Консультация для родителей «Загадки в жизни ребёнка дошкольного возраста»
консультация (старшая группа) на тему
На протяжении дошкольного детства дошкольник стремиться узнать, рассказать, составить рассказ об увиденном.
Порой забываем про народные формы фольклора, их поэтичность, красоту и многообразие языка.
С помощью загадки мы узнаём мудрость русского народа. В них он просто и красочно выразил свой труд, своё отношение к окружающему миру, к явлениям природы, к животным, к птицам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для родителей «Загадки в жизни ребёнка дошкольного возраста» | 312.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида № 28 «Соловушка»
Муниципального образования город Новороссийск
353907,г. Новороссийск, ул. Анапское шоссе 21, тел. 21-15-56
Консультация для родителей
«Загадки в жизни ребёнка
дошкольного возраста»
Подготовила: Попова Н.А.
Воспитатель МБДОУ №28
г. Новороссийск, 2017г.
Ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как малые фольклорные жанры. Среди этих сокровищ устного народного творчества загадка занимает особое место.
Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей понимание образной стороны речи.
Все практики отмечают многостороннее влияние на речь детей загадывания и отгадывания загадок. Ценность этого метода состоит, с одной стороны, в том, что он позволяет эффективно упражнять ум, развивать мыслительные способности, углублять и уточнять знания о предметах и явлениях. С другой стороны, загадки помогают детям проникнуть в образный строй русской речи, овладеть выразительными средствами языка. Загадка определяется как образное, картинное описание характерных признаков предметов и явлений.
Отгадывание загадок предполагает наличие представлений о целом ряде предметов и явлений. Играя в загадки, ребёнок как бы сдаёт экзамен – хорошо ли он уже познакомился с окружающим миром?
Загадка заставляет ребёнка всматриваться в окружающую действительность, быть наблюдательным, уметь сосредоточить внимание на каком-то предмете или на слове, которое называет его, на звуке, который помогает отгадать загадку. Ребёнок учится находить поэзию в самых простых вещах. Каждая новая загадка, разгаданная ребёнком, становится очередной ступенькой в развитии его мышления и речи. Коллективное отгадывание загадок с последующим их обсуждением даёт возможность взрослым (педагогам, родителям) формировать у ребёнка коммуникативные способности.
Способы построения загадки разнообразны. Чаще загадка строится на перечислении признаков предмета, явления (величина, форма, цвет, вкус, звучание, движение и т. д.) .Чтобы отгадать загадку, нужно быть хорошо знакомым с признаками предмета, уметь их выделять, связывать по ассоциации с другими, не названными в загадке. Надо уметь наблюдать явления в развитии, в сложных и многообразных связях, это помогает построению правильных суждений и умозаключений.
Изобразительно-выразительные средства загадок богаты и разнообразны:
- употребление слова в переносном значении (внешний вид, общее назначение, частные признаки предметов) ;- сопоставление с человеком (олицетворение, иногда используются личные имена;
- многозначность слова;
- применяются эпитеты и сравнения.
В загадках также могут сочетаться различные изобразительно-выразительные средства.
Условия отгадывания:
- системность в наблюдении (за листьями, за ягодами) ;- понимание содержания загадки;
- обучение объяснению и доказательству отгадки;
- проведение опыта (например, снег) ;- дидактические игры («Кому что нужно», «Что для чего нужно», «Что из чего сделано») ;- непосредственные действия с предметами в труде, в игре (название предмета, части предмета, материал из которого сделан предмет) Приемы отгадывания:
- выделение указанных в загадке признаков неизвестного объекта, т. е. проведение анализа;
- сопоставление и объединение эти признаков, с целью выявления возможных между ними связей, т. е. проведение синтеза;
- на основе соотнесенных признаков и выявленных связей формулирование вывода (умозаключение, т. е. отгадывание загадки.
Дети очень любят загадки, всегда внимательно их слушают, активно принимают участие в поиске ответа. Такая малая форма устного фольклора, как загадки, развивает любознательность, реакцию, внимание, речь, память, чувство музыкального и поэтического ритма, креативность мышления и даже чувство юмора.
Существует несколько видов загадок.
Например:
1)Обычные загадки знакомят детей с окружающим их миром, расширяют кругозор ребят, тренируют находчивость и сообразительность, наблюдательность и память. В загадках раскрываются признаки предметов или явлений, сходство их с другими.
2)Загадки-шутки - особая разновидность загадок. Они основаны обычно на том, что внимание отгадывающего намеренно отвлекается от существа вопроса построением, формулировкой загадки, заставляют мысль работать в ином, неверном направлении. В загадках-шутках вся суть в "ловушке" или в игре слов, слитном их произношении, перемещении логического ударения и т. п.
3)Загадки и отгадки хором – это загадки, в которых ответ произносится хором, всеми присутствующими. Они написаны в стихах, и слово, являющееся ответом на загадку, отнесено на конец последней строчки. Его легко отгадать не только по смыслу задачи, но и по рифме. Загадки с коллективным ответом особенно любят малыши. Им доставляет большое удовольствие сообща отгадывать и дружно, хором выкрикивать ответ.
Педагогам и родителям, не стоит забывать, загадка - это не только игра, но также способ воспитания, обучения, развития детей, упражнение на размышление, на умение доказывать. Многие психологи считают, что загадки полезно не только отгадывать, но и придумывать, составлять самостоятельно.
В старшем дошкольном возрасте загадки более сложные по описанию, косвенно описывают предмет (объект). Язык таких загадок очень художественен и требует информационной подготовки от ребёнка, делая акцент на яркие особенности, относящиеся к данной отгадке. Например, загадка о хлебе.
Бьют меня палками,
Жмут меня камнями,
Держат меня в огненной пещере,
Режут меня ножами.
За что меня так губят?
За что меня так любят.
Но не следует ограничиваться только загадками о явлениях природы, предметах, профессиях, временах года, животных, птицах, насекомых.
Можно придумать загадки о сказочных героях, волшебных предметах используемых ими. Так же очень увлекательно составлять загадки про свою букву из имени, или цифру.
Откройте для ребёнка многообразие загадок, развивайте у него речь, стремление к познанию, любознательность!
Роль загадок для развития детей огромна, загадывайте их почаще!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Основные направления работы с семьёй по формированию здорового образа жизни ребёнка дошкольного возраста"
Нетрадиционные формы организацииобщения педагогов и родителей НаименованиеформыЦельиспользования этой формыФормы проведенияобщенияИнформационно - аналитическиеВыявление интересов, зап...
"Здоровый образ жизни ребёнка дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни дошкольника".
laquo;«Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни дошкольника»Уважаемые родители!В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящ...
Консультация для родителей «Роль семейного чтения в жизни ребёнка дошкольного возраста»
quot;Роль семейного чтения в жизни ребёнка дошкольного возраста"...
Консультация для родителей "Чтение в жизни ребёнка дошкольного возраста"
В данном материале обозначена актуальная проблема последнего десятилетия, обусловленная компьютеризацией современной жизни. Это кризис чтения. Вопрос "Так ли необходимо сейчас читать детям книги?...
Консультация для учителей-логопедов МО Тема Значение игры в жизни ребёнка дошкольного возраста
Консультация для учителей-логопедов МО Тема Значение игры в жизни ребёнка дошкольного возраста...