Практикум по сенсорному развитию детей от 1 до 3 лет
материал на тему
Предварительный просмотр:
Практикум по сенсорному развитию детей от 1 до 3 лет
Специалисты утверждают, что ребенок появляется на свет с природными способностями познавать мир через восприятие предметов и явлений. Однако для полноценного развития природных способностей подрастающему малышу уже не хватает. Поэтому, в первые годы жизни ребенка необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы малыш мог тренировать способности своих органов чувств, а также совершенствовать их в дальнейшем.
Для этого необходимо использовать игры, направленные на сенсорное развитие ребенка, о которых мы сегодня и поговорим.
ЧТО ТАКОЕ СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ?
Сенсорное развитие (сенсорика) – это процесс формирования определенных представлений о свойствах предметов: их размере, форме, цвете, положении в пространстве, вкусах, запахах и т.д.
ВИДЫ СЕНСОРНЫХ ОЩУЩЕНИЙ
Сенсорные ощущения классифицируются на:
- визуальные (зрительные);
- осязательные;
- обонятельные;
- слуховые;
- вкусовые
Именно в соответствии с ними у ребенка формируются понятия о:
- размере;
- форме;
- цвете;
- тактильных ощущениях
- вкусе;
- запахе.
Именно ранний возраст является наиболее благоприятным для накопления и систематизации представлений об окружающем мире и совершенствовании деятельности органов чувств ребенка. Поэтому заниматься с ребенком нужно начинать как можно раньше.
Но насильно заставлять ребенка развиваться нельзя. Все занятия необходимо проводить в единственно доступной для его понимания форме – форме игры. Однако и игра не должна утомлять малыша, иначе он быстро утратит к ней интерес. Достаточно 5-7 минут для того, чтобы ребенок вынес из занятия что-то полезное для себя.
Сейчас вашему вниманию я представлю игры, направленные на развитие восприятия цвета, формы, размера и тактильных ощущений.
1. Формирование понятия о цвете. Разложите перед малышом кубики 4 основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий), показываем ребенку красный кубик и просим его выбрать такие же предмет «Дай такой же». Если ребенок дает кубик другого цвета: «Нет, не такой», рукой ребенка возьмите красный кубик.
Для игры можно использовать разнообразные предметы например: шарики, крупную мозаику, конструктор «Лего». Когда ребенок будет вам давать красные предметы, переходите к зеленому, затем к желтому, затем к синему цветам.
- Затем покажите ребенку карточку определенного цвета (из основных цветов) и предложить найти предметы такого же цвета.
- Затем закрепляйте представление ребенка о цвете в слове. «Давай построим красную башню» и т.д.
Для формирования понятия о цвете можно пользоваться любыми конструкторами, деревянными дидактическими играми, пособиями «Логические блоки Дьенеша», «Сложи узор».
2. Формирование понятия о размере.
- Разберите пирамидку и покажите, как она собирается, затем попросите кроху повторить ваши действия (начиная с 3 колец в пирамидке). Также можно использовать разнообразные стаканчики.
- Разберите матрешку и покажите, как она собирается, затем попросите ребенка повторить ваши действия (начиная с 2 матрешек)
- Положите перед ребенком две матрешки: большую и маленькую, говоря о большой матрешке, поднимите руки вверх, широко откройте глаза, поднимите брови и произнесите: О-о! Какая большая! Описывая маленькую матрешку, указательным и большим пальцами покажите: «маленькая», голос при этом должен быть тонким и тихим, выражение лица ласковым. Можно таким образом описывать мячи, кубики и другие предметы.
- Когда вы увидите, что ребенок понимает, где большие и маленькие предметы, закрепляйте представление ребенка о равзмере в слове: «Дай маленький мячик», «Давай соберем все маленькие мячики в корзину»или «Дай маленькую фигурку» , «Давай соберем все маленькие фигурки в корзинку» (например из блоков Дьенеша» и т.д..
3. Формирование понятия о форме.
- Учите ребенка совмещать фигуры с прорезью - это разнообразные вкладыши, доски Сегена, рамки Монтессори, Сортеры. В ходе игры малыши начинают понимать, что от умения определять форму зависит результат игры. Игры продаются в детских магазинах.
- Разложите перед малышом геометрические формы (круги и квадраты), показываем ребенку круг и просим его выбрать такие же предметы «Дай такой же». Если ребенок дает квадраты: «Нет, не такой», рукой ребенка возьмите круг.
Для игры можно использовать разнообразные игры: «Логические блоки Дьенеша», развивающее лото «Форма-цвет». Когда ребенок будет вам давать круги, переходите к квадратам, затем к треугольникам, затем к прямоугольникам.
- Затем покажите ребенку карточку с изображением геометрической фигуры (Например, круга ) и предложите найти такие же фигуры.
- Затем закрепляйте представление ребенка о форме в слове. «Давай соберем круги» и т.д.
4. Формирование тактильных ощущений.
- Прикасайтесь к руке ребенка предметами с разной текстурой (варежка, перышко, мочалка, игрушка и т.д.), описывая свойства предмета и ощущения от его прикосновения. Затем попросите ребенка закрыть глаза, повторите прикосновения, и предложите малышу угадать предмет, опираясь на ощущения от его прикосновения;
- Если ребенок знает, как выглядят овощи и фрукты, можно положить в непрозрачный пакет какой- либо фрукт или овощ. Дайте его малышу, пусть он попробует, не глядя и не доставая, на ощупь определить и назвать осязаемый им овощ или фрукт,
- Расскажите и покажите ребенку, как собираются пазлы из 2-3 частей. Попросите его самостоятельно собрать несложную картинку. Затем учите составлять разрезные картинки из 2-х частей (выбирайте картинки с белым фоном и разрезайте их пополам).
5. Формирование понятий о вкусе и запахе
Обращайте внимание в бытовых ситуациях на
- четыре вкуса (сладкий, горький, соленый, кислый);
и
- три типа запаха (сладкий, горький, свежий)
Буду рада, если, игры окажутся полезными для вас. Желаю успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Сенсорное развитие детей 2-3 лет" (игровой практикум)
Описание: данный материал будет полезен воспитателям дошкольных учреждений, родителям и просто заинтересованным людям. В предлагаемой методической разработке изложен материал проведения родительского ...
Семинар-практикум для воспитателей «Сенсорное развитие детей раннего возраста»
Обогащение представлений педагогов об особенностях сенсорного развития детей раннего возраста....
Семинар-практикум для родителей "Сенсорное развитие детей раннего возраста»
Сенсорное развитие детей раннего возраста» СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ ДЛЯ УСПЕШНЫХ РОДИТЕЛЕЙ...
Семинар-практикум для педагогов групп раннего возраста "Сенсорное развитие детей раннего возраста"
Цель:обогащение представлений педагогов об особенностях сенсорного развития детей раннего возраста....
Семинар-практикум "Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста в ДОУ"
Психолого-педагогические основы сенсорного развития детей раннего возраста. Проблемная ситуация: игрушки для сенсорного развития детей раннего возраста. Практикум игр по ...
Родительское собрание -практикум в средней группе на тему: «Сенсорное развитие детей среднего дошкольного возраста».
родители отправляются в страну сенсорику, выполняют задания по сенсорике....
Семинар-практикум для воспитателей по теме: «Сенсорное развитие детей среднего возраста посредством игр, сделанных своими руками»
перд воспитателями создать проблемную ситуацию, выполняя задания по сенсорике они ее выполняют....