УМЕНИЕ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ – ЗАЛОГ УСПЕШНОЙ УЧЕБЫ В ШКОЛЕ
статья по теме
К началу школьного обучения ребенок должен иметь достаточно высокий уровень развития связной речи. Как известно, практически все школьное обучение строится на том, чтобы устно передать учителю изученную информацию. В этом детям поможет умение пересказывать. Родителям необходимо знать, как правильно обучить ребенка пересказу. Соблюдая ряд рекомендаций, они смогут достичь хороших результатов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umenie_pereskazyvat_-_zalog_uspeshnoy_ucheby_v_shkole.docx | 29.16 КБ |
Предварительный просмотр:
УМЕНИЕ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ – ЗАЛОГ УСПЕШНОЙ УЧЕБЫ В ШКОЛЕ
К началу школьного обучения ребенок должен иметь достаточно высокий уровень развития связной речи. Во - первых, качество речи определяет готовность ребёнка к школьному обучению. Во – вторых, от уровня развития связной речи зависит успеваемость будущего ученика.
В период школьного обучения многие дети испытывают ряд трудностей:
- не могут пересказать материал;
- не могут подобрать подходящее слово при ответах на вопросы;
- грамматически неправильно строят предложения;
- стесняются своей речи, в следствие чего говорят тихо, невнятно.
Дети становятся неактивны на уроках, стесняются отвечать и т.д.
Как известно, практически все школьное обучение строится на том, чтобы устно передавать учителю изученную информацию. В этом детям поможет умение пересказывать.
Чем же полезен пересказ?
Обучение пересказу способствует:
- обогащению словарного запаса;
- развитию восприятия, памяти и внимания;
- совершенствованию структуры речи и произношения;
- усвоению нормы построения предложений и целого текста;
- формированию грамматически правильной и точной речи.
Поэтому детей необходимо учить пересказу еще в дошкольном возрасте. Если ребёнок не умеет пересказывать текст, то его ожидают серьёзные проблемы по разным школьным предметам.
Пересказ считается сравнительно лёгкой речевой деятельностью, так как ребёнок излагает уже готовое содержание и пользуется уже готовой формой. Но эта лёгкость относительна, потому что, пытаясь воспроизвести готовое произведение, очень часто теряется смысл. Иногда ребенку намного легче придумать историю или рассказать что-нибудь из личного опыта, чем воспроизвести готовую форму.
Умение рассказывать учит ребёнка быть общительным, преодолевать застенчивость, развивает уверенность в своих силах.
Чтобы научиться успешно пересказывать тексты, ребенку потребуются следующие умения и навыки:
- концентрированное внимание – чтобы терпеливо выслушать содержание рассказа;
- четкое понимание смысла истории;
- логическая и ассоциативная память – чтобы запомнить последовательность событий истории;
- умение систематизировать и структурировать информацию;
- владение речью для осмысленного, последовательного и красивого изложения того, что узнал из текста.
Рекомендации «Учимся пересказывать».
Для обучения пересказу необходимо подобрать подходящий текст.
Следует выбрать легкие и интересные для ребенка тексты. Также необходимо учесть объем произведения, четко выраженные начало, середину и конец сюжета, знакомую лексику, короткие лаконичные фразы, доступную прямую речь.
На начальном этапе работы используются небольшие тексты (5-7 предложений), в дальнейшем их объем увеличивается по мере возрастания речевой возможности ребенка.
После того, как текст подобран, начинается основная работа по обучению ребенка пересказу.
- Взрослый выразительно читает текст.
- После этого обсуждает его с ребенком, все ли ему понятно, объясняет непонятные слова.
- Спрашивает: понял ли ребенок, кто главный герой? Почему рассказ назвали именно так?
- Далее ребенок должен рассказать, что ему больше всего понравилось в рассказе.
- Беседа по содержанию. Взрослый задает вопросы по тексту, а ребенок отвечает на них. Нужно стремиться к тому, чтобы предложения были полными, а не состояли из одного слова.
- В заключении ребенок пересказывает текст самостоятельно.
На начальных этапах обучения пересказу можно добавить рассматривание сюжетных и предметных картинок. Они помогут ребенку создать внутренний речевой план высказывания, позволят последовательно и легко передать содержание услышанного.
Сюжетные картинки выкладываются после прочтения текста в произвольном порядке. Ребенок должен разобраться в последовательности событий и выложить картинки по порядку. Затем он пересказывает текст, смотря на картинки.
Работа с сюжетными картинками научит ребенка выделять основные моменты рассказа.
Также вместо картинок, для пересказа, используются схемы, пиктограммы.
После прочтения текста взрослый с ребенком выкладывает из схем дорожку в нужной последовательности, работает с текстом. Ребенок, опираясь на схемы, пересказывает текст. Подобные схемы удобны тем, что их несложно нарисовать самому к любому рассказу.
Постепенно от картинок и схем следует отходить.
Обучение пересказу – довольно длительный процесс. Не следует ждать от ребенка, что он сразу перескажет текст после первого прочтения. Возможно, потребуется не один раз перечитать текст до того, как ребенок сможет его пересказать. И самое главное: во время работы необходимо подбадривать и хвалить ребенка. Только соблюдая все эти рекомендации, можно достичь хороших результатов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правильная речь детей — залог успешной учебы в школе
Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. П...
Статья для педагогов дополнительного образования на тему: «Занятия в дошкольном учреждении- залог успешной учебы в школе»
Начало обучения ребенка в школе – сложный и ответственный период его жизни. Дети 6-7 лет переживают психологический кризис, свя...
Правильная речь – основа развития вашего ребенка, залог его успешной учебы в школе.
Правильная речь – основа развития вашего ребенка,залог его успешной учебы в школе. Дорогие мамы и папы!Пройдет совсем немного времени, и ваши дети пойдут в школу. От того,...
Материал по развитию речи (подготовительная группа) на тему: "Правильная речь детей — залог успешной учебы в школе"
Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. П...
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ "Уровень познавательного и личностного развития к концу дошкольного возраста- залог успешной учебы в школе" (Подготовительная к школе группа)
Цель: Повышение компетентности родителей в вопросах развития познавательно-исследовательской деятельности детей...
Выступление по теме: "Умение пересказывать залог успешного обучения в школе"
Чем же полезен пересказ? Обучение пересказу способствует: - обогащению словарного запаса; - развитию восприятия, памяти и внимания; - совершенствованию структуры речи и произношен...
Доклад на тему: "Уровень познавательного и личностного развития к концу дошкольного возраста- залог успешной учебы в школе" (Подготовительная к школе группа)
Познавательное развитие старших дошкольников – это развитие их познавательных интересов, потребностей и способностей, самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного сознания и сформ...