Консультация для родителей младших групп "Если малыш не говорит"
консультация (младшая группа) на тему

Якене Ирина Николаевна

Консультация для родителей младших групп "Если малыш не говорит"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_esli_malysh_ne_govorit.docx16.89 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей младших групп

«Если малыш не говорит»

Якене Ирина Николаевна,

 учитель - логопед

МБДОУ «Детский сад №10 «Звездочка»

Для начала давайте разберемся в возможных причинах. Из-за чего же малыш может начать разговаривать позже сверстников?
• Перемены в жизни ребенка. У малыша режутся зубки или он приболел? Пошел в детский садик? А может, вы отправились в путешествие или даже переехали на постоянное место жительства в другую страну? Что ж, крохе нужно время, чтобы привыкнуть к новой ситуации, и освоение речи пока откладывается.
• Отсутствие потребности в речи. Такое может произойти в двух противоположных ситуациях. Во-первых, когда с малышом почти не разговаривают, и он много времени проводит перед телевизором или компьютером — общаться просто не с кем. Во-вторых, когда родители стремятся все сказать за ребенка, предугадать его желания по жестам и звукам — и тогда ему просто незачем вступать в общение.
• Отклонения в развитии. Есть ли они, может определить только врач на очном осмотре. И если все-таки нашлись отклонения, которые сейчас мешают ребенку заговорить, это не повод впадать в панику. От вас с малышом просто потребуется больше усилий, времени и терпения, чтобы освоить речь.
• Особые случаи. Могут быть и другие причины. Например, небольшая задержка развития речи нередко наблюдается у детей-билингвов, ведь они пытаются параллельно освоить сразу 2 языка. А близнецы часто изобретают свой язык, которого им достаточно для общения между собой. Им ни к чему торопиться осваивать «взрослую» речь.
И наконец, могут быть созданы все благоприятные условия для развития, малыш здоров, но по-прежнему не торопится разговаривать, это 
индивидуальная особенность его развития.

План действий

Что же стоит сделать в первую очередь, если вам кажется, что ребенок мало разговаривает?

Ознакомиться с нормами развития речи

Они помогут вам сориентироваться, действительно ли есть причины для беспокойства и малыш говорит маловато для своего возраста. А может, это только субъективное мнение бабушки или вы переживаете, что дочка подруги говорит больше. Вот несколько признаков, на которые стоит обратить внимание и которые должны вас насторожить.

Малыш в 1 год – 1 год 6 месяцев:
• не начал говорить никаких слов, кроме тех, которые вы слышали еще при лепете;
• не реагирует на словесную инструкцию, ориентируется только на показ;
• общается только с помощью жестов и отдельных возгласов.

1 год 6 месяцев – 2 года:
• не начал хорошо понимать обращенную к нему речь;
• плохо усваивает новые слова, к 2 годам говорит меньше 50 слов, не пробует связывать их в короткую фразу из 2 слов;
• продолжает добиваться своего с помощью жестов, возгласов, плача;
• перестал говорить те слова, которые произносил раньше.

Более 2 лет:
• не использует предложение;
• продолжает говорить с нечетким произношением, искажая знакомые слова;
• не чувствует ритм, мелодию, не запоминает короткие стихи.

Что же делать, если вы обнаружили, что малыш говорит значительно меньше, чем положено но нормам?

Обратиться к врачу

При любых подозрениях на задержку развития речи, первым делом стоит сходить на прием к специалистам: невропатологу, психологу и логопеду. Это поможет убедиться, что все в порядке, а при наличии проблем как можно скорее начать работать над причиной задержки речи под контролем врача. Разумеется, здесь очень важно найти квалифицированного специалиста, которому вы доверяете, и со здравым смыслом подходить ко всем его рекомендациям.

Регулярно заниматься и играть

А также много и с удовольствием общаться с ребенком, рассказывать обо всем, что вы видите и делаете. Не стоит только говорить без умолку, оставляйте ребенку возможность вставить словечко, даже если он пока в ответ молчит. В этом случае можно ему аккуратно помочь и озвучить ответ как бы от его имени: «Нравится тебе суп?», «Да, очень вкусно, спасибо!». Главное, чтобы диалог с ребенком не превращался в ваш монолог.

Выберите несколько любимых игр, где есть песенки, диалоги, где тренируются пальчики, и играйте время от времени. Даже если занятия не приносят быстрого результата, вы вносите очень полезный вклад в развитие ребенка. И ваши усилия обязательно принесут свои плоды.

Запрещенные методы

А вот чего делать не стоит.

Сравнивать с другими детьми

Мамы любят хвастаться друг другу успехами своих деток, и очень сложно удержаться и не сравнивать малыша со сверстниками (а также с братьями и сестрами в его возрасте). Занятие это не благодарное по многим причинам. Например, по наблюдениям педагогов, девочки начинают активно разговаривать в среднем раньше мальчиков, поэтому глупо было бы сравнивать их между собой. Помните и о том, что родители часто невольно приукрашивают достижения своих чад. Например, ребенок сказал первое слово в 10 месяцев, а родным и друзьям спустя какое-то время рассказывается, что он уже вовсю говорил в полгода. А главное, сравнение с другими детьми мешает вам любить и принимать малыша безусловно, отнимает много нервов и сил.

Попробуйте сказать себе «стоп». Ваш малыш уникален, он развивается в своем темпе, вы же можете немного помочь ему и просто любоваться тем, как он растет и взрослеет. Обязательно отмечайте успехи: «А вот этого слова неделю назад еще не было!» Можете вести дневник занятий, тогда прогресс будет для вас более наглядным.

Пускать на самотек

Если вы заметили отклонения в развитии речи малыша, пожалуйста, не откладывайте консультацию! Можно сколько угодно успокаивать себя, читать сообщения других мам на форумах и слушать советы из категории «надо просто подождать». Психика ребенка до 3 лет очень пластична. При своевременном начале занятий (до 3 лет) вы и ваш малыш достигнете гораздо больших результатов.

Зацикливаться

Когда ребенок подолгу не начинает ходить или говорить, мамы часто не могут ни о чем другом думать. Но как бы это ни было трудно, постарайтесь успокоиться и принять ситуацию. Ведь малыш очень чутко перенимает все ваши настроения, а постоянно напряженная обстановка в доме не способствует развитию. Ни в коем случае не ругайте, не попрекайте молчуна, не стоит часто приставать к ребенку «Ну скажи!». Просто с материнской мудростью и спокойствием продолжайте заниматься и выполнять указания врачей. Это драгоценное время вашей с малышом жизни не повторится, не стоит тратить его на переживания и слезы!

Ну что, удалось немножко разобраться в ситуации, своих переживаниях и определить план действий? И это уже немало, ведь мамино спокойствие и уверенность в успехе создают очень благоприятные условия для развития малыша. Помните: вы самая лучшая, заботливая и внимательная мама для своего малыша, и у вас все обязательно получится!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Музыка и малыши" (о влиянии музыкального воспитания на развитие детей младшего дошкольного возраста)

Данный материал содержит информацию о положительном воздействии музыки на развитие младших дошкольников, на формирование личности ребенка и охрану его здоровья....

Консультация для родителей младшего дошкольного возраста "Как же научить малыша играть?"

Данная консультация расширит знания родителей о значении игры в дошкольном возрасте....

Консультация для родителей младших групп "Музыка в жизни малыша"

Уважаемые коллеги, представляю Вашему вниманию консультацию для родителей младших групп "Музыка в жизни малыша".Цель: Рассказать родителям о значении музыки в жизни ребенка, проконсультирова...

Консультация для родителей «Наблюдения на зимних прогулках для малышей» Консультация для родителей младшей группы «Наблюдения на зимних прогулках для малышей».

Основное средство познания природы ̶ наблюдение. Наблюдения дают возможность познакомить детей с природными явлениями. С вашей помощью ребенок может познать законы, по которым живет природа.Во время н...

Консультация для родителей младшей группы "Развитие движений у малышей"

Движения – важное средство воспитания.Двигаясь, ребенок познает окружающий мир.Познание окружающего посредством движений наиболее всего отвечает психологическим и возрастным особенностям детей п...