Почему ребенок не говорит? Признаки алалии.Общие рекомендации родителям.
консультация (младшая, средняя, старшая группа) на тему

Имашева Айгуль Жумабековна

Малыш не стремится общаться с детьми и взрослыми, его речь значительно отличается от нормы, иногда ее просто невозможно понять. Хотя ребенок понимает все, что ему говорят, сам он разговаривает на одном ему понятном языке, нервничает, когда его просят сказать или повторить за взрослыми что-нибудь, молчит, или уходит.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons._priznaki_alalii.docx809.09 КБ

Предварительный просмотр:

Почему ребенок не говорит?

Признаки моторной алалии. Общие рекомендации родителям.

Малыш не стремится общаться с детьми и взрослыми, его речь значительно отличается от нормы, иногда ее просто невозможно понять. Хотя ребенок понимает все, что ему говорят, сам он разговаривает на одном ему понятном языке, нервничает, когда его просят сказать или повторить за взрослыми что-нибудь, молчит, или уходит.

Близкие и друзья наперебой спешат успокоить родителей такого ребенка, рассказывая, как кто-то «заговорил и в 5, и в 6  лет, и — ничего, не хуже других…».

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПРИ ПОДОЗРЕНИИ НА МОТОРНУЮ АЛАЛИЮ У РЕБЕНКА

  При малейшем подозрении на отставание детей в речевом развитии нужно немедленно предпринять несколько важных шагов:

  • Внимательно понаблюдать за своим ребенком, сравнить его речевые умения с таблицей показателей нормы появления детской речи.
  • Обследовать слух малыша у отоларинголога. Встречаются случаи, когда ребенку исправляли дефекты речи, а у него была никем не замеченная врожденная тугоухость.
  • Провести расширенное обследование у детского невропатолога, психоневролога. Проблемы речевого развития и патологии нервной системы тесно связаны друг с другом.
  • Получить консультацию опытного психолога – дефектолога.

ПРИЗНАКИ МОТОРНОЙ АЛАЛИИ:

  • Ребенку сложно повторить за взрослым движения губами или языком, потому что не понимает, как это можно сделать.
  • Ребенок не в состоянии повторить простые действия, показанные ему в определенной последовательности, не может запомнить порядок этих действий.
  • Ребенок не может самостоятельно переключиться из одного положения артикуляционной гимнастики к другому, например, улыбнуться, а потом показать язычок, ему приходится помогать себе руками.
  • Ребенок неуклюж и неловок, его пальчики с большим трудом выполняют точные движения (выкладывание фигур из мозаики, нанизывание предметов на шнурок, застегивание и расстегивание пуговок и т. д.).
  • У ребенка страдает внимание, он часто отвлекается, не может до конца дослушать инструкцию.
  • Поведение такого ребенка чаще заторможено, хотя иногда встречается и чрезмерная возбудимость.

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

Главные помощники мам и пап детей, которым при логопедическом обследовании поставили этот диагноз: детский невропатолог, логопед и психолог-дефектолог.

•        Не нужно бояться логопедической диагностики, с ее помощью специалист внимательно исследует все речевые проявления ребенка, наметит путь эффективной коррекции.

•        Медикаментозная терапия, прописанная невропатологом, поможет стимулировать процессы восстановления речевых зон мозга.

В сопровождении такой терапии эффективность занятий с логопедом и психологом значительно возрастает, поэтому было бы неразумно отказываться от предложенного врачом лечения.

•        Самая безответственная тактика – ожидание того, что ситуация разрешится сама собой, и ребенок вдруг заговорит. Каждый месяц промедления без коррекции в раннем дошкольном возрасте может стоить 1-2 лет в период школьного обучения. Причины моторной алалии и вызванные ею нарушения очень разнообразны, для коррекционной работы требуются значительные усилия по самым разным направлениям, поэтому медлить здесь недопустимо.

Между тем, если сочетать лекарственную терапию с коррекционной работой специалистов и перестроить общение родителей с ребенком в соответствии с их рекомендациями, во многих случаях можно добиться значительного прогресса и практически полностью исправить ситуацию.

РЕЧЕВАЯ СРЕДА ДЛЯ РЕБЕНКА - АЛАЛИКА

Не стоит перекладывать весь груз ответственности за развитие речи ребенка с моторной алалией на специалистов.

Главное, что ВЫ должны сделать – создать насыщенную речевую среду, изменить всю систему семейного воспитания.

Все режимные моменты (купание, кормление, умывание, наблюдение на прогулке за окружающим миром, одевание и раздевание) надо сопровождать своеобразными комментариями.

Вот пример такого проговаривания при умывании: «Мы с тобой идем мыть руки и лицо. Открывай кран. Молодец! Возьми мыло из мыльницы. Намыливай руки. Клади мыло обратно. Осторожно не урони, оно теперь скользкое. Помой ручки хорошо, они испачкались. Смывай мыло, пока руки не будут чистые. Теперь давай вымоем лицо. Водичка, водичка, умой мое личико.… Сложи ладошки ковшиком и набери воду. Три личико ладошками. Я помогу тебе закрыть кран. Стряхивай водичку и бери полотенце. Наше полотенце красное, а папино – синее. Вытирай ручки и лицо. Молодец, чисто умылся!»

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЧИ ВЗРОСЛЫХ ИЗ БЛИЖАЙШЕГО ОКРУЖЕНИЯ РЕБЕНКА

  • Свою речь надо строить из коротких и простых предложений, состоящих из 2-4 слов;
  • Желательно использовать различную интонацию, менять силу голоса;
  • Между фразами надо делать недлинные, но четко обозначенные паузы;
  • Словосочетания нужно повторять несколько раз;
  • Слова надо произносить четко, с выделением ударного слога;
  • К ребенку нужно обращаться как можно чаще, задавать ему вопросы.

Очень важно рассматривание предметов и игрушек вместе с малышом. Предмет нужно назвать, рассмотреть его, ощупать, произвести с ним действия. После многократного повторения в течение нескольких дней можно попросить ребенка принести предмет, или подать его, показать, как его нужно использовать. Так накапливается предметный словарь малыша, идет подготовка к освоению фразы.

ЧЕГО ДЕЛАТЬ НЕЛЬЗЯ

  • Совершено недопустимо принуждать ребенка к ответам на вопросы или к повторениям слов и фраз. Слова «Скажи!», «Повтори!» вообще не должны звучать в доме, где растет ребенок с моторной алалией. Это может вызвать у него отказ от речи, проявления негативизма.

И, тем более, недопустимо требовать от малыша назвать и сказать то, что в данный момент выходит за границы его возможностей.

  • Нельзя давать слишком много речевого материала, перегрузка приведет к появлению дополнительной речевой патологии – заикания. Не стоит повторять за ребенком неправильно произносимые им слова – заменители. Он должен слышать только правильно звучащую речь.
  • Речевой фон, звучащий около малыша, должен быть ясным, чистым и понятным ребенку. Постоянно работающий телевизор, музыка, заглушающая речь взрослых – все это создает шумовые помехи, мешающие детям с моторной алалией воспринимать слова и фразы взрослых, слышать себя.
  • Желательно дозировать пользование компьютером, просмотр мультфильмов, не посещать часто массовые мероприятия. Нервная система такого ребенка не должна подвергаться значительным перегрузкам.

И самое главное, чего ни в коем случае нельзя делать, — это опускать руки!

Пусть темпы освоения родной речи у детей с моторной алалией очень медленные, но в любом случае, при постоянно проводимой работе прогресс обязательно будет.

Нужно настроиться на то, что коррекция моторной алалии может занять несколько лет. Здесь очень важен оптимистичный настрой взрослых, их умение поддерживать своего ребенка, замечать и поощрять его малейшие успехи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ. СПЕЦИФИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ СО СВЕРСТНИКАМИ. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И СПЕЦИАЛИСТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

Восприятие эталонов семейных отношений, повседневного поведения родителей, бытовых отношений начинается уже в дошкольном возрасте. Ребенок стремится к знаниям, подражанию через многочисленные «з...

Рекомендация родителям "Тревожные признаки состояния глаз ребенка, на которые необходимо обратить внимание родителям"

В рекомендации описаны признаки состояния глаз ребенка, на которые стоит обратить внимание родителям....

методическая рекомендация "Почему ребенок плохо говорит"

Данная методическая рекомендация предназначена как для родителей, так и для педагогов....

Рекомендации родителям по теме недели «Осень. Признаки осени»

Рекомендации  родителям старшей группы по теме недели «Осень. Признаки осени» включая словесные игры....

Ребенок-манипулятор: как с ним справиться? Рекомендации родителям.

В каждой семье есть свои правила игры, и дети их принимают. Но иногда пытаются диктовать свои. А родители попадаются на этот крючок.Психологи предполагают, что в большинстве с...

Для родителей. Как рассказать ребенку о трех признаках? Как найти три признака.

Консультация для родителей о том как объяснить ребёнку...