консультация (младшая, средняя группа) на тему

Трепс Маргарита Евгеньевна

Воспитание сказкой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o_chyom_rasskazyvaet_skazka.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

О чём рассказывает сказка.

“Жили - были на свете три поросёнка…”. Вы  прочли ребёнку сказку С.Михалкова, показали картинки. Не спешите расставаться с героями сказки. Пусть теперь ребёнок расскажет вам о них. Чтобы пересказать сюжет, недостаточно понять и запомнить его. Учить пересказу нужно постепенно: пересказ с опорой на иллюстрации или схематические рисунки взрослых, с ответов на вопросы взрослого. Постепенно из ответов на вопросы сложится сюжет сказки  / Как звали поросят? Кто сказал, что пора строить дом? Что делали Ниф-Ниф и Нуф-Нуф, пока Наф-наф строил дом? Из чего построил дом Ниф-Ниф? Из чего построил дом Нуф-Нуф? и т.д./ Если ребёнок затрудняется ответить на вопрос, надо напомнить ему отрывок из сказки и снова задать тот же вопрос. Надо следить, чтобы при ответах на вопросы речь ребёнка была правильной, грамотной, сразу же исправлять ошибки. Умение понятно, связно и грамотно изложить мысль впоследствии окажется очень полезным вашему ребёнку. За последовательностью эпизодов следит взрослый. При таких вопросах, как: “С чего начинается сказка? О чем рассказывается потом? Чем кончается сказка?”, помощь взрослых минимальна. Можно параллельно “изучить” несколько сказок: одну из них ребёнок уже может пересказать целиком, другую только по отдельным эпизодам, до третьей пока ещё не отвечает на вопросы. Тогда сказки не наскучат ребёнку.

Некоторые дети требуют, чтобы им постоянно читали одну и ту же книжку – в этом тоже нет ничего плохого. Чтобы помочь понять смысл литературного произведения, выделить основные действия персонажей, можно использовать разыгрывание сказки с заместителями. При разыгрывании сказки “Теремок” можно изобразить всех животных бумажными кружками, отличающимися по цвету и величине / мышка – маленький серый кружок, волк – большой серый кружок, лягушка- зелёный кружок чуть больше, чем у мышки, лиса – оранжевый кружок, зайчик – белый кружок, теремок на листе бумаги изобразить большим кружком/. Взрослый рассказывает сказку, а ребёнок разыгрывает её: “Подбежала к теремку лиса (ребёнок показывает оранжевый кружок), спрашивает: “Кто в тереме живёт? ” Ей отвечают мышка, зайчик, лягушка (каждый раз ребёнок поднимает соответствующий кружок). Затем лиса входит в дом и остаётся там.

 С помощью “заместителей” персонажей можно дать новое задание: ребёнку самому показывать сценки из сказки, одновременно рассказывая.

Дать задание самостоятельно сочинить новые варианты и эпизоды сказки. В сказках типа “Теремок” придумывание новых вариантов не представляет затруднений, достаточно придумать новое животное (соответствующий ему кружок – “заместитель” персонажа), с которым в очередной раз повторится сценка, как с предыдущими персонажами (к теремку пришли киска, собачка и т.д.)

Для первых заданий на “досочинение” сказок лучше брать такие сказки, как “Колобок”, “Теремок”, “Лиса и заяц” и др.Затем можно переходить к “досочинению” сказок с неповторяющимися эпизодами. Например, сказка “Гуси-лебеди”, где каждая сценка существенно отличается от предыдущей./Вместо яблони девочка встречает на пути грушу, вместо печки – стол с караваем хлеба и т.д./ Не каждый ребёнок сумеет “досочинять ” сказку. Нужно обладать воображением, уметь использовать свой (пусть ещё небольшой) жизненный опыт.

Помочь в этом помогут игры, развивающие наблюдательность.

Например: в игре “Какой? Какая?” ребёнок должен дать как можно больше определений свойств предмета, названного взрослым.

/ Какая морковка? – оранжевая. Длинная. На конце острая и т.д./. Чем больше дано определений, тем лучше. Можно назвать признак, а ребёнок называет предметы с этим признаком./ Что бывает красное? – Помидор. Флажок. Яблоко./ Задаваемые признаки могут быть самыми разными: Что бывает круглое? Что бывает деревянное? Что бывает вкусное? Что бывает треугольное? Что бывает горькое? и т.д.

Интересна игра “Сравнения”.

Задание взрослого: этот листик зелёный, как…

Примерные ответы детей: как огурец, травка, как лягушка, как кузнечик, как укроп и др.

Взрослый: у меня лимон жёлтый, как… / солнышко, цыплёнок и др. ответы/.

Очень интересно придумывать, на что похожи облака, лесные пни, коряги, сухие ветки.

Или цветовые пятна (кляксы) на бумаге.

Очень интересно и полезно драматизировать любимые сказки. Драматизация может идти строго по тексту / здесь тогда надо выучить текст наизусть/, а может лишь отталкиваться от него. Важно не только сказать текст, но передавать интонацию. Для драматизации можно использовать игрушки, изображающие героев, плоскостные силуэты./ животные – герои сказок, домики, деревья и др./. Игра-драматизация с использованием игрушек (объёмных или плоскостных) открывает возможность для смены ролей (сказки “Колобок”, “Теремок”, “Рукавичка” и др.) смена игрушек диктует свою манеру поведения, свою интонацию. Игры-драматизации полезны для развития ребёнка: они учат его смотреть на одну и ту же ситуацию с разных сторон, глазами разных персонажей, имеющих разные цели. С возрастом дети учатся оценивать поступки героев.

В детском саду дети часто просят рассказать сказку, но куда интереснее не просто её слушать, а видеть героев. Для этого мы используем плоскостной театр на фланелеграфе, плоскостной деревянный театр, пальчиковый театр / очень просто сделать дома самим: нарисовать или вырезать головки персонажей и укрепить на резинку, чтобы одеть на палец./

В младшем возрасте дети пока зрители, но некоторые уже могут участвовать в драматизации. Чем старше становятся дети, тем охотнее они участвуют в этих играх. Начинаем со сказок любимых и хорошо известных детям: “Колобок”, “Теремок”, “Репка”, “Рукавичка”, “Лиса и заяц”, “Лиса и журавль”, “Волк и семеро козлят”, “Два жадных медвежонка”, “Три медведя”, “Три поросёнка” и многие другие.

В старшем дошкольном возрасте дети самостоятельно драматизируют не только сказки, но и басни И.А.Крылова, любимые рассказы и т.д.

Сказки в дошкольном возрасте занимают одно из главных мест в жизни ребёнка.

Сказка не только учит, но и воспитывает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Рассказываем сказки при помощи пальцев"

В этой консультации., подготовленной для воспитателей,  учителей-логопедов и родителей я собрала материал для рассказывания сказок при помощи пальцев. Пальчиковая гимнастика известна давно, и о е...

«Наши пальчики помогают рассказывать сказку» (В гостях у сказки «Колобок»)

Конспект открытого занятия по развитию речи и ознакомлении с окружающим...

Пальчики рассказывают сказки

Даный материал содержит игры-драматизации, которые разигрываются при помощи рук. Здесь вы встретите подборку игр по сказкам "Теремок", "Колобок", "Маша и медведь", "Курочка ряба" и др. Игры оформлены ...

Как и зачем рассказывать сказки

консультация для родителей младшего возраста...

Рассказываем сказки

Мнемотаблицы к русским народным сказкам...

Папка-передвижка: Пальчики рассказывают сказки

Где только ни побывали наши любознательные пальчики, что только ни повидали. Многое узнали за это время и многому научились. Теперь все, что захотят, могут они показать. Даже показывать живые картинки...

Наши пальчики помогают рассказывать сказку (В гостях у сказки «Уш чуул эртемниг оол»)

                                  Конспект  занятия по развитию речи...