Консультация для родителей "Развивайте познавательные интересы детей"
консультация на тему
Консультация для родителей "Развивайте познавательные интересы детей"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_rod_pozn_razv.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развивайте познавательные интересы детей.
При подготовке ребенка к школе большое значение имеет воспитание у него внутренней потребности в знаниях. Необходимость формирования у детей познавательных интересов убедительно доказывается результатами современных исследований, посвященных изучению особенностей образовательной работы с первоклассниками. Определенную категорию неуспевающих и недисциплинированных учеников составляют так называемые «интеллектуально пассивные» дети, для которых характерно отрицательное отношение к умственной работе, стремление избежать активной мыслительной деятельности. Причиной этого является несформированный в дошкольные годы познавательный интерес.
Стремление узнавать новое выяснить непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, желание вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения характеризуют развивающийся познавательный интерес. Основа познавательного интереса - активная мыслительная деятельности. Под ее влиянием ребенок оказывается способен к более длительной и устойчивой сосредоточенности внимания, проявляет самостоятельность при решении умственной или практической задачи. Переживаемые при этом положительные эмоции - удивление, радость успеха, в случае если проявили догадку, получил одобрение взрослых — создают у ребенка уверенность в своих силах.
Познавательный интерес связан с деятельностью памяти. (Легче запоминает и воспроизводит быстрее интересный материал). Условием возникновения познавательного интереса является установление связи между имеющимся опытом и вновь приобретенными знаниями, нахождение в привычном, хорошо знакомом предмете новых сторон, свойств, отношений. Разнообразие интересов побуждает ребенка попробовать свои силы в разных областях знаний, во многих видах деятельности. Между развитием интереса ребенка и его знаниями об окружающем мире существует взаимная связь. (С одной стороны - интерес побуждает ребенка к приобретению знаний. С другой - знания побуждают ребенка к размышлению). Прочные знания - основа активности ребенка. Они способствуют проявлению живого интереса к действительности.
Советуем родителям использовать каждую возможность для обогащения ребенка яркими впечатлениями об окружающей жизни. Очень полезно проводить с детьми прогулки и экскурсии. Не стремитесь объяснить и рассказывать ребенку обо всем, что он видит на прогулке, экскурсии, по телевизору.
Для развития интереса целесообразнее возбуждать его познавательную активность, стимулировать появление у него вопросов, стремление находить на них ответы посредством наблюдений, размышлений. Вы прогуливаетесь в лесу. Предложите определить, что изменилось в лесу со времени последнего посещения; задать вопросы и придумать загадки о том, что он видит; вспомнить и прочитать строки из выученных ранее стихотворений о природе.
Знакомя детей с окружающим миром, часто прибегайте к приему сравнения. Благодаря сравнению предметов, явлений действительности, ребенок глубже познает их, выделяет в них новые качества, свойства, что дает возможность по-иному взглянуть на то, что казалось ему знакомым. (На улице города можно сравнить виды транспорта: автобус и троллейбус, грузовую и легковую машину и др.). Какое было небо утро, отметить изменения. Побуждая ребенка к сравнению, мы повышаем его наблюдательность, обеспечиваем наиболее активное и сознательное усвоение знаний.
Познавательный интерес дошкольника отражается в его играх, рисунках, рассказах и др. видах творческой деятельности. Поэтому в семье следует создать условия для развития творческой деятельности (соответствующие игрушки). Интерес, осуществляемый в деятельности, становится стойким и осознанным. Если деятельность протекает успешно, то у ребенка усиливается желание заниматься ею, что благотворно сказывается на развитии у него познавательного интереса. Поощряйте занятия и игры. детей, относитесь к ним одобрительно, помогайте довести качественное дело до конца. Внимание родителей воодушевляет ребенка, а участие их в детских играх и занятиях особенно радует.
Ребенок часто спрашивает взрослых о том, что его волнует, просит почитать, рассказать. В семье обычно делают это. Однако, следует помнить, что для развития ребенка важно не только количество знаний, но и способ их усвоения. (Читая или рассказывая ребенку, не стремитесь к тому, чтобы он запомнил содержание произведения; побуждайте ребенка к самостоятельным рассуждениям, спрашивайте его, понравилось ли ему прочитанное или рассказанное, что он считает в нем главным, как поступил бы на месте того или иного героя, что узнал нового и т.д.)
Активность мысли и интересы ребенка проявляются в его вопросах. Они порождаются новым и неизведанным, всем тем, что вызывает у ребенка сомнение, удивление, недоумение. К детским вопросам необходимо относиться внимательно и бережно. Отвечать на них рекомендуется таким образом, чтобы поддержать и углубить любознательность и познавательные интересы ребенка. Встречный вопрос взрослого: «А ты как думаешь сам?» побуждает ребенка к самостоятельным размышлениям, укрепляет веру в свои силы.
Краткость, ясность ответа, его доступность пониманию дошкольника - этим должен руководствоваться взрослый, отвечая на детские вопросы. По возможности надо побуждать ребенка к дальнейшим наблюдениям и рассуждениям, к самостоятельному получению ответа на возникший вопрос.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: "Развивайте познавательные интересы детей".
При подготовке ребёнка к школе большое значение имеет воспитание у него внутренней потребности к знаниям....
Консультация для родителей«ПОДДЕРЖАНИЯ ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ К ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ»
Чтобы родители и педагоги стали единомышленниками в решении поставленных задач развития поисково-исследовательской деятельности детей, необходимо обеспечить единство и непрерывность педаго...
Консультация для воспитателей детского сада на тему "Формирование познавательного интереса детей раннего дошкольного возраста с использованием опытно-экспериментальной деятельности".
Данный материал поможет воспитателям детских садов организовать работу с детьми младшего дошкольного возраста по формированию познавательного интереса. В данной публикации описаны психологически...
Консультация на тему: «Формирование познавательного интереса детей раннего дошкольного возраста с использованием опытно-экспериментальной деятельности».
Умственное и психическое развитие ребенка невозможно без познавательной деятельности....
Консультация для родителей.«Развитие познавательных интересов детей дошкольного возраста»
Основа познавательного интереса -активная мыслительная деятельность ребёнка. Познавательный интерес связан с память и мышлением ребёнка, желание узнать что то новое , неизведанное....
Консультация для родителей на тему: «Метод проектов в ДОУ как способ развития познавательных интересов детей».
Консультация для родителей на тему:«Метод проектов в ДОУ как способ развития познавательных интересов детей»....
Консультация «Развитие познавательного интереса детей посредством организации экспериментальной деятельности».
Исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве. С самого рождения детей окружают различные явления живой и не живой природы. они с удовольствием играют с песком и водой, собирают ка...