Речевое развитие детей раннего возраста
консультация по теме

Рекомендации по речевому развитию детей раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yasli._konsultatsiya_dlya_roditeley.docx84.36 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация учителя – логопеда

Развитие речи ребенка 1,5 – 2 лет

Развитие речи

Нормы
1,5 года — малыш знает 30—40 слов. 2 года — малыш знает 200—300 слов.

Что должно встревожить родителей
В словарном запасе малыша нет ни одного связного слова.

Как происходит развитие речи малыша с 1 года 6 месяцев до 2 лет
К полутора годам благодаря умению подражать число слов, произносимых малышом, увеличивается до 30—40. Но, как правило, даже знакомые слова он использует еще редко, предпочитая заменять их мимикой и жестами. В незнакомой обстановке ребенок обычно молчит. Произношение ребенка пока еще неправильное. Это или сокращенные слова, или своеобразные звукосочетания («чика» — качели, «кезон» — зонт и т. п.) После 1,5 лет словарный запас начинает бурно развиваться. Если вы правильно занимались со своим малышом, то у него улучшилось произношение, а количество усвоенных слов к 2 годам увеличилось до 200—300. Ребенок начинает говорить предложениями. Сначала они состоят из двух слов, а затем — из трех-четырех. К 3 годам ребенок начинает изменять слова в числе, роде и некоторых падежах. Малыш может рассказать по памяти коротенькое стихотворение. К двум годам речь малыша хотя и становится основным средством общения, однако еще далека от совершенства. Он употребляет названия лишь тех предметов и игрушек, с которыми постоянно играет, в его речи нет правильных грамматических связей между словами, отдельные слова произносятся нечетко, отсутствуют многие звуки.

Как развивать речь ребенка
- С помощью игрушек разыгрывайте и объясняйте несложные сюжеты. Например, кукла Вера пришла с прогулки, вымыла руки, села обедать. Пусть малыш тоже говорит в процессе показа.
- Вместе с малышом наблюдайте за птичками, за проезжающей машиной, за старшими детьми. Обязательно комментируйте увиденное.
- Усложните занятия с картинками. Дайте малышу парные картинки с изображением одинаковых предметов, но показывающие разные действия (кошка спит и кошка сидит) и состояния (девочка смеется и девочка плачет) или предметы разного размера (мячик большой и маленький). Предложите ребенку найти называемую картинку, сказать, что на ней изображено.
- Разучивайте с ребенком стихи.

О каких принципах обучения языку вам нужно помнить, чтобы ваш малыш успешно овладел речью
Так как вам приходится быть основными учителями языка для своего ребенка, вы можете влиять на этот процесс. Ваш малыш успешно овладеет речью, если в повседневном общении с ним вы будете учитывать следующие принципы обучения языку.
- Вы являетесь языковым и речевым образцом для своего малыша, ведь дети учатся языку, подражая, слушая, наблюдая и трогая руками. Ребенок будет обязательно говорить так, как говорят окружающие его люди — члены семьи. Если вы не верите, что малыш наблюдает и усваивает ваш язык, как-нибудь послушайте, как он играет в дочки-матери: «Ты будешь мамой, а я — папой». Вы услышите свой собственный тон, интонацию, привычные слова и выражения.
- Ваш ребенок постоянно изучает то, что он наблюдает, и понимает гораздо больше, чем он может сказать.
- Знакомство с речью должно проходить в приятной как для ребенка, так и для вас форме диалога. Ребенок успешнее всего усваивает язык в тот момент, когда взрослые внимательно слушают его, разговаривают, взаимодействуют с ним. Дети, чье мнение безразлично родителям, с трудом овладевают искусством общения.
- После того как вы задали ребенку вопрос, не торопите его с ответом. Так он скорее поймет, что беседа предполагает обдумывание речевых оборотов.
- Не говорите с ребенком на «его» языке. Манерная, нарочито искусственная с исковерканными словами, сюсюкающая речь тормозит развитие ребенка, и не только не стимулируется его стремление к овладению нормальным произношением, но еще более закрепляется детский язык. Но это не значит, что с маленькими детьми нужно говорить обязательно по-взрослому, используя сложные слова. Нужно приспосабливаться к речевым возможностям ребенка соответственно возрасту и употреблять наряду с обычными словами более легкие, такие как «мяу», «бай-бай» и т. п., постепенно, без особой задержки заменяя их более сложными, но доступными для подражания названиями («кошка», «спать»).
- Игнорирование взрослыми особенностей детской речи существенно осложняет успешное языковое развитие ребенка. Некоторые родители думают, что малышу не нужно помогать, что это бесполезно, ведь ребенок вырастет и сам научится говорить. Однако если члены семьи не будут учить его правильной речи, то возрастные особенности речи ребенка могут закрепляться и расширяться под влиянием несовершенной речи детского коллектива.
- Постарайтесь не поправлять речь ребенка, произнося: «Так не говорят», а просто повторите ту же фразу правильно. Иначе в другой раз малыш решит промолчать, боясь ошибиться.
- Если вы не понимаете, что лепечет ваш малыш, то постарайтесь выудить суть из его речи или предложите малышу альтернативу. Если, стоя у полки с игрушками, он говорит «онок», спросите: «Тебе нужен медвежонок или котенок?»
- Предоставляйте ребенку возможность проявить себя. Вопрос «Что ты сегодня делал?» позволит ему дать развернутый ответ, в отличие от вопроса «Ты катался сегодня на горке?», предполагающего лаконичное «да».
- Не включайте слишком громко радио и телевизор: фоновый шум вынуждает ребенка говорить громче и быстрее, а некоторые малыши в такой обстановке и вовсе предпочитают молчать.
- Не заставляйте ребенка общаться с незнакомыми людьми, так как многим малышам нужно время для того, чтобы освоиться с новым для них человеком.
- Если малыш взволнован, то, прежде чем он поделится с вами впечатлениями, предложите ему перевести дух и расположиться поудобнее. Тогда маленькому рассказчику будет легче справиться с эмоциями и сделать свое повествование понятным для окружающих.
- Дети намного лучше усваивают новые для них слова, если сразу понимают практическое назначение связанных с ними вещей или явлений. Поэтому, общаясь со своим ребенком, обсуждайте окружающий вас мир, проговаривайте свои действия и напоминайте ему названия уже знакомых предметов. Имейте в виду, что чем чаще повторяется слово, тем легче его запомнить!
- В помощь детям с задержкой речевого развития логопеды рекомендуют занятия, развивающие мелкую моторику, — оригами, лепка.
- Как бы ни радовали вас некоторые неологизмы ребенка, вы, его учителя и воспитатели, оказали бы ему очень плохую услугу, если бы оставили в его речи то или иное из сочиненных им слов. Как бы ни нравились вам слова «колоток» и «кусарик», следует тут же заметить ребенку: «Нужно сказать "молоток" и "сухарик"». Ваша задача заключается в том, чтобы скорее приблизить речь ребенка к речи взрослых. Не консервируйте в речи своего малыша для своего развлечения причудливую лексику (всевозможные «сердитки», «журчей», «блистенький» и «мокрессы»). Так вы будете тормозить развитие речи ребенка.

 

Игры, развивающие речь от полутора до двух летИгры, развивающие речь от полутора до двух лет

"Все обо мне"

Сделайте фотографии своего ребенка в разные моменты одного и того же дня. Наклейте их на отдельные листы плотной бумаги, сделайте отверстия в каждом листе и проденьте через них металлические кружки, чтобы получилась книга. Рассматривайте фотографии вместе с малышом и рассказывайте ему о том, что он делал в течение дня: одевался, ел, играл, выходил гулять, принимал ванну. Следуя таким образом за событиями дня, показывайте ребенку картинки, изображающие те или иные его действия. Вскоре вы заметите, что ваш ребенок самостоятельно рассматривает книжку и получает от этого массу удовольствия.

"Покажи картинку"

Дайте ребенку картинку и назовите нарисованный предмет. Побеседуйте о цвете нарисованного на них, о форме, назначении и т.п.Пусть это будет ботинок. Теперь попросите малыша дать вам картинку, на которой нарисован ботинок. Когда малыш поймет суть игры, введите в нее и другую картинку. Когда вы снова попросите малыша дать вам картинку, у него будет выбор между двумя изображениями и т.д.

"Поговорим о еде"

Кухня - чудесное место для совершенствования речевых навыков вашего ребенка. Когда ребенок начинает называть те предметы, которые ему особенно нравятся, его словарный запас возрастает. Поместите три разных кушанья из тех, которым он больше всего радуется, на поднос его высокого стула. Коснитесь каждого из них и назовите. Повторите названия, и пусть теперь ваш ребенок коснется их. Спойте песенку об этих трех видах еды на мотив, который вы сочтете наиболее подходящим.
Ой, как вкусно, ой, как вкусно, Есть печенье и изюм, Есть печенье и изюм.
Ой, как вкусно, ой, как вкусно, Пить оранжевый, как солнце, Апельсина сок до донца.
Ой, как вкусно, ой, как вкусно!! Все в животик твой идет, Тебе силы придает. Пойте такие песни обо всех блюдах, которые вы готовите.

"Бегом к дереву"

Вот уж что детишки этого возраста любят, так это бегать. Эта игра даст вашему ребенку возможность побегать и в то же время поможет усовершенствовать речевые навыки. Прогуливайтесь вместе с малышом по двору. Привяжите цветные ленты в двух или трех местах - к дереву, к двери, на каком-нибудь знакомом ребенку участке двора. Скажите малышу: "Я хочу побежать к дереву". Возьмите ребенка за руку и бегите к дереву. Потом бегите в другие места, всякий раз объясняя малышу, куда именно вы хотите бежать. Теперь пусть малыш один побежит к дереву, затем к двери и т.д. Ребенок будет восхищен, особенно если вы его очень похвалите, когда он достигнет места назначения.

" Игра с карманным фонариком"

Детишки любят эту игру, чрезвычайно полезную для развития речи. Затемните комнату и сядьте на пол, посадив ребенка себе на колени. Пусть свет фонарика медленно перемещается по всей комнате. Одновременно беседуйте с малышом о том, что в данный момент освещает луч фонарика. Дайте фонарик ребенку, и пусть он попробует перемещать луч фонарика по комнате. После того как вы поговорите с малышом о многих предметах - это могут быть дверь, пол, потолок, дверная ручка, картина на стене, стул, - начинайте другую игру. Скажите: "Раз, два, три, фонарик, гори!" При словах "фонарик, гори!" включите его и назовите предмет, который он осветит.

"Шевелящиеся пальчики"

Разуйтесь сами и разуйте ребенка. Покажите малышу, как шевелить пальчиками на ногах. Пойте стишок на какой-нибудь мотив:
Пальчик, пальчик, шевелись,
И согнись, и разогнись.
Шевелиться вам не лень
Час, и два, и целый день.
Пойте в том же духе о ногах, плечах, локтях, кистях рук, голове и т.д. Это очень поможет ребенку запомнить названия частей его тела.

"Разговор по телефону в машине"

Мобильный телефон стал в наши дни настолько популярен, что игрушечный телефон в машине будет вполне уместен. Когда малыш уже сидит в своем кресле, предложите ему позвонить кому-нибудь. Расскажите ребенку, куда вы едете, и подайте ему мысль предварительно позвонить: "Позвони бабушке и скажи ей, что мы скоро приедем". Подскажите ему, что именно следует сказать. Пусть он скажет, например: "Здравствуй, бабушка, мы будем у тебя через пять минут". Когда же вы направляетесь в магазин, в парк или забрать кого-нибудь из школы, сделайте вид, что разговариваете и ними по телефону из машины. Спустя некоторое время ваш малыш самостоятельно будет придумывать, что ему сказать по телефону.

"Занимательная беседа" в машине

Езда в машине идеально подходит для бесед с малышом, что очень полезно для развития его речи. Укажите ребенку на какой-нибудь знакомый ему предмет. Когда он назовет его, повторите это слово, но в законченном предложении. Если он сказал: "Собака", ответьте: "Это коричневая собака" или "Да, это большая собака". Назовите части салона машины: дверь, руль, сиденье и т.д. Всякий раз, когда ребенок повторит то или иное название, произносите в ответ целую фразу с этим словом. Ребенок впитает в себя ваши слова, которые позднее помогут ему самому составлять предложения.

Развитие речи

Развитие речи

Нормы
В 2—2,5 года ребенок имеет представление о числе один, может повторить две цифры (один и два) в правильной последовательности. Обозначает себя не только именем, но и личными местоимениями — «я», «мне». Знает значение предлогов в конкретной ситуации, т. е. понимает смысл вопросов типа «На чем ты сидишь?» и может ответить на них.
В период от 2,5 до 3 лет малыш использует в речи распространенные предложения, понимает, о чем говорится в сказке, начинает активно задавать вопросы (у него — возраст «почемучек»). Малыш понимает и правильно выполняет двухэтапную инструкцию («Сходи в спальню и принеси свою игрушку»). К трем годам словарь ребенка составляет 1200—1300 слов. В трехлетнем возрасте многие дети уже сравнительно хорошо говорят, правильно употребляют формы падежа, лица, времени, числа, воспринимают словосочетания и фразы как целое. В это время у детей наблюдается увлечение игрой словами, звуками. Создаются слова с «предметным» переосмыслением неясных слов: кусарики (сухарики), колоток (молоток), мазелин (вазелин). При общении ребенок использует почти все части речи. Часто употребляет глаголы и существительные, использует местоимения, предлоги, прилагательные и наречия. На третьем году жизни ребенок легко запоминает небольшие стихи, песни. Происходит совершенствование произношения, но многие звуки ребенок еще произносит неправильно ([р], [л], свистящие, шипящие). Важным моментом в формировании речи ребенка является способность различать звуки, которая формируется сравнительно медленно. В этом возрасте дети не различают слова «бак» и «мак». Детям бывает трудно различить сходные по звучанию звуки: п—б, б—н, с—з, м—н. Следите за речью своего малыша. Если у ребенка появятся признаки задержки в развитии речи, обратитесь за консультацией к отоларингологу и логопеду.

Что должно встревожить родителей
- ребенок не может строить простые фразы;
- малыш путает названия частей тела;
- у ребенка маленький словарный запас.

Если малыш еще не заговорил
Многие детки сталкиваются с трудностями, когда приходит время начинать говорить. Кто-то произносит только несколько звуков и не может освоить остальные, а кто-то упрямо говорит лишь «по-своему». Как правило, во всех других отношениях эти малыши развиваются хорошо.

В чем причина?
• Таким образом могут выражаться неполадки в работе нервной системы.
• Поинтересуйтесь, не было ли похожих случаев в истории семьи. Бывает, что маленькие молчуны наследуют эту особенность от родных.

Какая помощь потребуется малышу
• Между двумя и тремя годами дети активно наращивают свой лексический запас, и обычно даже самые упорные молчуны начинают говорить в 2,5 года. В противном же случае врач имеет все основания, чтобы поставить диагноз «задержка развития речи».
• Прежде всего вам необходимо убедиться, что у ребенка нет проблем со слухом. А потом перейти к освоению речи в доступной ему форме. На этом этапе лучшей тактикой может оказаться звукоподражание.
• Если вашему малышу исполнилось 2 года, а он еще не начал говорить, обратитесь к неврологу и логопеду, чтобы убедиться, что структуры его голосового аппарата, отвечающие за произношение звуков, не нарушены.

Как развивать речь ребенка
С двухлетним малышом нужно проводить специальные занятия по развитию речи:
• показывайте ребенку предметы и называйте их;
• называйте и показывайте действия с игрушками;
• показывайте и объясняйте картинки с изображением отдельных предметов и действий;
• рассказывайте малышу короткие стишки и заучивайте их вместе с ним;
• дети очень любят скороговорки и чистоговорки, выучите их вместе с ребенком и повторяйте почаще;

• приучите себя проговаривать все действия, которые вы совершаете с ребенком;

• научите малыша правильному дыханию и развивайте его артикуляционный аппарат;

• загадывайте загадки друг другу, они развивают воображение, наблюдательность и творческое мышление;

• обогащайте речь ребенка синонимами, омонимами и т. д.;

• играйте с малышом в игры-поручения («принеси», «найди») и др.;
• показывайте рисунки предметов с труднопроизносимыми звуками, учите его правильно их называть;
• в окружении ребенка должна звучать правильная четкая речь;
• давайте малышу прослушивать детские кассеты или компакт-диски со сказками, стихами, песнями в исполнении профессиональных артистов.

Помните о том, что слово-название, которое ребенок должен усвоить, нужно выговаривать выразительно, медленно, с паузами, повторяя много раз, и сопровождать соответствующими движениями. Малыш должен научиться понимать смысл речи не только при наглядной ситуации, но и вне ее.
Вам следует совершенствовать активную речь ребенка — обогащать словарь, пользоваться при разговоре всеми частями речи, правильно произносить звуки в словах; расширять пользование речью — уметь передать свои впечатления, задавать вопросы и отвечать на них; воспитывать навыки культурной речи — говорить негромко, не спеша, не размахивать при этом руками и др. Не только говорите с малышом о том, что он видит, воспринимает в данный момент, но и побуждайте его вспоминать о недавних событиях. Например: «На прогулке мы видели собачку. В саду собирали ягодки. Что еще мы делали?»


Игры для развития речи ребенка 2-3 лет

"Дудочка и свистулька" 

Для ребенка мир полон разнообразных звуков: одни можно получить, если постучать вон той штучкой, другие — только если в эту штучку дунуть. Извлекая звуки, ребенок тренирует выдох, познает причинно-следственные связи (дунул — получился звук). Начать можно со свистульки, поскольку для извлечения звука достаточно в нее просто дунуть. Выбирайте свистульки, которые нравятся ребенку внешне, удобны для его рук и с негромким свистом. В противном случае головная боль вам гарантирована. Дудочка предназначена для детей более старшего возраста. Она усложняет задачу для ребенка и одновременно с этим делает ее более интересной и занимательной. Ведь дудочка, обладая мелодичным звучанием, позволяет получать разные звуки. Пузыри мыльные и не только. Вашему ребенку они наверняка понравятся. Ведь их можно не только выдувать, но еще ловить, бегая за ними и хлопая в ладоши. Главное во всем этом, правильно дышать: вдох носом (рот закрыт), длительный выдох ртом.

"Свечи"

Огонь обладает магическим свойством притягивать внимание. Это прекрасная возможность поиграть с ребенком. Задуть свечку — для двухлетнего ребенка на самом деле не такая уж простая задача, как может показаться взрослому. Для этого ведь нужно сосредоточиться, набрать побольше воздуха, сложить губы трубочкой, да еще и дунуть не куда-нибудь, а именно на пламя свечки. Хвалите ребенка за каждую попытку, ведь научиться задувать свечку еще не самое сложное. Гораздо труднее малышу дуть на пламя так, чтобы оно не погасло. Для этого выдох должен быть плавным и долгим. Почему именно свечка? Просто ее огонек подскажет ребенку, что он все правильно делает. А еще можно дуть на свечу, потихоньку отходя от нее, увеличивая тем самым расстояние. Обязательно соблюдайте технику безопасности при обращении с огнем. Не оставляйте ребенка наедине с горящей свечой.

"Вата или пенопласт"

Возьмите небольшой кусочек ваты или пенопласта, положите на стол и просите малыша сдуть его. В эту игру интересно играть в компании. Задача — дунуть так, чтобы твой кусочек переместился как можно дальше. А с пенопластом можно затеять еще более интересную игру: возьмите кусочек пенопласта, воткнув в него зубочистку, сделайте из бумаги парус. Теперь осталось набрать воды в раковину, таз или ванну и дать старт морской регате. Вообще дуть нужно на всё, что попадается под руку, — это насколько хватит вашей фантазии.

"Кто дольше"

В этой игре очень простые правила. Например, кто дольше протянет звук «а», «у» или любой другой гласный.

"Повторяй за мной"

Формирует навыки правильного произношения, разбивает артикуляционный аппарат

Читайте ребенку короткие рифмовки и просите повторять за вами последний слог:

Ногу выше, шаг смелей — лей-лей-лей, лей-лей-лей.

Мы увидим листопад — пад-пад-пад, пад-пад-пад.

Милый зайчик не скучай — чай-чай-чай, чай-чай-чай.

"Проводи мишку"

Игра способствует развитию речи, умения ориентироваться в пространстве

Необходимый инвентарь: мягкая игрушка (например, мишка).

Возьмите в руки мишку и голосом игрушки скажите ребенку, что очень хотите познакомиться с домом, в котором живет ваша семья. Попросите ребенка проводить мишку и показать ему все самое интересное. Пойдите на кухню, пусть ребенок проводит мишку туда. На кухне голосом игрушки спрашивайте, как называются те или иные предметы, указывая на них (например, холодильник, плита, стол и т. д.) Интересуйтесь, для чего они нужны. Затем сходите с мишкой в другие комнаты.

"Голоса животных"

Игра способствует развитию речи, артикуляционного аппарата, знакомит с животным миром. Необходимый инвентарь: карточки с изображениями животных или игрушки-животные.

Покажите ребенку карточки с животными, рассмотрите их внимательно.

Расскажите малышу, где обитает то или иное существо, чем оно питается. Одновременно знакомьте ребенка с голосами и звуками животных. Очень полезно ходить в зоопарк или слушать голоса в записи. После этого можно проводить обобщающее занятие. Показывайте ребенку карточки и попросите назвать изображенных животных и вспомнить, кто какие звуки издает.

 воробей — чирикает (чирик-чирик)

 ворона — каркает (кар-кар)

 гусь — гогочет (га-га-га)

 индюк — кулдыкает (кулды-кулды)

 кабаны, свиньи — хрюкают (хрю-хрю)

 коза — блеет (ме-е-е)

 корова — мычит (му-у-у)

 кошка — мяукает (мяу-мяу)

 лошадь — ржет (и-го-го)

 лягушка — квакает (ква-ква)

 мышка — пищит (пи-пи-пи)

 осел — ревет (иа-иа)

 петух — поет, кукарекает (кукареку)

 пчела — жужжит (ж-ж-ж)

 слон — трубит (ту-у-у)

 собака — лает (гав-гав)

 тигр, лев — рычит (р-р-р)

 утка — крякает (кря-кря)

 филин — ухает (уху-уху)

"Угадай животное"

Игра способствует развитию речи, артикуляционного аппарата, знакомит с животным миром

Необходимый инвентарь: карточки с изображениями животных.

Это игра для дружной компании. Карточки переверните и, перемешав, сложите в кучку. Каждый участник по очереди достает карточку и озвучивает животное, которое там изображено, а остальные должны угадать, что это за животное.

"Кукла спит"

Игра способствует развитию речи, слуха

Необходимый инвентарь: кукла или мягкая игрушка.

Уложите куклу спать. Пускай ваш малыш покачает ее на руках, споет колыбельную, уложит в кроватку и укроет одеялом. Объясните ребенку, что пока кукла спит, вы будете говорить шепотом, чтобы не разбудить ее. Поговорите о чем-нибудь с крохой, задавайте вопросы, попросите что-нибудь рассказать (все это нужно делать шепотом). Ребенку может быстро надоесть, так что не затягивайте игру. Объявите, что кукле пора вставать и теперь вы можете разговаривать громко.

"Закончи слово"

Игра способствует развитию речи, памяти, внимания

Попросите малыша закончить слово, которое вы произносите. Например: доро-га, мага-зин, коло-бок. Если ребенку трудно сориентироваться, показывайте на предмет, который называете.

"Повтори за мной"

Предложите ребенку повторять за вами рифмованные строчки:

Птичка прилетела, песенку мне спела.

Девочка проснулась, сладко потянулась.

Солнышко садится, Маша спать ложится.

"Ошибалочка"

Игра способствует развитию речи, внимания

Задавайте малышу вопросы, предупредите его, что вы можете ошибаться.

 Яблоко и груши — это овощи? (Нет, это фрукты.)

 Ложка и тарелка — это посуда?

 Шорты и майка — это мебель?

 Ромашка и одуванчик — это деревья?

Усложняйте задания, называя предметы из разных тематических групп:

 Помидор и апельсин — это овощи?

"У меня зазвонил телефон"

Игра способствует развитию речи, пополнению словарного запаса

Поиграйте с малышом в «Разговор по телефону». В качестве телефона можно использовать любые предметы: кубики, палочки, детали от конструктора. По очереди изображайте звонок телефона. Поговорите с ребенком от своего имени, задавая простые вопросы. Меняйтесь ролями.

Разговаривайте от имени игрушек, животных.

"Чем заняться"

Поговорите с ребенком о том, что можно делать в лесу (гулять, отдыхать, слушать птиц...), на реке (купаться, нырять...). Пусть он придумает, что можно делать с цветами (нюхать, поливать...); что делает дворник (убирает, подметает...). Каждый раз задавайте вопросы так, чтобы при ответе ребенок использовал разные времена, числа, лица.

"Загадалки"

Игра способствует развитию речи, воображения

Загадайте предмет и, не называя самого объекта, опишите его свойства, расскажите, как он используется. Ребенок должен отгадать задуманный предмет. Затем наоборот ребенок загадывает, вы отгадываете. Например: высокий, стеклянный, из него можно пить сок или воду (стакан).

"Больше слов"

Игра способствует развитию речи, учит образовывать длинные слова

Попробуйте с ребенком одним словом назвать какой- нибудь признак или свойство предмета. Например, у зайчика длинные уши, значит, он — длинноухий, у папы глаза серые, значит, он — сероглазый.

"Кто есть кто?"

Игра способствует развитию речи, знакомит с основами формообразования имен существительных

Рассуждайте с ребенком о том, как называются животные-папы, животные-мамы и их детки. Например, папа — слон, мама — слониха, а их ребенок — слоненок и т. д.

"Скороговорки"

Скороговорок существует великое множество. Выбирайте те, которые соответствуют знаниям ребенка, смысл слов в которых он в состоянии понять. Проговаривайте скороговорку сначала сами, а потом вместе с ребенком. Обязательно обыгрывайте ее интонацией. Главное — не заставлять ребенка выговаривать, а сделать так, чтобы ему было интересно и хотелось произнести те же самые слова, что и вы. Для этого начните фразу скороговорки, а ребенок пускай закончит ее. Постепенно, когда ребенок выучит слова, увеличивайте скорость произношения.

 Течет речка, печет печка.

 У ежа ежата, у ужа ужата.

 Ткет ткач ткани на платки Тане.

 У редьки и репки корни крепки.

 Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

 От топота копыт пыль по полю летит.

 У перепела с перепелкой пять перепелят.

 У четырех черепашек по четыре черепашонка.

 Щиплет девочкам мороз ножки, ручки, ушки, щечки, нос.

 На дворе трава, на траве дрова. Раз дрова, два дрова, три дрова.

 «Расскажите про покупки!» — «Про какие про покупки?» — «Про покупки, про покупки, про покупочки свои».

 Ехал грека через реку. Видит грека — в реке рак. Сунул грека руку в реку. Рак за руку греку цап!

Ваш малыш очень скоро полюбит это веселое и увлекательное занятие.

Обязательно радуйтесь вместе с ребенком, хвалите его. Произнесите скороговорку сами и попросите его постараться сделать это лучше. Результат приятно удивит вас.

Интернет-ресурс http://medkarta.com/razvitie-rechi-rebenka-dvuh-let.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект «Речевое развитие детей раннего возраста с недостатками в психофизическом развитии средствами логоритмики»

Проект предполагает оказание своевременной систематической помощи детям раннего возраста с недостатками в психофизическом развитии средставми логоритмики. Практическая реализация этой идеи состоит во ...

Развитие пальчиковой моторики как средство стимуляции речевого развития детей раннего возраста

Вся история развития человека доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика была роль руки. Указывающее, очерчивающее, оборон...

Закономерности речевого развития детей раннего возраста и его взаимосвязь с развитием неречевых психических функций

Ранний возраст, а именно период до трёх лет, является наиболее важным и ответственным периодом для развития всех высших психических процессов, и особенно речи. Речь влечёт за собой развитие всех высши...

Рекомендации для родителей раннего возраста: «Речевое развитие детей раннего возраста»

В данном материале родителям детей раннего возраста даны рекомендации по речевому развитию детей и несколько правил, при соблюдении которых, у ребенка будет развиваться правильная речь....

Методическая разработка Активизация речевого развития детей раннего возраста при помощи игровой певческой деятельности. Сборник песен для детей раннего возраста.

Пение - важный вид деятельноти ребенка. Как же стимулировать самых маленьких открывать рот, воспроизводить звуки и наконец петь? Важно все: систематический подход, яркое, образное исполнение, наглядно...

Консультация для родителей в рамках ранней помощи "Признаки нарушений речевого развития детей раннего возраста"

Описаны в статье первые признаки речевых нарушений у ребёнка. Причины нарушения речи. Коррекция речевых нарушений....

Как не пропустить задержку речевого развития у ребенка. Нормы речевого развития детей раннего возраста. Консультация для родителей.

В данной статье описанны признаки задержки речевого развития на разных стадиях речевого онтогенеза. Необходимо знать основные этапы и условные нормы речевого развития детей раннего возраста. Почему ва...