Рекомендации для родителей «Как обучать малыша культурно-гигиеническими навыками».
консультация (младшая группа) на тему
Данный материал может быть использован в работе с родителями младшего дошкольного возраста "Как обучать малыша культурно-гигиеническим навыкам"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_obuchat_malysha_kulturno_-_gigienicheskim_navykam.docx | 18.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации для родителей
«Как обучать малыша культурно-гигиеническими навыками».
Это следует делать постепенно: по мере овладения простыми действиями вводить новые, более сложные составляющие навыка. При обучении использовать показ самого действия, знакомить со способами его выполнения. При обучении использовать показ самого действия, знакомить со способами его выполнения, фиксировать внимания ребенка на секретах того или иного действия. Например, главный секрет приема пищи – брать еду с ложки губами, а не языком.
По мере приобретения навыка непосредственная помощь взрослого сокращается, а доля самостоятельного участия ребенка увеличивается. Взрослый только наблюдает за тем, как малыш выполняет ту или иную процедуру, подсказывает правильное действие, направляет последующий ход.
Поощрение самостоятельных действий укрепляет положительное отношение к действиям взрослого, утверждает в стремлении к самостоятельности.
Ласковый голос, спокойное и доброжелательное отношение настраивает малыша на взаимодействия. Потешки, песенки, присказки, прибаутки делают процесс формирования навыка более привлекательным. Ими можно сопровождать любые действия малыша. Например, при подготовке ко сну («Ляг, Галина, скоренько. Встань, Галинка, с зоренькой!»), при купании («С гуся вода, а с Алешки худоба!»), при кормлении («Будем кашу варить, будем Сашу кормить!»), при засыпании («Ты, собачка, не лай, мою Таню не пугай!», «Приди, котик, ночевать, колыбелечку качать!»), при утреннем пробуждении («Вот проснулся петушок, встала курочка, пробуждайся, мой дружок, вставай, Юрочка»), при умывании («Водичка, водичка, умой Маше личико, чтобы глазки блестели, чтоб смеялся роток, кусался зубок») и т.п.
Педагогические условия формирования культурно – гигиенических навыков.
Для ребенка, приученного к личной гигиене с раннего возраста, гигиенические процедуры – потребность, привычка. Обучение гигиеническими навыками начинается со знакомства с предметами личной гигиены: полотенце для лица и рук, полотенце для тела, полотенце для ног, банная простынка, небольшая расческа (по руке малыша) с тупыми зубчиками, стакан для полоскания рта, зубная щетка, носовые платки, щеточка для мытья ногтей, мочалка для тела.
Гигиеническое воспитание после года направлено на приобщение ребенка к следующим гигиеническим навыкам:
- Мыть руки перед едой и после каждого загрязнения;
- Умываться после ночного сна и после каждого загрязнения;
- Принимать ежедневно гигиенический душ перед сном;
- Мыться с мылом и мочалкой (через два дня на третий);
- Подмываться перед сном и после сна если малыш проснулся мокрым;
- Полоскать рот после приема пищи( с 2 лет);
- Пользоваться зубной щеткой (с 2 лет);
- Пользоваться носовым платком по мере надобности в помещении и на прогулке (самостоятельно с 2,5 лет);
- Пользоваться расческой, стоя перед зеркалом (с 1,5 – 2 лет);
- Ухаживать за ногтями с помощью щеточки (с 2,5 лет);
- Не брать грязными руками пищу (под контролем взрослого на протяжении всего раннего детства);
- Мыть ноги перед сном.
Учим умываться
- Завернуть рукава ребенка;
- Проверить температуру воды;
- Намылить ладони малыша до образования пены, потереть ими друг о друга. Можно поиграть: «Чьи это лапки? Нет, это ручки! Чьи это ручки? Да моей внучки (дочки)!» и т.п;
- Смыть мыло под струей воды, побуждая малыша к самостоятельным действиям;
- Вымыть лицо, называя каждую его частью учить сморкаться: зажимая то одну, то другую ноздрю, предложить с усилием «выдуть» струю воздуха;
- Еще раз обмыть водой руки ребенка;
- Закрыть воду;
- Снять полотенце, привлекая малыша к участию в этом;
- Насухо вытереть лицо и руки, называя части тела и лица, которые вытираются;
- Предложить посмотреть в зеркало: «Вот какой ты стал чистый и красивый!».
При умывании взрослый называет все действия, которые происходят перед глазами ребенка («Это водичка. Вот бежит водичка. Какая водичка? Теплая, прозрачная, резвая, быстрая, ласковая. Это мыло. Какое мыло? Красивое, гладкое, скользкое. Ой, ой! Хочет убежать. Нет, мы не дадим тебе, мыло, убежать!»). Его возросшая активность требует частого мытья рук. Помните: если при этом их не вытирать насухо, очень скоро может образоваться «грубая» кожа (т.н. «цыпки»), трещинки и т.п.
Учим пользоваться полотенцем
Предложить ребенку:
- Снять полотенце с крючка;
- Положить его на одну руку, затем «спрятать» под него вторую руку;
- Ровно держа полотенце по середине, поднести его к лицу, наложить на него, прижимая, касаться каждой части лица;
- Насухо вытереть лицо, освободить одну руку из – под полотенца и вытирать ее движениями руки, спрятанной под ними;
- Поменять руки местами;
все действия следует сопровождать оживленным разговором с малышом. А в конце, предложив показать ручки и пальчики Зайке, Мишке, спросить: «Какие теперь ручки?». Ответить: «Сухие, чистые!». Затем прочитать потешку «Мальчик - пальчик»:
Мальчик – пальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел!
При чтении потешки побуждать малыша показывать поочередно каждый пальчик.
Учим пользоваться носовым платком
- Знать назначение носового платка. Не использовать его как предмет игры;
- Спокойно относиться к процедуре использования платка по назначению;
- Находить носовой платок в кармане платья, кофты, рубашки, пальто и т.п.;
- Самостоятельно доставать платок из кармана и побуждать к его использованию (в случае необходимости обращаться за помощью);
- Постепенно формировать умение разворачивать и сворачивать платок, аккуратно класть его в карман;
- Обращать внимание на чистоту носового платка.
Учим пользоваться расческой
- Знать свою расческу и место, где она лежит;
- Показать функциональное назначение расчески и формировать навык ее использования;
- Учить спокойно относиться к процедуре причесывания, повторять ее по мере надобности (после сна, после прогулки, после пользования головным убором и т.п.);
- Позволять ребенку проявлять самостоятельность, исходя из его желания («Я сам!»);
- Переносить навык использования расчески в игровую ситуацию (с куклой), повторяя знакомое действие в сюжетно – отобразительной игре;
- Исключить возможность пользования чужой расческой.
Учим пользоваться зеркалом
- Знать, что такое зеркало и его функциональное назначение (причесываться перед зеркалом, рассматривать свою одежду и т.д.);
- Учить спокойно, с интересом рассматривать себя в зеркале, не трогая его руками;
- Подводить малыша к зеркалу, обращать его внимание на чистоту одежды и лица.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
как обучить малыша культурно-гигиеническим навыкам?
как обучить малыша культурно-гигеиническим навыкам? это следует делать постепенно: по мере овладения простыми действиями вводить новые, болле сложные составляющие навыка....
Статья "Рекомендации родителям как обучить ребенка культурно - гигиеническим навыкам"
Консультирование родителей...
Консультация для воспитателей и будущих родителей на тему: "Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста".
Воспитание культурно-гигиенических навыков - одна из главных задач воспитания детей раннего возраста. Сюда входит: воспитание опрятности, содержание в чистоте лица, тела. прически, одежды, обуви; восп...
Рекомендации "Как обучать малыша культурно- гигиеническими навыками"
Рекомендации "Как обучать малыша культурно- гигиеническими навыками"...
Консультация « Как обучать малыша культурно-гигиеническим навыкам»
Консультация « Как обучать малыша культурно-гигиеническим навыкам»...
Рекомендации для родителей «Как обучать малыша культурно-гигиеническим навыкам»
РОекоменджации для родителей «Как обучать малыша культурно-гигиеническим навыкам»...
Консультация для родителей « Как обучать малыша культурно-гигиеническим навыкам»
Это следует делать постепенно: по мере овладения простыми действиями вводить новые, более сложные составляющие навыка. При обучении использовать показ самого действия...