Дети у экрана
консультация на тему

Курова Татьяна Анатольевна

     ,В  наши  дни  телевизор и   всевозможные  гаджеты  прочно  вошли  в  жизнь    детей. Во  многих  семьях, как  только  ребенок  научится  сидеть, его устраивают  перед  экраном  телевизора, который  все  больше  заменяет  бабушкины  сказки, мамины  колыбельные, разговоры с отцом… Можно  сказать,  экран  становится  главным  воспитателем  детей.  К  сожалению, такое  времяпрепровождение вполне  устраивает  не  только  детей, но и  их  родителей. И  в  самом  деле, ребенок  не  пристает, не  подвергается  какому-либо  риску, и в тоже  время  получает  впечатления, узнает  что-то  новое. Однако  это, казалось бы, безопасное  занятие  может повлечь  за собой грустные последствия. Во-первых, конечно, это нарушение  зрения, дефицит движения, испорченная  осанка. Во-вторых,  отражается  не лучшим  способом на психическом  развитии. В  настоящее  время, эти  последствия  становятся  все более очевидными.

Одно из них – отставание в развитие речи.  В  последнее годы, и родители, и педагоги часто обращают внимание на задержку речевого развития. Специальная логопедическая помощь нужна практически  каждой группе детского  сада. Однако причем  здесь  телевидение?  Ведь ребенок, сидящий у экрана, постоянно  слышит  речь. Разве это не способствует речевому развитию? Какая разница, кто говорит с ребенком – взрослый  или  герой  мультфильма? Огромная разница. Речь – это не подражание чужим словам и не запоминание речевых штампов. Овладение речью в раннем  возрасте происходит только в живом, непосредственном  общении, когда  малыш не  только  слушает  чужие слова, но и отвечает другому человеку, когда  он включен в диалог. Причем включен не только слухом и артикуляцией, но всеми своими действиями, мыслями и чувствами.

Речевые звуки, не обращенные к малышу лично и не предполагающие ответа, не затрагивают его волю, не побуждают к действию и не вызывают каких-либо образов. Они остаются «пустым звуком». Речь, исходящая с экрана остается малоосмысленным набором чужих слов. Поэтому дети предпочитают молчать, а изъясняются криками или жестами. Речь – это не только средство общения, но и средство мышления, воображения, овладение своим поведением, средство осознания своих переживаний, себя в целом.  Как следствие, многим из них стало трудно воспринимать информацию на слух – они не могут удержать в памяти предыдущую фразу и связать отдельные  предложения. Слышимая речь не вызывает у них каких-либо образов и устойчивых впечатлений. По этой причине им трудно  читать: понимая  отдельные  слова и короткие предложения, они не способны удерживать их в памяти, в результате не понимают  текста в целом. Поэтому детям неинтересно, скучно читать даже самые хорошие  книги.

Еще один факт – у детей  резко снижается фантазия, творческая активность. Они теряют способность и желание чем-то занять себя. Не прилагают усилий для изобретения игр, сочинения сказок, для создания собственного воображаемого мира. Им скучно рисовать, конструировать, придумывать новые сюжеты. Их ничего не интересует и не увлекает. Замечено, что общение со сверстниками становится все более поверхностным и формальным: им не о чем  разговаривать, спорить, нечего обсуждать.

Но, пожалуй,  самое явное свидетельство нарастания внутренней  пустоты – детская жестокость и агрессивность.

Но неужели всему виной телевизор, и  всевозможные галжеты?  Да,  если речь идет о маленьком ребенке, не готовом адекватно воспринимать информацию с экрана. Когда домашний экран поглощает все силы  и  внимание  малыша, подменяет  собой  общение  с  близкими  взрослыми, он, безусловно, оказывает мощное  деформирующее  влияние на  становление  психики  и  личности  растущего  человека. Последствия  и  масштабы  этого  влияния  могут  сказаться  значительно  позже  в  самых  неожиданных  областях.

Детский  возраст – период  наиболее  интенсивного  становления  внутреннего  мира, формирование  личности. Изменить,  или  наверстать  упущенное  в  этот  период  в  дальнейшем  практически  невозможно.
Главное  право  ребенка- право  на  детство, на  полноценное  проживание всех  возрастных  периодов. Сажая  дошкольника  перед  экраном  освобождая  себя от  утомительных  занятий  с  ним, взрослые  лишают  его  этого  права  и  нарушают  основной  закон  развития  психики  ребенка.  Суть  закона  в  том, что  становление  внутреннего  мира  ребенка  происходит  в  его  совместной  жизнедеятельности    со  взрослыми.

Полноценное  человеческое развитие ребенка  возможно  только в  интенсивном  и  непрерывном  общении с  близкими  взрослыми. Никакие  технические  средства, никакие, даже  самые  совершенные  и  приспособленные  для  детей  не  могут  заменить  живого человека, не  могут  открыть  культурный  смысл  окружающих  вещей. Если  же  ребенок  в  раннем  возрасте  лишен  полноценного  общения  со  взрослыми, этот  смысл, а  вместе  с ним  и  вся  человеческая  культура  остаются  закрытыми. Чужими, невостребованными. а  внутренний  мир  ребенка – пустым.  Все  эти  хорошо  известные  истины  многократно  подтверждены  не  только  научными  исследованиями, но и жизненными  фактами.

Сказанное  выше  не  означает  отключить  СМИ  из  жизни  и  воспитания  детей. Вовсе  нет. Это  невозможно  и  бессмысленно.  Но  подключать  детей  к  информационной  технике  можно  только  тогда, когда  они  готовы  к  ее  использованию  по  назначению, а не  властным  хозяином  над  их  душами.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

,В  наши  дни  телевизор и   всевозможные  гаджеты  прочно  вошли  в  жизнь    детей. Во  многих  семьях, как  только  ребенок  научится  сидеть, его устраивают  перед  экраном  телевизора, который  все  больше  заменяет  бабушкины  сказки, мамины  колыбельные, разговоры с отцом… Можно  сказать,  экран  становится  главным  воспитателем  детей.  К  сожалению, такое  времяпрепровождение вполне  устраивает  не  только  детей, но и  их  родителей. И  в  самом  деле, ребенок  не  пристает, не  подвергается  какому-либо  риску, и в тоже  время  получает  впечатления, узнает  что-то  новое. Однако  это, казалось бы, безопасное  занятие  может повлечь  за собой грустные последствия. Во-первых, конечно, это нарушение  зрения, дефицит движения, испорченная  осанка. Во-вторых,  отражается  не лучшим  способом на психическом  развитии. В  настоящее  время, эти  последствия  становятся  все более очевидными.
Одно из них – отставание в развитие речи.  В  последнее годы, и родители, и педагоги часто обращают внимание на задержку речевого развития. Специальная логопедическая помощь нужна практически  каждой группе детского  сада. Однако причем  здесь  телевидение?  Ведь ребенок, сидящий у экрана, постоянно  слышит  речь. Разве это не способствует речевому развитию? Какая разница, кто говорит с ребенком – взрослый  или  герой  мультфильма? Огромная разница. Речь – это не подражание чужим словам и не запоминание речевых штампов. Овладение речью в раннем  возрасте происходит только в живом, непосредственном  общении, когда  малыш не  только  слушает  чужие слова, но и отвечает другому человеку, когда  он включен в диалог. Причем включен не только слухом и артикуляцией, но всеми своими действиями, мыслями и чувствами.

Речевые звуки, не обращенные к малышу лично и не предполагающие ответа, не затрагивают его волю, не побуждают к действию и не вызывают каких-либо образов. Они остаются «пустым звуком». Речь, исходящая с экрана остается малоосмысленным набором чужих слов. Поэтому дети предпочитают молчать, а изъясняются криками или жестами. Речь – это не только средство общения, но и средство мышления, воображения, овладение своим поведением, средство осознания своих переживаний, себя в целом.  Как следствие, многим из них стало трудно воспринимать информацию на слух – они не могут удержать в памяти предыдущую фразу и связать отдельные  предложения. Слышимая речь не вызывает у них каких-либо образов и устойчивых впечатлений. По этой причине им трудно  читать: понимая  отдельные  слова и короткие предложения, они не способны удерживать их в памяти, в результате не понимают  текста в целом. Поэтому детям неинтересно, скучно читать даже самые хорошие  книги.

Еще один факт – у детей  резко снижается фантазия, творческая активность. Они теряют способность и желание чем-то занять себя. Не прилагают усилий для изобретения игр, сочинения сказок, для создания собственного воображаемого мира. Им скучно рисовать, конструировать, придумывать новые сюжеты. Их ничего не интересует и не увлекает. Замечено, что общение со сверстниками становится все более поверхностным и формальным: им не о чем  разговаривать, спорить, нечего обсуждать.

Но, пожалуй,  самое явное свидетельство нарастания внутренней  пустоты – детская жестокость и агрессивность.

Но неужели всему виной телевизор, и  всевозможные галжеты?  Да,  если речь идет о маленьком ребенке, не готовом адекватно воспринимать информацию с экрана. Когда домашний экран поглощает все силы  и  внимание  малыша, подменяет  собой  общение  с  близкими  взрослыми, он, безусловно, оказывает мощное  деформирующее  влияние на  становление  психики  и  личности  растущего  человека. Последствия  и  масштабы  этого  влияния  могут  сказаться  значительно  позже  в  самых  неожиданных  областях.

Детский  возраст – период  наиболее  интенсивного  становления  внутреннего  мира, формирование  личности. Изменить,  или  наверстать  упущенное  в  этот  период  в  дальнейшем  практически  невозможно.
Главное  право  ребенка- право  на  детство, на  полноценное  проживание всех  возрастных  периодов. Сажая  дошкольника  перед  экраном  освобождая  себя от  утомительных  занятий  с  ним, взрослые  лишают  его  этого  права  и  нарушают  основной  закон  развития  психики  ребенка.  Суть  закона  в  том, что  становление  внутреннего  мира  ребенка  происходит  в  его  совместной  жизнедеятельности    со  взрослыми.

Полноценное  человеческое развитие ребенка  возможно  только в  интенсивном  и  непрерывном  общении с  близкими  взрослыми. Никакие  технические  средства, никакие, даже  самые  совершенные  и  приспособленные  для  детей  не  могут  заменить  живого человека, не  могут  открыть  культурный  смысл  окружающих  вещей. Если  же  ребенок  в  раннем  возрасте  лишен  полноценного  общения  со  взрослыми, этот  смысл, а  вместе  с ним  и  вся  человеческая  культура  остаются  закрытыми. Чужими, невостребованными. а  внутренний  мир  ребенка – пустым.  Все  эти  хорошо  известные  истины  многократно  подтверждены  не  только  научными  исследованиями, но и жизненными  фактами.

Сказанное  выше  не  означает  отключить  СМИ  из  жизни  и  воспитания  детей. Вовсе  нет. Это  невозможно  и  бессмысленно.  Но  подключать  детей  к  информационной  технике  можно  только  тогда, когда  они  готовы  к  ее  использованию  по  назначению, а не  властным  хозяином  над  их  душами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

У голубого экрана. (утренник посвященный дню 8 марта для детей старшей группы)

Сценарий "У голубого экрана". Праздник посвященный Международному женскому дню.Для детей сраршей группы. Под музыку дети заходят в зал. Песня «Наши мамы» выполняют движения. И выстраиваются на полукр...

Советы родителям. Дети у экрана.

Родителям о воспитании детей.В наши дни телевизор, видеомагнитофон, компьютер прочно вошли в жизнь малышей.Экран становится главным воспитателем ребенка. По данным ЮНЕСКО, около 4-х часов в день,...

РЕБЁНОК ОКОЛО ЭКРАНА ТЕЛЕВИЗОРА. Анкета для родителей «Ребёнок у экрана».

В наши дни, телевизор, компьютер прочно вошли в жизнь малышей. Экран телевизора заменяет мамины сказки, бабушкины колыбельные.Экран становится главным воспитателем ребенка. Однако, такое безопасное за...

Консультация для родителей "Дети у экрана"

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «РЕБЕНОК У ЭКРАНА»В наши дни телевизор, компьютер прочно вошли в жизнь малышей. Во многих семьях, как только ребенок начинает сид...

Консультация для родителей «Ребенок у экрана» Анкета для родителей «Ребенок у экрана»

Консультация для родителей «Ребенок у экрана» Анкета для родителей «Ребенок у экрана»В наши дни телевизор, компьютер прочно вошли в жизнь малышей. Во многих семьях, как то...

Консультация для родителей «Дети у экрана»

Влияние телевизора и компьютера на здоровье  детей....