ПЛАНИРУЕМ НАГРУЗКУ: ключ к тому, чтобы не упустить самое важное
консультация (старшая, подготовительная группа) на тему
Заметка для родителей детей старшего дошкольного, младшего и среднего школьного возраста, содержащая вариант подхода при принятии решений по распределению образовательной нагрузки на ребёнка.
В предложенном материале кратко, просто и доступно для родителей изложен подход, который поможет взрослым не упустить важное в процессе воспитания и образования. Для придания эмоциональности и более точной передачи смыслов текст иллюстрирован иконками. Подходит для размещения на страницах социальных сетей образовательных организаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ПЛАНИРУЕМ НАГРУЗКУ НА РЕБЁНКА | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАНИРУЕМ НАГРУЗКУ: ключ к тому, чтобы не упустить самое важное🔑
Лето неумолимо подошло к концу, а значит родителям пора принимать решения по поводу дополнительного образования на предстоящий учебный год. Не буду писать про ценность кружков, про неё и так много написано. Спорт, танцы, музыка, рисование, мастерские, репетиторы и углублённые курсы - всё это бесценные ресурсы.
Проблема в том, что всего не успеть.
Поэтому постараемся просто не упустить чего-то важного. Для этого предлагаю условно разделить то, чем занят ребёнок на три раздела:
1. Для ума;
2. Для души;
3. Для тела;
Правило таково: планируя нагрузку, стараемся сохранять баланс между этими тремя направлениями. Держим руку на пульсе, чтобы ни одна из областей не "западала". Если кратко, то на этом можно остановиться.
Текст дальше для тех, кому интересно разобраться поподробнее.
По научному предложенное выше разделение областей развития выглядит как аффективная, когнитивная и психомоторная сфера соответственно. Разделение условное, потому что и математикой (когнитивная сфера) и физкультурой (психомоторная) можно развивать эмоции и и прививать ценности (аффективная сфера, бытовое "для души"). При своеобразном подходе, конечно. Условная классификация помогает планировать, учитывая особенности каждой области.
На каких основаниях учёные разделили эти области? Логика тут заключается в особенностях законов развития внутри каждой сферы.
Родителям важно знать, что сфера "для ума", когнитивная, отличается тем, что успехи в ней видны быстрее всего . Научить буквам, цифрам, и более сложным, традиционно школьным умениям, на самом деле не так уж и трудно. Результаты будут заметны и измеримы почти сразу. Это приятно радует и успокаивает нас, родителей, желающих постоянно наглядно убеждаться, что ребёнок развивается не хуже других.
Именно из-за простоты и очевидности освоения когнитивной сферы, в этой области любят "селиться" платные образовательные услуги. Проблема в том, что развитие интеллекта само по себе мало что значит для будущей судьбы ребёнка. Ведь важно, не просто уметь читать, но ещё и хотеть читать и тянуться к прекрасным и сложным источникам.
Получается, что то, как мы воспользуемся знаниями и воспользуемся ли вообще - зависит от мотивации и системы ценностей. А это уже сфера аффективная, то, что мы условно обозначили разделом "для души".
Аффективная сфера включает в себя развитие эмоций, ценностей, саморегуляции. Очень сложная сфера, с которой, при неудачном опыте, позднее долго могут разбираться психотерапевты. Её особенность в том, что развитие тут происходит очень долго, его трудно, почти невозможно измерить. Как измерить сопереживание? Или определить трансформацию личных ценностей ребёнка? Чтобы сформировать любовь к учёбе, например, необходимо много лет, начиная с рождения, кропотливо заботиться о формировании такой ценности. И тогда, когда ребёнку исполнится лет 25, станет очевидно - затея удалась. В современной культуре не принято ждать результатов так долго, поэтому мало кто решается вкладывать время и средства в аффективную сферу. Именно от сюда происходит очень много болезней нашего общества: ребёнок (взрослый) МОЖЕТ, но НЕ ХОЧЕТ; или он идёт к цели любой ценой, ПРИЧИНЯЯ БОЛЬ БЛИЗКИМ; человек не думает о завтрашнем дне, наслаждаясь сегодня, и нанося непоправимый ВРЕД ЗАВТРАШНЕМУ ДНЮ. Навряд ли кто-то из родителей хочет вырастить умного монстра. Поэтому очень важно уделить внимание аффективной сфере, несмотря на то, что результатами похвастаться можно будет не сразу.
Психомоторная сфера (условно "для тела" - всё, где ум управляет движением) тоже имеет свои особенности в освоении. Привычка двигаться определённым образом устанавливается достаточно рано, а установившись раз, крайне трудно поддаётся коррекции. Поэтому у профессиональных спортсменов ранний карьерный старт. Результаты вложения в эту сферу также заметны не сразу, но всё же быстрее, чем в аффективной области. Для достижения значимых результатов необходимым условием является регулярная тренировка.
Помимо сроков освоения в разных областях развития различаются и методики их освоения. Так, РАССКАЗАТЬ о новом - годится только в когнитивной сфере. В аффективной и психомотроной важно неоднократно ПОКАЗАТЬ то, чему надо обучить. Поэтому, например, если мы будем на словах говорить ребёнку, что не надо перебивать других, но сами будем регулярно это делать, то можно с уверенностью сказать, что ребёнок повторит то, что он видит в нашем поведении, а не то, чему мы его учим словами. Потому что "не перебивать" - это из разряда ценностей, аффективная область развития. Её человек осваивает дольше всего, через примеры близких.
Надеюсь этим кратким текстом мне удалось убедить читателя обратить внимание на важность развития аффективной сферы. Она является стержнем человека и исподволь, но очень жёстко руководит нашим поведением всю жизнь. А значит, планируя расписание, мы обязательно позаботимся о том, что бы в нём было место для наглядной демонстрации ребёнку близких нам ценностей и внимательного отношения к детским эмоциям.
Кстати, предложенное деление сфер развития поможет вам отличить прекрасного педагога от посредственного. Прекрасный педагог не только даёт знания по предмету (когнитивная сфера), но и служит образцом для поведения (аффективная сфера), а также следит за становлением почерка, осанкой и не забывает про разминку (психомоторная сфера).
Автор: Скородумова Екатерина Александровна, магистр педагогики, руководитель родительского университета «Unica Vita».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему: "Закаливание, как одно из самых важных условий сохранения здоровья"
Закаливание-это комплексная система оздоровительных воздействий, направленных на достижение устойчивости, невосприимчивости организма к вредным для здоровья метеорологическим и другим факторам...
Памятка для родителей " Самые важные вещи, которым родители могут научить маленького ребёнка"
Семья - это самое спокойное и надёжное место для ребёнка, это его дом, его крепость. Здесь он чувствует себя защищённым, здесь его понимают, любят. Всё то хорошее, чему ребёнок научится в детстве, он ...
Консультация "Не упустите самое благоприятное время".
Консультация для родителей....
Эссе "Наука – самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, она всегда была и будет высшим проявлением любви, только ею одною человек победит природу и себя"
Физическая культура – это основа большого спорта, наука о радости, познания себя, своего организма и фундамент для дальнейшего развития крепкого и здорового ребенка....
КАК ПООЩРИТЬ АУТИЧНОГО РЕБЕНКА К ТОМУ, ЧТОБЫ ОН ПОПРОБОВАЛ НОВЫЕ ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ?
КАК ПООЩРИТЬ АУТИЧНОГО РЕБЕНКА К ТОМУ, ЧТОБЫ ОН ПОПРОБОВАЛ НОВЫЕ ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ? На данный вопрос в своем интервью для Autism Speaks ответила Эмили Кушнер, доктор наук, клинический психолог в де...
11 января - Международный день спасибо Праздник, который создали, чтобы показать миру, как важно быть вежливым, добрым и отзывчивым. Рассказываем о происхождении слова «Спасибо» и его празднике.
Цель: создание праздничного настроения, закрепление знаний детей правил вежливого общения, развитие основных физических качеств в игровой форме, совершенствование координации движений,...