Консультация для родителей "Пальчики помогают говорить"
консультация (младшая группа) на тему
Развитие мелкой моторики пальцев рук , повышает работоспособность у ребёнка, его внимание и умственную активность, стимулирует интелектуальную и творческую деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
paltsy_pomogayut_govorit.docx | 14.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
ТЕМА: "Пальчики помогают говорить"
Среди разнообразных игр, используемых в педагогическом процессе дошкольных учреждений, одно из ведущих мест по праву принадлежит играм-забавам, созданным на народном материале. Народные игры как средство воспитания подрастающего поколения получили самую высокую оценку со стороны таких выдающихся педагогов, как К.Д.Ушинский, Е.Н.Водовозова, Е.И.Тихеева, А.А.Симонович, В.И.Даль в труде "Пословицы русского народа" значительное место отводит скороговоркам, загадкам, приговоркам, считалочкам.
Игры-забавы в жизни детей дошкольного возраста играют весьма существенную роль. Содержащийся в них фольклорный материал способствует овладению родной речью, её выразительной лексикой. Запоминая слова потешек, приговорок, песенок, сопровождающие игры, дети развивают память, внимание, воображение. Народные игры помогают в нравственном воспитании детей, в частности учат верности и взаимопонимании. Вспомните например, известную игру-забаву "мальчик-пальчик"
Мальчик-пальчик, где ты был?
С этим пальцем в лес ходил,
С этим пальцем щи варил,
С этим пальцем кашу ел,
С этим пальцем песни пел.
У детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, у них нет нарушения слуха или поражения центральной нервной системы. В чем причина задержки речи? Если внимательно посмотреть на снимок головного мозга, то становится ясно, что двигательная речевая область, расположена рядом с двигательной областью, являясь её частью. Наблюдения показали, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная близко от речевой зоны. Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.
Проведенные исследования и наблюдения показали, что степень развития движений пальцев совпадает со степенью развития речи у детей. Для определения уровня развития речи с детьми с первых лет жизни провели такой опыт: просили ребенка показать один пальчик, два пальчика, три пальчика. Дети, которым удаётся повторить изолированные движения пальцами, хорошо говорят. И наоборот, если дети не говорят, то пальцы у них напряжены, сгибаются и разгибаются только все вместе или напротив. вялые, ватные и не делают отдельных движений. Таким образом, пока движения пальцев не станут свободными, добиваться развития речи у детей не удастся.
В чем же заключается связь движений пальцев и речи? Движения пальцев рук в ходе развития человеческого общества оказалось тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения были жесты, постепенно они стали сочетаться с возгласами, выкриками.
Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она ещё долгое время была связана с жестикуляторной речью.
Развитие движений пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Работу по тренировка пальцев можно начинать с детьми шести-семи месяцев. В этот период полезно делать массаж-поглаживание кистей рук в направлении от кончиков пальцев к запястью.
Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторики можно предложить: мозаику, всевозможные пирамидки, наборы колец различной величины для нанизывание их на стержень, цветные клубочки ниток для перематывания, пособие по застёгиванию пуговиц, наборы верёвочек для завязывания, наборы мелких игрушек для развития тактильного восприятия (узнавание предметов на ощупь), дощечки с накатанным слоем пластилина для вкладывания узоров из мелких камешков.
Пальчиковые игры не должны быть продолжительными, пять минут в день достаточно для того, чтобы стимулировать речевую функцию ребёнка.
Предлагаем несколько упражнений пальчиковых игр.
1. "Двое разговаривают" (согнуть обе руки в кулак, большие пальцы вытянуты вверх, приблизить их друг к другу).
2. "Ромашка" (соединить обе руки, прямые пальцы развести в стороны).
3. "Птички летят" (пальцами обеих рук производить движения вверх, вниз).
4. "Ножницы" (указательный и средний палец правой и левой руки имитируют стрижку ножниц).
5. При этом стишке можно сгибать пальцы, начиная то с большого, то с мизинца, то на правой, то на левой руке.
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик - прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уже уснул,
Тише пальчик не
Братиков не разбуди
Встали пальчики - "Ура!"
В детский сад идти пора!
Список используемой литературы: журналы "дошкольное воспитание"
№12 1955 г.
№10 1989 г.
№7 1990 г.
М.С. Рузина "Страна пальчиковых игр""
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Говорите правильно"
Не стоит повторять прописную истину о том, что любое общение, тем более с детьми, не допускает грубости, бестактности, и что овладение нормами речевого этикета – одна из важнейших составляющих коммуни...
Консультация для родителей "Говорите с ребенком правильно"
Речь не передается по наследству, ребёнок перенимает речь от окружающих. Поэтому так важно, чтобы взрослые в разговоре с малышом следили за своим произношением...
Консультация "Дышим правильно - говорим легко".
Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз....
Консультация "О чем говорить с ребенком в семье? Диалог или монолог?"
Уважаемые родители!Умеет ли ваш ребенок отвечать на вопросы своих сверстников, взрослых, обращаться с вопросами к ним? Умеет ли логично и последовательно рассказывать про свою деятельность...
Консультация: "Правильно ли говорит Ваш ребенок"
Консультация для родителей "Правильно ли говорит Ваш ребенок"...
Консультация "О чем говорят растения"
Отзвенели капели, отбурлили весенние ручьи, и открылась взору мокрая, черная земля. Вот тут-то и нужно начинать к ней приглядываться: что-то скажут нам просыпающиеся растения?...
консультация "Когда ребенок говорит неправду"
Консультация для родителей по формированию у детей нравственных качеств....