Знакомство с логическими блоками Дьенеша «Давайте вместе поиграем»
методическая разработка (средняя группа) на тему
Мастер-класс для родителей средней группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klassy_dlya_roditeley.docx | 30.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для родителей средней группы «Одуванчик» по
знакомству с логическими блоками Дьенеша «Давайте вместе поиграем»
Разработал воспитатель А.Д.Никоненко МАДОУ №313
Цель: Повысить компетентность родителей в вопросах развития математических способностей детей. Познакомить родителей с логическими блоками «Дьенеша» и научить использовать их в работе с детьми для развития произвольного внимания, памяти, формирования умения анализировать, сравнивать, объединять признаки и свойства.
Материал: 6 наборов блоков, карточки с символами свойств, фишки, карточки-задания к игре «Составь картинку»,«Найди ошибки», кукла, мишка к игре «Угощение»,3обруча.
План проведения:
I. Теоретическая часть:
Знакомство с блоками Дьенеша;
II. Практическая часть:
- игра «Составь картинку»;
- игра «Угощение»;
- игра «Построй ряд»
- игра «Найди ошибки»
- игра «Кондитерская фабрика».
III. Заключительная часть.
Ход
I. Теоретическая часть.
Уважаемые родители, здравствуйте! Я рада видеть вас на нашей встрече. Уже сейчас, когда вашим детям 4-5 лет, вы задумываетесь о будущем школьном обучении детей. Сейчас предъявляются серьезные требования к интеллектуальному развитию дошкольников.
Ведь дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Поэтому, мы в своей работе используем разнообразные, современные методики и технологии, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей. Сегодня я хочу познакомить вас с учебно-игровым пособием «Логические блоки Дьенеша», их разработал венгерский психолог и математик Дьенеш, отсюда и их название.
Что это такое? Логический материал представляет собой набор их 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами:
1. формой – круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные;
2. цветом – красные, синие, желтые;
3. размером – большие и маленькие;
4. толщиной – толстые и тонкие.
Основные особенности этих дидактических материалов - абстрактность, универсальность, высокая эффективность.
Зачем это нужно?
Использование логических блоков в играх с дошкольниками позволяет моделировать важные понятия не только математики, но и информатики: алгоритмы, кодирование информации, логические операции; строить высказывании с союзами «и», «или», частицей «не» и др. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. С помощью этих игр дети успешно овладевают в дальнейшем основами математики и информатики.
Основная цель использования дидактического материала: научить дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам.
Основное умение, необходимое для решения логических задач – это умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одновременно два или три свойства, обобщать объекты по нескольким свойствам.
Данный дидактический материал является средством для развития произвольного внимания, памяти, формирования умения анализировать, сравнивать, объединять признаки и свойства. В играх с этим материалом развивается творческое воображение и пространственное мышление.
Дети нашей группы занимаются в кружке интеллектуальной направленности «Умка», где мы играем с «блоками Дьенеша», а так же мы используем их как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности.
Надеемся, что все эти знания очень пригодятся вашим детям в школе.
II. Практическая часть.
А сейчас я предлагаю вам закрепить на практике все то, о чем я рассказала, т. е. давайте вместе поиграем.
1.Игра «Составь картинку»: Предлагаю вам составить из фигур какое-нибудь изображение: елочку, мишку, машину, ракету (изображение на интерактивной доске, или на индивидуальных карточках).
Цель:развитие произвольного внимания, пространственного мышления, формирование умения анализировать, сравнивать.
2. Игра «Угощение». Предлагаю вам угостить свои игрушки «печеньями» (фигурами). Кукла любит круглое печенье, а мишка - квадратное, или мышка хочет маленькое печенье, а жираф – большое. Подобным образом “печенье” делится также на толстое-тонкое.
Цель: Развитие умения выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их.
3. Игра «Построй ряд». Выложите произвольно ряд из 5–6 фигур,а сейчас постройте нижний ряд таким образом, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда, оказалась фигура другого размера. Варианты – другой формы, другого цвета.
Цель игры: развитие умения анализировать и сравнивать предметы по их свойствам.
4. Игра «Найди ошибки». Предлагаются карточки схемы из альбома.
Цель: Найти и исправить ошибки по двум, трем признакам - цвет, форма, величина.
5.Игра «Кондитерская фабрика». Положите два больших круга – «коробки для конфет». Вы «сотрудники фабрики» и должны разложить «конфеты» блоки в соответствии с карточками-свойствами. Комбинация карточек может быть различной.
Цель: Развитие способности к логическим действиям и операциям, умение декодировать (расшифровывать) информацию, изображенную на карточке. Умению действовать
III. Заключение.
Уважаемые родители, сегодня вы познакомились с игровым материалом «Логические блоки Дьенеша». Существует большое разнообразие альбомов, пособий по занятиям с логическими блоками Дьенеша, в которых предлагаются готовые сценарии игр. Но есть обязательное условие – взрослый должен играть с детьми, играть азартно, увлеченно. Тогда и только тогда игра станет радостью для детей и позволит решить поставленные дидактические задачи.
Мастер-класс для родителей «Игры с палочками Кюизенера»
Разработал воспитатель А.Д.Никоненко МАДОУ№313.
Цель мероприятия.
Познакомить родителей с целью и приемами работы с дидактическим материалом «Цветные счетные палочки Кюизенера».
План проведения мастер-класса:
- Знакомство с цветными счетными палочками:
- Немного истории,
- Цель использования цветных счетных палочек.
- Практические игры и упражнения с палочками:
- Количественный и порядковый счет – строим паровозик,
- Конструирование – строим дачный домик,
- Социализация – строим дерево, собачку,
- Коммуникация – дачный поселок.
- Математическая лесенка
- Состав числа – коврик.
- Заключение:
- Пособия для работы с палочками Кюизенера.
Оборудование: палочки Кюизенера, картон зеленого цвета, подносы – по количеству присутствующих.
Описание мастер-класса
Дидактический материал, который придумал математик из Бельгии Кюизенер в 50-е годы ХХ века, известен всему миру. Он предназначен для обучения математике и используется педагогами разных стран в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада и заканчивая старшими классами школы.
Цветные палочки являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать понятия числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и др. Набор способствует развитию детского творчества, фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.
На начальном этапе палочки используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу знакомятся с цветами, размерами и формами.
На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.
Эта уникальная методика по изучению чисел проста и очень удобна в работе. Представляет собой брусочки разного цвета и длины. Длина и цвет палочек подчинены единой системе. Например: наименьшая палочка в наборе - белый кубик длиной 1 сантиметр, все розовые палочки длиной два сантиметра, голубые – три, желтые – пять. Существуют и условные классы:
Палочки 2,4,8(розовая, красная, бордовая)– это красная семья, кратная 2.
Палочки 3,6,9(голубая, фиолетовая, синяя)- синяя семья, кратная 3.
Палочки 5,10 (Желтая и оранжевая) - желтая семья, кратная 5.
7- черного цвета.
1- белого цвета и кратна любому числу.
Выделение цвета и длины полосок развивают у детей представления о числе на основе счета и измерения. Выделения цвета и длины помогут освоить сенсорные эталоны (цвет, размер), и способы познания сопоставления предметов по цвету, ширине, длине и высоте. Дети легко начинают ориентироваться в дробях. С помощью палочек ребенку легко объяснить, например, что такое четыре четверти.
Программные задачи:
Радел: КОЛИЧЕСТВО И СЧЕТ
- Классификация предметов по разным признакам (по цвету и величине),
- Установление равенства и неравенства между группами предметов (путем наложения и приложения),
- Знакомство детей с числом. Состав числа из двух меньших и из единиц,
- Различать количественный и порядковый счет,
- Деление целого на части.
Раздел: ВЕЛИЧИНА
- Сравнение предметов по длине и высоте,
- Измерение с помощью условной меры.
Раздел: ФОРМА
- Подготовительная к школе группа
Раздел: ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ
- За, между, перед
Раздел: ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ
- Что сначала, что потом
Важно:
- Сначала проводится работа на наглядном материале,
- Работаем только за столом,
- Всегда ставим цель: зачем это выполняем (найти сходство, различие, посчитать и др.),
- Не даем образец!
Примеры игр с палочками Кюизенера.
Игра: «Цветные коврики»
Цель: Углублять знания детей о составе числа из двух меньших чисел. Развивать понимание того, что чем больше число, тем больше вариантов разложения. Развивать логическое мышление, внимание.
Ход игры.
Дети берут одну какую-либо палочку (например, желтую) и составляют ее из нескольких других, в сумме равных длине первой. Каждый «коврик» заканчивается палочкой, состоящей из белых палочек, которая носит название «бахрома». Дети описывают коврик:
Цветом: « Желтый - это белый и красный, красный и белый, розовый и голубой, голубой и розовый, и белый, белый, белый, белый, белый».
- Числами: « Пять - это один и четыре, четыре и один, два и три, три и два, и один, один, один, один, один ». - Цифрами (дети выкладывают карточки с цифрами): 1 и 4,4 и 1,2 и 3,3 и 2, и 1, 1, 1, 1, 1. Можно использовать знаки +, -, =.
Необходимо подвести детей к пониманию того, что, например, для числа 3 имеется только два варианта складывания коврика, а для числа 5 - четыре варианта. И соответственно первый коврик будет меньше, чем второй. Позднее, по мере усвоения материала можно использовать числа от 1 до 10.
Игра «Назови число - найди палочку».
Цель: закрепить умения соотносить количество с цифрой.
Ход: игры:
Ведущий называет число, играющие на ходят соответствующую палочку. Затем ведущий показывает палочку, а дети называют число, которое она
обозначает (например: белая – один, розовая - два, голубая - три, красная - четыре и так далее). Вначале числа называются и палочки показываются по порядку, а затем в разбивку.
Игра «Найди пару»
Варианты:
- К цветной цифре подбирается соответствующая ей обычная цифра, изображенная на карточке.
- К цветной цифре подбирается соответствующее количество предметов (или их изображений на карточке).
Подбор пар выполняется сначала по порядку, а потом вразбивку.
Выполнив упражнение, ребенок складывает палочки в коробки или мешки, на которых изображена соответствующая цифра или числовая фигура (или то и другое вместе).
Пособия для работы с палочками Кюизенера: родителям показать различные дидактические пособия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для родителей средней группы «Звездочки» по знакомству с логическими блоками Дьенеша «Давайте вместе поиграем»
Цель данного мастер-класса - повысить компетентность родителей в вопросах развития математических способностей детей. Познакомить родителей с логическими блоками "Дьенеша" и научить использовать их в ...
Консультация для воспитателей «Давайте вместе поиграем» - методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами
Методика развития элементарных математических представлений у детей дощкольного возраста постоянно развивается, совершенствуется, обогащается за счёт новых технологий обучения. Разработка и внедрение ...
Мастер-класс для родителей средней группы по знакомству с логическими блоками Дьенеша на тему: «Давайте вместе поиграем»
блоки Дьенеша...
Мастер - класс для родителей средней группы по знакомству с логическими блоками Дьенеша «Влияние развивающих игр на интеллектуальное развитие дошкольников»
Мастер - класс для родителей средней группы по знакомству с логическими блоками Дьенеша «Влияние развивающих игр на интеллектуальное развитие дошкольников»...
«Давайте вместе поиграем» -использование дидактических игр с блоками Дьенеша
Способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по математическому развитию....
Мастер-класс для родителей подготовительной группы по знакомству с логическими блоками Дьенеша
Мастер-класс для родителей подготовительной группы по знакомству с логическими блоками Дьенеша"Использование игровых технологий для развития интеллектуальных и творческих способностей у детей дош...
Мастер-класс для родителей по знакомству с логическими блоками Дьенеша.
Мастер-класс для родителей по знакомству с логическими блоками Дьенеша....