Родительское собрание старшая группа
консультация (старшая группа) на тему

Шувалова Наталья Викторовна

Выступление педагога-психолога на родительском собрании в старшей группе на тему: "Возрастные особенности детей 5-6 лет"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie_v_starshey_gruppe_2018_g.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД № 3 «РАДУГА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ

ЗАКРЫТОГО АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПОСЕЛОК СОЛНЕЧНЫЙ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Выступление на родительском собрании в старшей группе

на тему: «Психологические особенности детей 5-6 лет»

Педагог-психолог: Шувалова Наталья Викторовна

ЗАТО п. Солнечный, 2018 г.

Цель: формирование активной педагогической позиции родителей; вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями и умениями по данному вопросу; вовлечение родителей в процесс воспитания своих детей.

Основная часть: 

Добрый день, уважаемые родители! Меня зовут Шувалова Наталья Викторовна. Я педагог-психолог в нашем детском саду. И сегодняшнюю нашу встречу я бы хотела посвятить такому вопросу как, психологические особенности детей 5-6 лет.

Что же происходит с ребенком в этот период? Как меняется его психика, его интересы, его потребности? Как помочь малышу развиваться гармонично и соответственно его возрасту? На эти вопросы я и постараюсь вам сегодня ответить. Итак, начнем.

В 5-6 лет ребенок переходит в старшую группу детского сада. Именно в этот период у ребенка впервые происходит осознание принадлежности к группе мужчин или женщин, формируются устойчивые отношения со взрослыми и сверстниками, появляется первая влюбленность.

Ребенок 5-6 лет продолжает развиваться через игру, рисование, общение со взрослыми и сверстниками, но постепенно, важнейшим видом деятельности становится учение. Именно с этого возраста дошкольника необходимо готовить к будущему школьному обучению, постепенно приобретающему систематический характер, когда ребенок может и хочет делать то, что требует от него взрослый. Принцип постепенности должен выполняться неукоснительно. Ребенку важно большую часть времени заниматься тем делом, которое ему интересно, так как он по-прежнему ощущает большую потребность в игре. Поэтому и обучение, становясь более целенаправленным, должно все-таки носить в целом игровой характер.

Как показывает опыт, проблемы в обучении чаще всего связаны с несформированностью у детей произвольного поведения и их недостаточной социальной зрелостью (при этом интеллектуальное развитие ребенка может быть даже очень высоким). Поэтому взрослым необходимо со всей ответственностью отнестись к развитию социальных навыков поведения ребенка в условиях группового обучения. Ваш ребенок должен понять, что само по себе желание еще не повод для действий и что сначала нужно думать, а потом делать.

Интеллектуальное развитие ребенка 5-6 лет определяется комплексом познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения.

В этом возрасте дошкольнику еще сложно управлять своим вниманием, поэтому руководство взрослого должно быть направлено на постепенное формирование произвольного внимания, которое самым тесным образом связано с развитием ответственности. Это предполагает тщательное выполнение любого задания - как интересного, так и не очень интересного. Все свойства внимания хорошо развиваются в результате упражнений.

Восприятие у ребенка развивается буквально с первых месяцев жизни. К 5-6 годам ребенок обычно хорошо различает цвета и форму предметов, ориентируется в пространстве. Более трудным для ребенка является восприятие времени - ориентация во времени суток, в оценке разных промежутков времени (неделя, месяц, время года, часы, минуты, вчера, сегодня, завтра).

Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение развивают у ребенка такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, установление причинно-следственных связей. Благодаря этому ребенок может понять главную мысль сказки, картинки, объединить несколько картинок на основе общего признака, разложить картинки на группы по существенному признаку и т. д. Занятия с ребенком могут улучшить показатели мышления в 3-4 раза.

У ребенка этого возраста память по-прежнему является непроизвольной, основанной на эмоциях, интересе. Уже в этом возрасте проявляются индивидуальные различия: у одних детей лучше развита зрительная память, у других - слуховая, у третьих - эмоциональная, а у четвертых - механическая. В занятиях с ребенком следует развивать все виды памяти, но стремиться все-таки к обучению запоминания с опорой на мыслительную деятельность, на понимание.

Важно также обратить внимание на развитие детской речи. Все ли звуки ребенок произносит правильно? Не «съедает» ли начала и окончания слов? Умеет ли связно выражать свои мысли? и т. д. В этом возрасте хорошо начинать учить чтению. Большинство детей, достигнув 5-6 лет, сами проявляют интерес к овладению грамотой, особенно, если вы готовили их к этому. Пусть ребенок сам выбирает книжку. Посадите его на колени или рядом с собой на диване, в кресле, чтобы он мог «читать» вместе с вами. Это не только развивает интерес к процессу чтения, но и эмоционально сближает вас друг с ребенком. Основное условие успешности развития ребенка заключается в систематическом обучении с максимальной опорой на наглядность.

Тест для родителей «Я и мой ребёнок»

Психолог: «А сейчас предлагаем вам небольшой тест. Самое важное в этом тесте не столько результат, ведь он может измениться, если вы захотите приложить усилия, а то, что вы наглядно видите те особенности своей воспитательной позиции, на которые вам стоит обратить внимание».

Родителям раздаются бланки с тестами.

Тест для родителей «Я и мой ребенок»

Роль родителей в воспитании ребенка незаменима. Они главные «проектировщики, конструкторы и строители» детской личности. Тест дополнит Ваше представление о себе как о родителях, поможет сделать определенные выводы относительно проблем воспитания детей

Вопросы Ответы

№ п/п

Можете ли Вы?

Могу и всегда так поступаю

Могу, но не всегда так поступаю

Не могу

1

В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?

3

2

1

2

Посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст?

3

2

1

3

Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?

3

2

1

4

Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты?

3

2

1

5

Сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел Вас из себя?

3

2

1

6

Поставить себя на место ребенка?

3

2

1

7

Поверить хотя бы на минуту, что Вы добрая фея (прекрасный принц)?

3

2

1

8

Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий Вас в невыгодном свете?

3

2

1

9

Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка?

3

2

1

10

Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение?

3

2

1

11

Выделить ребенку один день, когда он может делать, что желает, вести себя как хочет, ни во что не вмешиваться?

3

2

1

12

Не прореагировать, если Ваш ребенок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребенка?

3

2

1

13

Устоять против детских просьб и слез, если уверены, что это каприз, мимолетная прихоть?

3

2

1

ИТОГО:

______________ баллов

Ключ к тесту

Если вы набрали от 30 до 39 баллов, значит, ребенок - самая большая ценность в Вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения.

Другими словами, Вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.

Сумма от 16 до 30 баллов: забота о ребенке для Вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой Вы чересчур строги, в других случаях - излишне мягки; кроме того, Вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка.

Количество баллов менее 16 говорит о том, что у Вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам недостает либо знания, как сделать ребенка личностью, либо желания добиться этого, а возможно, того и другого.

Советуем обратиться к помощи специалистов - педагогов и психологов, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.

Творческая игра «Какой он – мой ребёнок?»

Психолог: «Ребёнок – это солнышко, ребёнок – это ветер, ребёнок – это главное, что есть у нас на свете». В заключение нашей встречи, предлагаем следующее задание»

«Какой он мой ребенок».

1. Обвести контур руки на листе бумаги.

2. На изображении каждого пальца написать по букве имени своего ребёнка (Если имя длинное, то можно использовать уменьшительно-ласкательную форму или обвести вторую руку).

3. Расшифровать буквы, написать лучшие качества характера своего ребёнка, начинающиеся на эту букву.

4. В центре ладони изобразить символ, кем ребёнок является в семье.

После выполнения задания предлагается поделиться впечатлениями, рассказать о своей работе.

Заключительная часть:

Для успешного развития ребенка в любом возрасте необходим истинный интерес и внимание к нему со стороны взрослых. Если вы всегда готовы ответить на многочисленные вопросы своего чада, можете без труда включиться в игру, доступно объяснить предъявляемые к нему требования и обосновать необходимость выполнения определенной работы, ваш малыш будет развиваться и расти успешным и счастливым.

Тест для родителей «Я и мой ребёнок»

№ п/п

Можете ли Вы?

Могу и всегда так поступаю

Могу, но не всегда так поступаю

Не могу

1

В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?

3

2

1

2

Посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст?

3

2

1

3

Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?

3

2

1

4

Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты?

3

2

1

5

Сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел Вас из себя?

3

2

1

6

Поставить себя на место ребенка?

3

2

1

7

Поверить хотя бы на минуту, что Вы добрая фея (прекрасный принц)?

3

2

1

8

Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий Вас в невыгодном свете?

3

2

1

9

Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка?

3

2

1

10

Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение?

3

2

1

11

Выделить ребенку один день, когда он может делать, что желает, вести себя как хочет, ни во что не вмешиваться?

3

2

1

12

Не прореагировать, если Ваш ребенок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребенка?

3

2

1

13

Устоять против детских просьб и слез, если уверены, что это каприз, мимолетная прихоть?

3

2

1

ИТОГО:

______________ баллов

Тест для родителей «Я и мой ребёнок»

№ п/п

Можете ли Вы?

Могу и всегда так поступаю

Могу, но не всегда так поступаю

Не могу

1

В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?

3

2

1

2

Посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст?

3

2

1

3

Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?

3

2

1

4

Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты?

3

2

1

5

Сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел Вас из себя?

3

2

1

6

Поставить себя на место ребенка?

3

2

1

7

Поверить хотя бы на минуту, что Вы добрая фея (прекрасный принц)?

3

2

1

8

Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий Вас в невыгодном свете?

3

2

1

9

Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка?

3

2

1

10

Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение?

3

2

1

11

Выделить ребенку один день, когда он может делать, что желает, вести себя как хочет, ни во что не вмешиваться?

3

2

1

12

Не прореагировать, если Ваш ребенок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребенка?

3

2

1

13

Устоять против детских просьб и слез, если уверены, что это каприз, мимолетная прихоть?

3

2

1

ИТОГО:

______________ баллов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ Старшая группа Тема: «Здоровье детей в наших руках»

Цель: Обеспечение тесного сотрудничества и единых требований детского сада и семьи в вопросах здоровья детей.Задачи: -повысить уровень знаний родителей в области формирования, сохранения, укрепления з...

Родительское собрание старшая группа «Здоровьесбережение наших детей»

Родительское собрание старшая группа  «Здоровьесбережение наших детей»ЦЕЛЬ: развитие мотивации родителей к сохранению и укреплению собственного здоровья и здоровья детей.Задачи:1. Пропаганди...

Родительское собрание старшей группы Тема: «Особенности современных детей».

Познакомить родителей с особенностями и принципами воспитания современных детей.Содействовать возникновению у родителей желания и умения создавать условия для ненасильственного воспитания ребенка....

Методическая разработка родительского собрания старшая группа Тема: «Развитие детей в театрализованной деятельности»

Цель: пополнить знания родителей о роли театрализованной деятельности в развитие ребенка. Задачи:  способствовать повышению педагогической культуры родителей, содействовать сплочению р...

Родительское собрание. Старшая группа. Тема: «Что нужно знать о ребенке 5-6 лет»

Родительское собрание.Старшая группа.Тема: «Что нужно знать о ребенке 5-6 лет»Цель: Ознакомление родителей воспитанников с возрастными особенностями детей старшей группы (5-6 лет); особенностями и усл...

Родительское собрание. Старшая группа. Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста

Конспект  родительского собрания  в старшей группе.Тема:  Возрастные особенности  развития   детей  старшего дошкольного возраста.Цель:  Познакомить родителей с...