Круглый стол "Многодетные семьи"
методическая разработка

Цицулина Олеся Михайловна

Цель мероприятия: Обеспечение ранней позитивной социализации детей дошкольного возраста, повышение психологической компетенции родителей в вопросах укрепления взаимоотношений в семье; возвращение в общество приоритета семейных ценностей и уважения к статусу многодетной семьи

Скачать:


Предварительный просмотр:

КРУГЛЫЙ СТОЛ  « МНОГОДЕТНЫЕ СЕМЬИ»

Цель мероприятия: Обеспечение ранней позитивной социализации детей дошкольного возраста, повышение психологической компетенции родителей в вопросах укрепления взаимоотношений в семье; возвращение в общество приоритета семейных ценностей и уважения к статусу многодетной семьи

Задачи:
1. Раскрыть роль многодетной семьи в профилактике социального сиротства
2. Обмен ценным родительским опытом в вопросах воспитания подрастающего поколения.
3. Повышение педагогической культуры родителей в области воспитания и развития детей; 
4. Развитие новых форм общественно-семейного взаимодействия.
5. Обогащение семейного досуга культурными мероприятиями.


На экране заставка названия круглого стола.

Оборудование: 
Свеча в подсвечнике
Грецкие орехи по количеству участников
Альбомные листы (для каждого участника) 
Цветные карандаши, фломастеры. 
Раздаточный материал с заданиями. 
Ход занятия

I. Орг. момент, мотивация, постановка целей 

Цель: мотивировать участников к активной работе на круглом столе через связь с жизненным опытом участников. 

- Здравствуйте, уважаемые родители! Наш круглый стол начнется не совсем обычно. Сейчас каждому из вас я раздам по одному грецкому ореху. Вам необходимо очень внимательно рассмотреть свой, найти его отличия, постараться запомнить его. 
- Каждый из вас нашел, чем же ваш орех отличается от других, хотя на первый взгляд все они одинаковые. Сейчас я соберу все орехи, перемешаю, а вам необходимо найти свой в этой корзине. (Участники выполняют задание).

- На первый взгляд, все орешки казались одинаковыми, но оказалось, что все они чем-то отличаются. Так и наши семьи. У каждой семьи есть черты, которые отличают их друг от друга, но есть и много общего. Что же общего у всех семей? Итак, семья – это… (я передам вам свечу, а вы по очереди, передавая её друг другу, скажите свое мнение. (Участники предлагают свои варианты) 

- Действительно каждый человек стремится создать семью, у каждого из нас понятие семьи свое, отличимое от другого. Как раз теме семьи и посвящен наш круглый стол. 

II. Основная часть

- Что же такое семья? И почему 7 я? (мама, папа, я, 2бабушки, 2 дедушки).
- «Семья» – это слово мы слышим каждый день и настолько к нему привыкаем, что порой даже не задумываемся, что это слово значит.
-А какую семью можно назвать счастливой? (там, где есть дети)

- А вот интересно, в какой семье проще и веселее жить: в большой многодетной или там, где один ребенок? (мнения родителей)
- Сегодня на нашем круглом столе присутствуют мамы многодетных семей которые поделятся с нами своим опытом и, может быть, кто-то из вас возьмет этот опыт себе на вооружение.

- Какие сказки о многодетных семьях вы знаете? (почти все русские народные, сказка Ершова В. «Конек-горбунок», А. Линдгрен «Три повести о малыше и Калсоне и другие).
Сказка обычно начинается так: «Было у отца три сына. Старший – умный был детина, средний был и так, и сяк, младший – вовсе был дурак». В народе бытует мнение, что каждый последующий ребенок – слабее своих старших братьев и сестер как физически, так и интеллектуально. Так ли это? (Обсуждение).

Обсуждение сопровождается слайдами, на которых дан материал по влиянию очередности рождения на развитие ребенка. 


- У каждого из вас лежит лист бумаги и карандаш. Разделите лист бумаги пополам по вертикали и напишите слева плюсы жизни в семье, где есть дети, а справа – минусы. Посчитайте количество отрицательного и положительного, подведите итог. Обсуждение.

- Не всегда в семье бывает гладко. Бывает шумно, и порой кажется, что вы сейчас сойдете с ума. Но бывают минуты, когда вы понимаете: «без своих детей вы просто никто!» 

Выступление многодетных мам. «Интервью»:
-Давайте сейчас послушаем наших многодетных мам. Расскажите, пожалуйста, какие минусы есть в том, что в семье много детей? Какие плюсы в этом? (1-я мама)
- С какими трудностями сталкивается семья, в которой много детей? (2-я мама)
- Как вы учите детей дружить? Что нужно делать, чтобы дети не ссорились? (3-мама)
- Чем занимаетесь с детьми в свободное время? (1-я мама)
-Как происходит распределение обязанностей в многодетной семье? (2-я мама)
- Есть ли в ваших семьях традиции? Как вы приобщаете детей к традициям? (все мамы делятся опытом)


На слайдах результаты анкетирования:
Анкета:
- Стоит ли хвалить малыша? Как часто это надо делать?
- Позволительно ли в ваших семьях малышу делать ошибки?
- Так ли важно слушать то, что говорить ваш ребенок?
- Насколько важно, чтобы у вашего ребенка был его личный уголок уединения? Есть ли такие уголки в многодетных семьях?
- Часто ли вы обнимаете своего ребенка?
- Насколько это важно – смеяться вместе с ребенком и шутить с ним?
- Играете ли вы со своими детьми? В какие игры? Насколько это важно для него? Насколько это важно для Вас?
- Есть ли у ваших детей возможность играть в шумные игры, в подвижные игры дома?
- Знаете ли вы любимую сказку вашего малыша? А любимую книгу? А фильм?

Вот вам несколько советов, что почитать вместе с вашими детьми (слайд):
• Астрид Линдгрен «Три повести о Малыше и Карлсоне»
• Анне-Катрине Вестли «Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик»
• Русские народные сказки

Мультфильмы и фильмы о многодетных семьях, которые вы можете посмотреть сами и со своими детьми (слайд):
• Осторожно, обезьянки
• Привет семье
• Однажды, двадцать лет спустя 
• Дети Дон-Кихота
• Реальный папа
• Мама (мюзикл)
• Усатый нянь
• Любовь и голуби
• Отцы и деды
- Когда вы последний раз смотрели мультфильм? Сейчас я предлагаю это сделать? (просмотр серии мультфильма «Осторожно, обезьянки»)

III. Итог.
Да, главное, чтобы в семье царили лад и дружба, взаимопонимание, доброта,…. – тогда и будет в этой семье все хорошо. Тогда и назовут ее счастливой. Но мы должны знать рецепт семейного счастья (слайд):
«Возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, плесните немного заботы, посыпьте понимание и уважением, подогрейте на искрах задорного детского смеха и украсьте семейными традициями»
А мы хотим подарить вам на память эти памятки!

Завершить нашу встречу хочу притчей  про большую дружную семью:

Жила-была на свете семья. Не простая семья. Более 100 человек насчитывалось в ней. Мало ли таких семей? Да, не мало. Но это семья была особая. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки. И решил он проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его порадовалась: чистота и порядок, красота и мир. Хорошо детям, спокойно старикам.
Удивился владыка и решил узнать, как добилась всего этого семья. Пришел он к старейшине. «Расскажи»,- говорит. Долго писал что-то на бумаге старейшина. А, когда написал, протянул владыке. Всего 3 слова были написаны на бумаге: «ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ» А в конце листа: « СТО РАЗ ЛЮБОВЬ, СТО РАЗ ПРОЩЕНИЕ, СТО РАЗ ТЕРПЕНИЕ».
-И все?
-Да, - отвечал старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.- И подумав, добавил: "И мира тоже".


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Круглый стол «Многодетные семьи» 1

Слайд 2

Что такое семья?

Слайд 3

СЕМЬЯ – это счастье, любовь и удача, СЕМЬЯ – это летом поездки на дачу. СЕМЬЯ – это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты. Рождение детей, первый шаг, первый лепет, Мечты о хорошем, волнение и трепет. СЕМЬЯ – это труд, друг о друге забота, СЕМЬЯ – это много домашней работы. СЕМЬЯ – это важно! СЕМЬЯ – это сложно! Но счастливо жить одному невозможно!

Слайд 4

Семья. Почему 7 «Я»? Семья – это мы, Семья – это я, Семья – это папа, и мама моя Семья – это бабушки две дорогие, Семья - и про дедушек мы не забыли Братишки, сестренки мои озорные… Семь – это тети и дяди Семья – это елка в красивом наряде Семья – это праздник за круглым столом, Семья – это счастье! Семья – это дом!

Слайд 5

Сказки О многодетных семьях

Слайд 6

Старший ребенок в семье часто отличается характером лидера и сильным стремлением к успеху. Нередко из таких детей вырастают перфекционисты , амбициозные люди, которые любят держать все под контролем. Они целеустремленные и всегда стремятся к признанию. + Если это о вас, то будьте осторожны со своей натурой, стремящейся к совершенству во всем. Помните, что другие люди могут не разделять вашу нацеленность на достижения, и будьте более терпимы к ним во время сотрудничества. Позволяйте другим хотя бы иногда управлять каким-то совместным проектом или ситуацией

Слайд 7

Если вы средний ребенок , то, наверняка, самый сложный из всех. Вы очень сообразительны и всегда оцениваете ситуацию с разных сторон. Это качество заставляет вас сочувствовать и заботиться обо всех. Некоторые думают, что средние дети часто вырастают со сложным характером, потому что им уделяли слишком много или слишком мало внимания. Однако, по словам исследователей, это не так. Средние дети в семье вовсе не злобные одиночки, они достаточно общительные личности и хорошие командные игроки. В дружбе им можно доверять больше остальных, они всегда поддержат и поймут. + Средние братья и сестры всегда умеют найти общий язык со всеми, однако они могут быть менее уверенными в себе, чем остальные.

Слайд 8

Из младших детей частенько вырастают любители рисковать, что не всегда заканчивается хорошо. Они чувствуют меньше страха перед спорными ситуациями, ведь у них всегда есть старшие брат или сестра, который присмотрит и поможет. Многие относятся к младшим, как к вечным малышам, которые настолько разбалованы всеобщим вниманием, что не в силах позаботиться о себе самостоятельно. Возможно, они действительно не очень любят брать на себя ответственность или помогать другим, но зато у них есть особенный дух независимости и желание идти своей дорогой. Из младших часто вырастают «революционеры», многие из них намеренно выбирают жизненный путь, совершенно противоположный тому, который выбрали их старшие братья и сестры, чтобы избежать конкуренции. + Таким людям стоит развивать в себе сочувствие к другим, умение помогать

Слайд 9

Дети из многодетных семей - такие дети вырастают терпеливыми и справедливыми. Конечно, большие семьи бывают разными. Но любящая и дружная семья может дать много полезных уроков каждому ребенку. При правильном воспитании дети здесь вырастают особенно терпеливыми, склонными к компромиссам, привыкшими, что со всеми нужно делиться. Во взрослой жизни эти дети будут успешно строить отношения с окружающими, потому что привыкли чувствовать потребности других и делиться с ними всем. С ними легко уживаются даже самые сложные личности.

Слайд 10

Плюсы и минусы многодетной семьи

Слайд 11

С какими трудностями сталкивается семья, в которой много детей?

Слайд 12

Как вы учите детей дружить? Что нужно делать, чтобы дети не ссорились?

Слайд 13

Чем вы занимаетесь с детьми в свободное время?

Слайд 14

Как происходит распределение обязанностей в многодетной семье?

Слайд 15

Есть ли в ваших семьях традиции? Как вы приобщаете детей к традициям?

Слайд 16

Результаты анкетирования: Стоит ли хвалить малыша ? – «Да» – 100% Как часто это надо делать? – по поступкам, если заслужил – 65% Часто и всегда –73% За хорошие поступки –5% За каждую победу –2% Если заслуживает –5% По мере усердия в любом деле - 2% За все, что получается, делает правильно – 2% За все хорошее – 2% По мере необходимости – 5% Редко –2% - Позволительно ли в ваших семьях малышу делать ошибки? Да, ответили - 96% Смотря каких - 2% Нет, ответил – 2%

Слайд 17

Результаты анкетирования: Так ли важно слушать то, что говорить ваш ребенок? «Да» – 100 % - Насколько важно, чтобы у вашего ребенка был его личный уголок уединения? Да, очень важно – 70% Ничего не ответили - 20% Если бы его не было, думаю, это не страшно – 6%. Не важно – 2% Не нужно вообще –2% Есть ли такие уголки в многодетных семьях? «Да» – 9 0 % «Нет» – 10%

Слайд 18

Результаты анкетирования: Часто ли вы обнимаете своего ребенка? «Да» – 95 % «Не так часто, как бы хотелось» – 5% - Насколько это важно – смеяться вместе с ребенком и шутить с ним? Очень важно, это счастье – 100 % Играете ли вы со своими детьми? « Да, ответили –93% Иногда –2% Редко –5% В какие игры? Догонялки, в машинки, прятки, пазлы , в конструктор, в мяч, подвижные, познавательные Сюжетно – ролевые ; X – бокс ; Лего ; Настольные, подвижные ; футбол, ш ахматы, шашки, компьютерные. Насколько это важно для него? Насколько это важно для Вас ? « Очень важно» – 100 %

Слайд 19

Есть ли у ваших детей возможность играть в шумные игры, в подвижные игры дома? Да, ответили –82% «Не всегда» –10% «Нет» –5% « Дома нет, но есть на даче» - 3% - Знаете ли вы любимую сказку вашего малыша? « Да» – 85% «Нет» – 15%

Слайд 20

А любимую книгу? Не читаю детям сказки – 5% Не знаю – 10 % Да , ответили – 85% Назвали любимые сказки: «Летучий корабль »; « Лисичка со скалочкой »;« Снегурочка»; «Приключения Незнайки »; « Колобок »; « Спящая красавица»; «Емеля »; « Три поросенка »; « Приключения Буратино»; « Лунтик »; « Золушка »; « Гуси – лебеди »; «Теремок» «Платье короля »; « Незнайка на Луне»; Сказки К. Чуковского, «Кот в сапогах», «12 месяцев», «Гуси-лебеди»,А. Барто А фильм (мультфильм) ? 55% назвали любимые фильмы детей: «Маша и медведь »« Летучий корабль »; Мультфильмы : « Барбоскины », « Смешарики »; « Хроники Нарнии »; « Босмолокосос ». « Маша и медведь», « Фиксики », « Барбоскины », «Ральф», «История игрушек», « Ну-погоди », « Халк », Дружба – это чудо», «Алиса в стране чудес», «Человек-паук », «Один дома».

Слайд 21

Вот вам несколько советов, что почитать вместе с вашими детьми: • Астрид Линдгрен «Три повести о Малыше и Карлсоне » • Анне-Катрине Вестли «Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик» • Русские народные сказки Мультфильмы и фильмы о многодетных семьях, которые вы можете посмотреть сами и со своими детьми : • Осторожно, обезьянки • Привет семье • Однажды, двадцать лет спустя • Дети Дон-Кихота • Реальный папа • Мама (мюзикл) • Усатый нянь • Любовь и голуби • Отцы и деды

Слайд 22

Рецепт семейного счастья: «Возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, плесните немного заботы, посыпьте понимание и уважением, подогрейте на искрах задорного детского смеха и украсьте семейными традициями»

Слайд 23

Жила-была на свете семья. Не простая семья. Более 100 человек насчитывалось в ней. Мало ли таких семей? Да, не мало. Но это семья была особая. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки. И решил он проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его порадовалась: чистота и порядок, красота и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка и решил узнать, как добилась всего этого семья. Пришел он к старейшине. «Расскажи»,- говорит. Долго писал что-то на бумаге старейшина. А, когда написал, протянул владыке. Всего 3 слова были написаны на бумаге: «ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ» А в конце листа: «СТО РАЗ ЛЮБОВЬ, СТО РАЗ ПРОЩЕНИЕ, СТО РАЗ ТЕРПЕНИЕ». -И все? -Да, - отвечал старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.- И подумав, добавил: "И мира тоже".

Слайд 24

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение центр развития ребенка-детский сад «Фантазия» Памятка для педагогов и родителей « Шпаргалка для взрослых, или правила работы с РАЗНЫМИ детьми»

Слайд 2

Не бывает трудных детей. Есть дети, которым трудно! Помогите им!

Слайд 3

Шпаргалка для взрослых или правила работы с гиперактивными детьми 1. Работать с ребенком в начале дня, а не вечером. 2. Уменьшить рабочую нагрузку ребенка. 3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки. 4. Быть драматичным, экспрессивным педагогом. 5. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха. 6. Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым. 7. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания). 8. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее. 9. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции. 10. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний. 11. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая но будущее. 12. Предоставлять ребенку возможность выбора. 13. Оставаться спокойным. Нет хладнокровия -нет преимущества!

Слайд 4

Шпаргалка для взрослых или правила работы с агрессивными детьми 1. Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка. 2. Демонстрировать модель неагрессивного поведения. 3. Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки. 4. Наказания не должны унижать ребенка. 5. Обучать приемлемым способам выражения гнева. 6. Давать ребенку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события. 7. Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей. 8. Развивать способность к эмпатии . 9. Расширять поведенческий репертуар ребенка. 10. Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях. 11. Учить брать ответственность на себя.

Слайд 5

Шпаргалка для взрослых или правила работы с тревожными детьми 1. Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость. 2. Не сравнивайте ребенка с окружающими. 3. Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию. 4. Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что. 5. Чаще обращайтесь к ребенку по имени. 6. Демонстрируете образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку. 7. Не предъявляйте к ребенку завышенных требований. 8. Будьте последовательны в воспитании ребенка. 9. Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний. 10. Используйте наказание лишь в крайних случаях. 11. Не унижайте ребенка, наказывая его.

Слайд 6

Кто-то, когда-то, должен ответить, Высветив правду, истину вскрыв, Что же такое - трудные дети ? Вечный вопрос и больной как нарыв. Вот он сидит перед нами, глядите, Сжался пружиной, отчаялся он, С миром оборваны тонкие нити, Словно стена без дверей и без окон. Вот они, главные истины эти: Поздно заметили… поздно учли… Нет! Не рождаются трудные дети ! Просто им вовремя не помогли. С.Давидович

Слайд 7

Источник информации — Лютова Е.К., Монина Г.Б., « Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными , агрессивными, тревожными и аутичными детьми »» , М.: Генезис, 2000.—192 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол "Счастливая семья-счастливый ребенок"

Педагогический совет родителям.Выступление заведующей.Вопросы для родителей.Вопросы для обсуждения.Подведение итогов....

Круглый стол для родителей "Здоровый образ жизни семьи - залог успешного воспитания ребёнка."

Реализация здоровьесберегающих  технологий в педагогическую практику.     Приобщение к сотрудничеству детей и родителей с воспитателем по физической культуре....

Круглый стол, как одна из форм взаимодействия с семьями СДС.

статью подготовила соц.педагог Петрова Н.И....

Семь Я.Круглый стол "Красна изба пирогами, а семья традициями"

Разговор о семье и о взаимоотношении в ней, о семейных праздниках и традициях....

Круглый стол "Семья и семейные традиции"

laquo;Традиция» переводится с латинского, как «передача», «преемственность». Семейные традиции — это духовная атмосфера дома, которую составляют распорядок дня, об...

Круглый стол «Семья, семейные ценности»

laquo;Дети – это живые цветы земли»...

Круглый стол «Семья и семейные традиции»

laquo;Семья – источник вдохновения,Где рядом взрослые и дети.В семье от всех невзгод спасение,Здесь друг за друга все в ответе!»...