Консультация для родителей «Профилактика агрессивности» часть 2
учебно-методический материал на тему
Правила для родителей
1. Когда агрессия детей не опасна и объяснима, взрослому целесообразно реагировать на поведение ребёнка следующим образом: выражайте понимание чувств ребенка: "Я понимаю, что тебе обидно"; переключайте внимание ребёнка на что-то, например, предложите выполнить какое-либо задание (поиграть); позитивно обозначьте его поведение: "Ты злишься потому, что устал".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_galtsovoy_agressiya_2.docx | 17.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Профилактика агрессивности»
Подготовил: педагог-психолог
МКДОУ «ЦРР-д/с №4»
Аннинский муниципальный район
Гальцова Ирина Петровна
«Для вас, родители!».
Помешать возникновению агрессивности невозможно, но преодолеть ее можно. Хороший метод - беседа об агрессивности, когда ребенок может говорить о своих чувствах. Когда он видит, что его понимают и за его же чувства не осуждают. «Как ты себя сегодня чувствуешь?» - вот лучшее средство для преодоления аффектов. И если ребенок испытывает тревогу, проговаривание чувств само по себе способствует смягчению агрессивной энергии. Давать чувствам название – своего рода часть «психотерапевтической» работы. Снимать агрессию можно с помощью прорисовки гнева, впоследствии картинку уничтожить. Принимать большое участие в жизни ребенка, позволяя ему чувствовать себя любимым и желанным. Чем больше ребенок будет уверен в себе, тем реже он будет испытывать, зависть, тем меньше в нем останется эгоизма.
Правила для родителей
1. Когда агрессия детей не опасна и объяснима, взрослому целесообразно реагировать на поведение ребёнка следующим образом: выражайте понимание чувств ребенка: "Я понимаю, что тебе обидно"; переключайте внимание ребёнка на что-то, например, предложите выполнить какое-либо задание (поиграть); позитивно обозначьте его поведение: "Ты злишься потому, что устал".
2. Акцентируйте внимание на поступках (поведении), а не на личности ребёнка. В момент агрессии опишите поведение ребёнка при помощи следующих словесных вариантов: "Ты ведёшь себя агрессивно" (констатация факта); "Ты злишься?" (констатирующий вопрос); "Ты хочешь меня обидеть?", "Ты демонстрируешь мне силу?" (раскрытие мотивов агрессора); "Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне", "Я напрягаюсь, когда кто-то громко кричит" (раскрытие собственных чувств по отношению к нежелательному поведению); "Ты нарушаешь правила поведения" (апелляция к правилам). Проговаривая одно из высказываний, взрослому нужно проявлять спокойствие, доброжелательность и твёрдость. Акцент делайте только на поступке, чтобы ребёнок (подросток) не услышал в тоне голоса, что вы против него. Ни в коем случае не вспоминайте аналогичное поведение в прошлом. После того как ребёнок успокоится, нужно обсудить с ним его поведение подробно и объяснить, почему его поступок неприемлем. Делайте акцент на том, что агрессия больше вредит ему самому, чем окружающим. Подумайте вместе (без свидетелей) какое поведение в данном случае было бы более приемлемо.
3. Контролируйте собственные негативные эмоции.
Демонстрируя свою агрессию, ребёнок проявляет негативные эмоции: раздражение, гнев, возмущение, страх, беспомощность. При общении с агрессивно настроенным ребёнком аналогичные эмоции могут возникнуть и у взрослого. Но взрослый, должен уметь сдерживаться. Контролируйте себя, демонстрируя положительный пример в обращении со встречной агрессией, и сохраняйте партнёрские отношения, необходимые для дальнейшего сотрудничества. Старайтесь: не повышать голос, не кричать, не устрашать; не демонстрировать свою власть: "Будет так, как я скажу"; не принимать агрессивные позы и жесты (сжатые челюсти, пальцы в кулаки); не смеяться над ребёнком, не передразнивать его; не оценивать личность ребёнка или его друзей; не использовать физическую силу, не угрожать; не читать нотации, проповеди; не оправдываться, не пытаться защищать себя или подкупать ребёнка.
4. Сохраняйте положительную репутацию ребёнка.
Ребёнку, как и некоторым взрослым, очень трудно признать свою неправоту. Публичное обсуждение может его больно ранить и, как правило, приведёт только к усилению агрессивного поведения в дальнейшем. Чтобы сохранить ребёнку положительную репутацию, используйте следующие варианты поведения с ним: "Ты, возможно, неважно себя чувствуешь", "Ты не хотел его обидеть" (публично минимизируйте вину ребёнка); позвольте выполнить ваше требование частично, по-своему; предложите ребёнку договор с взаимными уступками.
5. Демонстрируйте неагрессивное поведение. В результате конфликта обе стороны могут потерять контроль. Вы должны помнить, что чем меньше возраст ребёнка, тем более доброжелательным должно быть ваше поведение в ответ на агрессию. Поведение взрослого должно быть противоположно плохому поведению ребёнка (подростка). Поэтому здесь возможно использование следующих приёмов: выдерживайте паузу (выслушивайте молча); тайм-аут (предоставьте ребёнку возможность успокоиться в одиночестве); внушайте спокойствие жестами, мимикой; шутите ("Ты сейчас выглядишь круче Шварценегера"). Дети довольно быстро перенимают неагрессивную модель поведения. Но главное условие – искренность взрослого и соответствие тона его голоса, жестов, мимики высказанной им мысли.
Профилактика и коррекция детской агрессивности (рекомендации для родителей)
Столкновение с детской агрессивностью всегда вызывает растерянность у взрослых. Но некоторые проявления жестокости, упрямства и непослушания не всегда свидетельствуют о наличии у ребенка каких-либо психических отклонений, часто он просто не знает, как себя правильно вести, и ему достаточно просто немного помочь, оказать поддержку. Для профилактики детской агрессивности очень важно поддерживать в семье атмосферу теплоты, заботы и поддержки. Чувство защищенности и уверенность в родительской любви способствуют более успешному развитию ребенка. Чем более уверенным в себе он станет, тем реже будет испытывать гнев, зависть, тем меньше в нем останется эгоизма. Родителям следует сосредоточить усилия на формировании желательного поведения, а не на искоренении нежелательного, подавая детям пример просоциального поведения (заботы о других, помощи, сочувствия и т. д.). Необходимо быть последовательными в своих действиях по отношению к детям. Наибольшую агрессию проявляют те дети, которые никогда не знают, какую реакцию родителей вызовет их поведение на этот раз. Например, за один и тот же поступок ребенок в зависимости от настроения отца мог получить либо подзатыльник, либо поощрение. Требования, предъявляемые детям, должны быть разумны, а на их выполнении надо настаивать, ясно давая детям понять, чего от них ждут. Следует избегать неоправданного применения силы и угроз для контроля поведения детей. Злоупотребление такими мерами воздействия на детей формирует у них аналогичное поведение и может стать причиной появления в их характере таких неприятных черт, как злость, жестокость и упрямство. Важно помочь ребенку научиться владеть собой, развивать у него чувство контроля. Дети должны знать о возможных последствиях своих поступков и о том, как их действия могут быть восприняты окружающими. К тому же у них всегда должна быть возможность обсудить спорные вопросы с родителями и объяснить им причины своих поступков – это способствует развитию чувства ответственности за свое поведение.
Ребенок имеет право выражать свои отрицательные эмоции, но делать это не с помощью визга или тумаков, а словами. Надо сразу дать понять ребенку, что агрессивное поведение никогда не принесет выгоды. Необходимо учить ребенка говорить о своих переживаниях, называть вещи своими именами: «я разозлился», «я обиделся», «я расстроился». Когда взрослый рассержен, важно сдерживать гнев, но высказать свои чувства громко и сердито: «Я поражен и обижен». Ни в коем случае не обзывайте ребенка глупым, тупым и т.д. – он будет так же вести себя с другими детьми. Задача взрослых в том, чтобы научить детей правильно направлять, проявлять свои чувства. Самое главное – научить ребенка разряжаться – избавляться от накопившегося раздражения, дать ему возможность использовать переполняющую его энергию «в мирных целях».
Таким детям необходимо предложить социально приемлемые методы для выражения подавленного гнева:
• пусть ребенок останется один в комнате и выскажет все, что накопилось, в адрес того, кто его разозлил;
• предложите ему, когда сложно сдержаться, бить ногами и рукам специальную подушку, рвать газету, комкать бумагу, пинать консервную банку или мяч, бегать вокруг дома, писать все слова, которые хочется высказать в гневе;
• дайте ребенку совет: в момент раздражения, прежде чем что-то сказать или сделать, несколько раз глубоко вдохнуть или сосчитать до десяти. Это помогает успокоиться.
• можно попросить ребенка нарисовать чувство гнева, и тогда агрессия найдет выход в творчестве.
Родители могут научиться управлять поведением своих агрессивных детей, для этого следует: • обратить особое внимание на игры ребенка. В играх дети осуществляют свои мечты, фантазии и страхи;
• обсуждать с ребенком, на кого он хочет быть похож, какие качества характера его привлекают, а какие отталкивают;
• следить за тем, какой пример вы подаете ребенку. Если ребенок судит других людей, награждает их «ярлыками», возможно, он повторяет ваши слова;
• быть готовым внимательно выслушать ребенка, если он хочет рассказать вам свой сон. Во сне дети часто видят то, чего им не хватает в жизни. Особое внимание обращайте на повторяющиеся сюжеты сновидений;
• поощрять ребенка говорить о том, что его волнует, что он переживает;
• научить ребенка прямо говорить о своих чувствах, о том, что ему нравится, а что нет;
• очень активным и склонным к агрессии детям следует создать условия, позволяющие им удовлетворить потребность в движении, а также заняться интересующим их делом. Например, можно предложить им занятия в спортивных секциях, участие в соревнованиях или в постановке спектаклей, организовывать для них разные игры, длительные прогулки или походы.
Для профилактики в сфере формирования психологического неблагополучия в развитии ребенка необходимо:
- проявляйте искренний интерес к личности ребенка, его состоянию, настроению.
- организовывайте жизнедеятельность детей таким образом, чтобы у них накапливался положительный опыт добрых чувств.
- собственным поведением демонстрируйте уважительное отношение к окружающим людям.
- создавайте условия для формирования у детей положительных взаимоотношений со сверстниками, привязанности и доверия ко взрослым.
- учите детей осознавать свои эмоциональные состояния, настроения и чувства окружающих людей.
- учите детей устанавливать связь между поступками, событиями, настроением и самочувствием людей.
- при взаимодействии чаще пользуйтесь поощрением, поддержкой детей, чем порицанием и запрещением.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей " Профилактика ОРЗ у часто болеющих детей"
Часто болеющие дети – это дети переносящие острые респираторные инфекции чаще, чем условно здоровые дети (т. е. более 4-6 раз за год). Понятие «часто болеющие дети» не является диагн...
Консультация для родителей: "Профилактика агрессивного поведения у детей раннеого возраста"
Существует мнение о том, что агрессивность наследуется и дети жестоких родителей подвержены более частым и ярким вспышкам агресс....
Консультация для родителей: «Профилактика агрессивного состояния у детей дошкольного возраста».
В данной консультации представлены рекомендации родителям по профилактики агрессии у ребенка....
Консультация для родителей "Профилактика агрессивности"
Консультация для родителей "Профилактика агрессивности "...
Консультация для родителей "Профилактика агрессивного поведения у детей"
Детская агрессивность – признак внутреннего эмоционального неблагополучия, комплекс негативных переживаний, один из неадекватных способов психологической защиты. Данная консультация направлена н...
Консультация для родителей "Профилактика агрессивного поведения"
Консультация для родителей "Профилактика агрессивного поведения"...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Профилактика агрессивности»
консультация...