Памятка для родителей по развитию речи детей
консультация на тему

Ситник Ирина Алексеевна

 Памятка для родителей по развитию речи детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_dlya_roditeley_po_razvitiyu_rechi_detey.docx15.98 КБ

Предварительный просмотр:

                     Памятка для родителей по развитию речи детей
1. Общее правило – чем больше Вы разговариваете с ребёнком, тем большему он научится. 
2. Продолжайте и дополняйте сказанное ребёнком – делайте его предложения распространенными. 
3. Никогда не поправляйте речь ребёнка. Просто повторите ту же фразу правильно. 
4. Заботьтесь о том, чтобы у ребёнка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать. 
5. Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы и никогда не оставляйте их без ответа. 
6. Не перебивайте ребёнка, не отворачивайтесь пока малыш, не закончит рассказывать – другими словами, не дайте заподозрить, что Вас мало интересует то, о чём он говорит. 
7. Давайте ребёнку перебирать крупы, играть с пуговицами, мелкими игрушками – это развивает пальцы рук, следовательно, и речь. 
8. Обращайте внимание детей на звуки и шумы с улицы, из другой комнаты, из кухни. Это развивает фонематический (речевой) слух. 
9. Ограничивайте время просмотра телевизора. Лучше смотрите телевизор вместе с ребёнком и обсуждайте с ним его впечатления от увиденного. 
10. Читайте с ребёнком художественную литературу – это приучает ребёнка слушать, быть усидчивым, беседуйте о прочитанном. 
11. Не критикуйте ребёнка даже с глазу на глаз, тем более не следует этого делать в присутствии посторонних. 
12. Не сравнивайте ребёнка с другими детьми. 
13. Играйте с ребёнком в разные игры. 
                                              Игры для развития речи детей 3-4 лет 
1. «Что бывает… .? Какое бывает? » 
Начните игру словами:
"Мягким может быть хлеб, а еще подушка, а еще мягким может быть… " и подождите, пока ребенок придумает свой вариант (хотя бы один). Если малыш не продолжает вашу фразу, закончите ее сами и предложите аналогичную - с еще одним признаком: любым другим или противоположным по значению, если это возможно (в данном случае: твердым бывает). 
Или наоборот:
"Мячик может быть большим или маленьким, красным, зеленым или желтым, резиновым или пластмассовым. А еще… " и так далее о других предметах или живых существах. 
"А может мячик быть одновременно мягким и жестким? Или одновременно большим и маленьким? "
Или так:
Что бывает круглое? Что бывает острое? 
Что бывает жидкое? Что бывает длинное? 
Что бывает пушистое? Что бывает твердое? 
Что бывает квадратное? Что бывает ароматное? 
Что бывает синее? И так далее… 
Играть в подобные словесные игры можно по дороге в детский сад или на площадку, сидя в машине или в очереди к врачу. 
Предложите ребенку задавать вам подобные задания. А вы время от времени допускайте ошибки, чтобы понять, насколько внимателен малыш или насколько хорошо он понимает суть игры и свойства предметов. 
2. «Что сначала, что потом»
Познакомьте ребенка с понятиями "сначала" и "потом" на наглядных жизненных примерах, с помощью детских книг, игр с карточками. 
Когда ребенок будет осознавать смысл этих слов, предложите ему продолжить фразы типа:
-сначала чай наливают, потом пьют
-сначала человек ложится спать, потом встает
-сначала самолет взлетает, потом… 
-сначала птичка откладывает яичко, потом… 
Естественно, чем младше ребенок, тем смысл фраз должен быть проще, понятнее ему. 
Пальчиковые игры
Срока белобока - эта старинная игра, однако, до сих пор популярна и любима малышами. 
(Водя пальцем по ладошке малыша) 
Сорока-белобока, кашку варила 
детей кормила 
(трогая каждый пальчик в отдельности) 
Этому дала, этому дала. 
А мальчику-спальчику (мизинцу) ничего не досталось
Пальчики-мальчики (поочередно загибая каждый пальчик, начиная с мизинца) 
Этот пальчик - в лес пошел 
Этот пальчик - гриб нашел 
Этот пальчик - леденец 
Этот пальчик - огурец 
Этот пальчик - много ест, оттого и молодец. 
Прогулка (начинаем большим и указательным по столу "шагая") 
Раз, два, три, четыре, пять, 
Мы пошли во двор гулять 
Тут увидели собаку, 
там увидели кота, 
А потом пришла корова - разбежались кто-куда. 
(Используйте известные стишки, собирая по одному пальчику в кулачок) 
Мы делили апельсин, 
Много нас, а он один, 
Эта долька - для ежа, 
Эта долька - для чижа, 
Эта долька - для крота, 
Эта долька - для бобра, 
А для волка - кожура! 
Он сердит на нас - беда! 
Разбегайтесь, кто - куда! 
И т. д. Или, наоборот, "запутывайтесь", произносите "неправильные" фразы, в которых нарушена последовательность действий или нарушен смысл:
сначала картошку надо бросить в суп, а потом помыть и почистить. И т. д. 
3. «Что будет, если… »
Еще одна устная игра. 
Вы задаете вопрос - ребенок отвечает. 
"Что будет, если я встану ногами в лужу? "
"Что будет, если в ванну с водой упадет мячик? Палка? Полотенце? Котенок? Камень? " и так далее. Затем меняйтесь ролями. 
4.«Что можно делать с? С чем можно делать…? »
Вы начинаете:
"Мячик можно кидать, катать, ронять, отбивать его ногой, ракеткой, а еще… ", "Воду можно пить, ею можно умываться, в ней можно плавать, а еще. " - ребенок продолжает. 
Или:
"Залезать можно на шкаф, на кровать, на лестницу… 
"Пить можно воду, молоко, сок, а еще… ".
Или:
Чай пьют, а печенье едят. 
На кровати лежат, а на стуле сидят. 
Рубашку шьют, а шарф … 
Котлеты жарят, а суп… и так далее. 
Когда суть игры станет понятной, пробуйте меняться ролями - ребенок начинает, вы продолжаете. 
5.«Кто что делает?».
Начало может быть таким:
"Солнышко - светит, сияет, греет, а еще… ."
"Машина - едет, гудит, светит… "
"Кошка - бегает, ходит, пьет, спит… "
Или называете два предмета или живых существа. Ребенок должен назвать общее для них действие:
И лягушка, и зайчик - прыгают. 
И птица, и муха летают. 
И снег, и лед - тают. 
Или много предметов на одно действие:
"Светит - солнышко, лампа, фонарь, фара, а еще … "
"Едет - машина, поезд, велосипед, … "
"Тает - мороженое, лед, … "
Чистоговорки
"да-да-да - в огороде лебеда", 
"ду-ду-ду - растут яблоки в саду", 
"ша-ша-ша - принесли домой ерша"
"ту-ту-ту - мы поедем в Воркуту"
"жа-жа-жа - есть иголки у ежа"
"чи-чи-чи - прилетели к нам грачи"
"жу-жу-жу - я на солнышке лежу". ну и так далее. 
Скороговорки
- Шла Саша по шоссе и сосала сушку. 
- Ехал Грека через реку, 
видит Грека - в реке рак, 
сунул Грека руку в реку, 
рак за руку греку - цап. 
- Карл украл у Клары кораллы, 
Клара у Карла украла кларнет. 
- На дворе трава, 
на траве дрова. 
На дворе трава, 
на траве дрова. 
- Кукушка кукушонку купила капюшон, 
надел кукушонок капюшон, 
как в капюшоне он смешон. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей по развитию речи детей

Рекомендации родителям по развитию речи детей...

Памятка для родителей по развитию речи детей.

В памятке даны методические рекомендации по развитию речи детей дошкольного возраста (комплексы артикуляционной гимнастики, упражнения для развития связной речи)...

Памятка для родителей по развитию речи детей. Буклет

Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в играх.       Используйте для этих занятий то, что ваш дошкольник видит вокруг, дома, на улице, в детском ...

Памятка для родителей по развитию речи детей

Памятка для родителей по развитию речи детей 1. Общее правило – чем больше Вы разговариваете с ребёнком, тем большему он научится.2. Продолжайте и дополняйте сказанное ребёнком – делайте его предложен...

Памятки для родителей по развитию речи детей дошкольного возраста и приобщению детей старшего дошкольного возраста к чтению.

Советы родителям по развитию речи детей.1.Разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой ,правильной. Разговаривайте   всегда спокойным то...

Консультация для родителей «Памятка для родителей по развитию речи детей».

Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. При помощи речи выражают свои потребности, рассказывают о своих чувствах и...

Консультация для родителей «Памятка для родителей по развитию речи детей».

Памятка для родителей по развитию речи в раннем возрасте...