Консультация для родителей "Игры дома с детьми под присмотром"
консультация (младшая группа) на тему

Консультация для родителей "Игры дома с детьми под присмотром"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_doma_s_detmi_pod_prismotrom.docx29.38 КБ

Предварительный просмотр:

Игры дома с детьми 2-4 лет под присмотром

В этом возрасте еще рискованно оставлять ребенка одного, поскольку для малыша в квартире, да и на улице, много всего неизведанного, интересного, а порой и опасного. Поэтому, чтобы выделить какое-то время для занятий домашними делами или просто отдыха, родителям придется чем-то занять свое чадо, не выпуская его из поля зрения. Существует множество игр, способствующих психофизическому развитию ребенка в данном возрасте.

Вообще, игровую деятельность детей исследователи уже достаточно давно начали подразделять на ряд этапов. В 2-летнем возрасте ребенок способен к сюжетно-отобразительным играм. При этом действия ребенка могут имитировать использование по назначению того или иного предмета. Детям этого возраста уже интересно «помогать» родителям: например, перекладывать предметы из одной кастрюли в другую или «месить» тесто вместе с мамой. Вы можете воспользоваться этой особенностью возраста ребенка, чтобы увлечь его. После 3 лет дети уже способны к сюжетно-ролевым играм.

Давно известно, что игровая деятельность малыша многогранна, а игры разнообразны. Но основную роль в развитии ребенка выполняют сюжетно- ролевые игры. Они воплощают в себе наиболее существенные основные черты игры как деятельности. Именно в сюжетно-роле- вой игре ваш малыш может представить себя кем и чем угодно, действуя соответствующим образом. Игровое действие в данном возрасте обретает для малыша символический характер. Играя, ваши дети учатся моделировать ситуации с предметами-заместителями.

В возрасте 4 лет и старше ребенок переходит к собственно ролевым играм, представляющим собой самостоятельную деятельность детей, моделирующую жизнь взрослых.

Развитие малыша в игре происходит преимущественно за счет разнообразия направленности ее содержания. Немаловажное значение даже для ребенка в самом юном возрасте имеют самостоятельные игры. Взрослый в них принимает косвенное участие: помогает подготовить и провести игру. Благодаря самостоятельным играм ваш ребенок получает возможность личного развития, проявления инициативы. Эти игры имеют большое значение для психического развития ребенка.

На третьем году жизни ребенок уже может сам найти себе занятие и играть в одиночестве до полутора часов. И умение играть самостоятельно вы должны развивать. Самостоятельные игры полезны для малыша. Для того чтобы ребенок мог сам занять себя, ему необходимо создать определенные условия. Игра для ребенка — серьезное дело, именно так вам и следует относиться к занятиям вашего малыша. Не мешайте ему играть, не стоит запрещать ребенку побегать-попрыгать по комнате. Малыш должен иметь возможность удовлетворять свою потребность в движении и отдыхе.

Игры на кухне с детьми

Где любой маме приходится проводить наибольшее количество времени? Разумеется, на кухне. А малыши-непоседы нередко мешаются под ногами, стремятся добиться маминого внимания. Но на кухне, как ни странно, проще всего увлечь ребенка разнообразными играми. Положительные стороны подобного времяпрепровождения сложно переоценить. Ваш ребенок будет под присмотром, при этом вполне сумеет занять себя самостоятельно. К тому же благодаря подручным материалам малыш будет развиваться.

На кухне есть множество предметов, способствующих творческому и интеллектуальному развитию малыша. Мы предлагаем вашему вниманию различные игры, которыми можно занять ребенка. Вам, конечно, сначала придется объяснить малышу, что ему следует сделать. Но в дальнейшем он сам успешно займется играми.

Кстати, именно на кухне проводит мама семейства много времени. Именно здесь и следует приучать малыша помогать взрослым. Все трудовые навыки, по мнению педагогов и психологов, закладываются в раннем детстве. Малыши обожают помогать родителям в повседневных делах, копируя их поведение. К сожалению, очень часто нам не хватает времени, и мы отмахиваемся от инициативы ребенка. Бесспорно, взрослым проще все сделать самим, нежели переделывать за маленьким «помощником». Тем не менее помощь малыша по дому очень важна для его развития. Не стоит загружать ребенка большим количеством обязанностей, но приучать его к труду необходимо. Вы можете попросить ребенка вымыть посуду — несколько небьющихся чашек и тарелок, ложки. Пусть накроет на стол и подметет пол. Не следует принуждать ребенка к таким действиям, проводите их в игровой форме. Можете включить музыку, которая нравится вашему ребенку.

Узнай на ощупь

Займите ребенка, предложив ему такое увлекательное и познавательное задание. Положите в непрозрачный пакет различные фрукты и овощи, для начала не более 4 — 5 штук. Попросите своего ребенка осторожно их потрогать и определить на ощупь, что вы ему предлагаете. После того как ваш ребенок назовет предмет, он может вынуть его из пакета и убедиться в верности своего ответа. Как показывает опыт, подобное развлечение помогает ребенку лучше ориентироваться в окружающем мире и развивают речь (она зависит от развития мелкой моторики).

Помоги маме

Все дети любят помогать своим родителям. Разумеется, далеко не всегда вам это удобно. К тому же маленький ребенок нередко только мешает своей «помощью». Тем не менее педагоги не рекомендуют ограничивать ребенка в видах деятельности. На кухне ваш малыш может выполнять несложные задания. Например, предложите ему помыть картофель или яблоки, морковь или виноград. Поставьте ребенка перед раковиной или тазиком с водой, предоставьте ему овощи и фрукты. На несколько минут вы можете сконцентрироваться на домашних хлопотах. Малыши охотно возятся с водой и им приятно выполнить полезное дело.

Пенные радости

Венчик — замечательная игрушка для малыша, особенно если вас не пугает перспектива отмывать стол и стены от пены. Налейте воды в тазик, добавьте в воду жидкое мыло и поставьте в раковину. Наденьте фартук на малыша, предложите ему венчик и покажите, как им пользоваться. Ребенок с огромным удовольствием начнет взбивать мыльную пену. Кстати, можно добавить в воду несколько капель пищевой краски, чтобы пена получилась цветной.

Игры с крупами

Очень полезны и интересны игры с крупами. Вам помогут любые крупы, которые есть на каждой кухне: просо и гречка, горох и фасоль, семечки и манная крупа, даже обыкновенная соль. Игры с крупами развивают тактильные ощущения ребенка, способствуют развитию мелкой моторики. Разумеется, есть опасность, что ребенок рассыплет крупы по всей кухне. Но ведь с этим вы вполне сможете справиться с помощью обыкновенного веника! А малыш получит огромное удовольствие от игр с сыпучим продуктом.

Например, предложите вашему малышу ложку и две небьющиеся емкости. В одну из них насыпьте какую-либо крупу и покажите ребенку, каким образом с помощью ложки пересыпать крупу из одной посуды в другую. Благодаря такой игре ребенок быстрее научится обращаться с ложкой.

Существует также и другая игра. Возьмите глубокую посуду: блюдо или небольшой тазик. Насыпьте в блюдо крупу. Спрячьте в крупе несколько игрушек вашего малыша и предложите ему отыскать их все.

Для следующего развлечения вам потребуется плоское блюдо или поднос лучше белого цвета. На поверхности блюда распределите тонкий слой крупы (подойдет гречка, рис, манная крупа). Покажите ребенку, как можно рисовать на крупе простейшие фигуры пальцами. Малышей подобное занятие обычно увлекает на достаточно длительное время. Если ребенок уже хорошо справляется с «рисованием» простейших узоров, предложите ему более сложный вариант игры. Возьмите крупу другого цвета, и пусть ваш малыш засыпает проделанные полоски, кружочки и ромбики ею. Такие игры способствуют развитию мелкой моторики малыша, развивают воображение и фантазию.

Макаронные радости

В продуктовых магазинах в настоящее время можно обнаружить макаронные изделия самой разной формы: бантики и ракушки, спиральки и многое другое. Накупите различных макаронных изделий и предложите своему малышу с их помощью сделать аппликацию. Макароны прекрасно крепятся к любой поверхности клеем ПВА или крахмальным клейстером. Предложите малышу макароны и клейстер, покажите, каким образом со всем этим работать. Пусть ребенок самовыражается. Готовую аппликацию можно будет раскрасить акварельными красками.

Бусы для кокетки

Этой игрой несложно увлечь самых маленьких. Предложите ребенку макароны с крупным просветом и длинный шнурок или веревочку. Объясните малышу, что ему необходимо нанизать на шнурок макароны. Таким образом ваш ребенок создаст эффектные бусы. К тому же нестрашно, если малыш потащит макаронину в рот. Такое задание способствует развитию мелкой моторики ребенка. А если использовать макароны разных видов, можно создавать самые разнообразные «украшения». Впоследствии вместе с малышом можете раскрасить макароны акварельными красками, дать им подсохнуть.

Игра с тестом

Дети любят создавать что-либо своими руками. Предложите ребенку сделать фигурки из теста. Для начала ему придется сделать тесто для игры, разумеется, с вашей помощью. Наденьте на малыша фартук, предоставьте ему посуду: большую миску, деревянную ложку и мерную чашечку. Вместе с ребенком отмерьте и смешайте следующие компоненты: 1,5 чашки муки, 0,5 ложки соли, 0,25 чашки воды и столько же растительного масла. Жидкость добавляйте медленно, перемешивая таким образом, чтобы в тесте не образовалось комков. Тесто должно получиться густым и плотным. Если оно недостаточно густое, добавьте еще муки. Покажите ребенку, как замешивают тесто руками, и пусть он делает это сам.

Из готового теста можно будет слепить самые разные фигурки: змейки и шарики, кукол или снеговиков. Можете добавить в воду перед замешиванием теста немного пищевого красителя, тогда занятие ребенка будет еще более интересным.

Готовые изделия можно запечь в духовке и раскрасить акварельными красками вместе с малышом.

Голодная кукла

Прежде чем предоставить ребенку возможность играть самостоятельно, вам предстоит потрудиться. Вместе с малышом соорудите куклу. Возьмите пластиковую бутылку. Под пробкой нарисуйте смешную рожицу. Вместо рта проделайте отверстие диаметром в полтора сантиметра. Обязательно обработайте края (обожгите или обклейте пластырем), чтобы ваш малыш не поранился. После чего предложите ребенку покормить куклу макаронами (фасолью, горохом и пр.). Насыпьте продукт в мисочку и покажите малышу, каким образом проталкивать «еду» в рот куклы. Ребенок станет увлеченно играть некоторое время.

Акварелька

Предложите ребенку маленькие мисочки или мерные стаканчики, воду и различные пищевые красители. Пусть малыш сделает себе краски, размешав несколько краситель в стаканчике с водой. Подскажите ребенку, если он пока не знает этого, как смешивать разные краски и что может при этом получиться (при смешивании красной и желтой краски получится оранжевая, красная и синяя вместе дают фиолетовый цвет, голубая и желтая — зеленый). Пусть ваш малыш рисует такими красками на большом листе ватмана.

Соленые картинки

Предложите своему ребенку украсить созданные его руками картинки. Это можно сделать с помощью соли крупного помола. Для этого отдельные участки изображения смазываются клеем и посыпаются солью. Зимние пейзажи и песчаные пляжи, белые котята и дождь обретают при этом волшебное очарование. Можете также предложить ребенку декорировать его картины и другими специями. Для этого подойдут крупы и перец горошком, сушеные листья петрушки и многое другое, что находится на кухне. Такое занятие способствует развитию фантазии и творческого мышления ребенка.

А из таких продуктов, как фасоль, горох, макароны, можно сделать рамочку для детского рисунка. Смажьте клеем лист по контуру и предложите малышу приклеить крупы и макаронные изделия в любой последовательности.

Мыльные пузыри

Мыльные пузыри привлекают детей с самого юного возраста. Но 2—3-летний малыш еще не способен самостоятельно выдувать их. Описанное ниже упражнение способствует развитию творческого мышления, внимания ребенка. Также оно представляет собой замечательное дыхательное упражнение.

Для игры вам потребуются пластмассовая глубокая тарелка и соломинка для коктейля. Посадите малыша за стол, поставьте перед ним тарелку, наполненную водой. Покажите, как он может дуть в соломинку, вызывая пузыри на воде. Когда ваш малыш научится дуть и не будет втягивать в себя воду, подготовьте мыльный раствор. Для этого добавьте в воду немного шампуня. При этом, дуя в воду, ребенок сможет создавать необычайно красивые конструкции из мыльных пузырей.

Строитель

Предложите малышу различные пластиковые и бумажные стаканчики, мисочки, коробочки из-под чая. Ребенок может построить из подручного материала башню или целый замок для своих кукол.

Играем со щипцами

Расставьте по кухне разнообразные мисочки и кастрюльки, разложите в них мелкие предметы (игрушки, кубики, батарейки и пр.). Дайте малышу щипчики (в зависимости от возраста ребенка, можете предложить ему или обыкновенные кухонные щипцы с плоскими концами, или щипчики для льда, оборудованные ложечками). Пусть малыш переносит предметы из одной посуды в другую. Это способствует развитию ловкости и координации движений.

Дизайнер-оформитель

Ваш ребенок может помочь в украшении различных блюд. Благодаря различным заданиям у него будет вырабатываться художественный вкус.

Для начала покажите малышу основные приемы по украшению блюд: каким образом можно использовать веточку петрушки или зеленый горошек, ломтик лимона или несколько долек огурца, ягоды. Можете рассказать также о сочетаемости продуктов, чтобы ребенок не пытался разукрасить торт зеленым горошком, а картофельное пюре — изюмом и орехами. После чего предоставьте малышу необходимые продукты и свободу творчества. Маленький художник прекрасно справится с украшением выложенного на тарелку картофельного пюре или праздничного пирога. Можете показать ему, как с помощью ложки нарисовать на поверхности пюре или каши смешную рожицу.

Готовим сами

Время, которое вы проводите на кухне, прекрасно подойдет для обучения ребенка основам самостоятельности. Вы можете предложить малышу помочь вам с приготовлением пищи: ребенок вполне справится с такой операцией, как смешивание салата. Начиная 2 лет ваш малыш сможет самостоятельно разложить на тарелке предварительно нарезанные сыр и колбасу. Также вы можете предложить малышу смешивать продукты, отмерить их или переливать из одной посуды в другую.

Моем посуду

Малыши обожают возиться с водой. С 3 лет вы можете приучать ребенка к самостоятельному мытью посуды. Разумеется, для начала стоит использовать небьющиеся чашки и тарелки, металлические кастрюли. Дайте своему малышу губку для мытья посуды, немного жидкого средства и несколько мисок и чашек. Поставьте ребенка на стул у раковины и откройте воду. Пусть малыш помогает маме. Вот увидите, подобное занятие увлечет вашего ребенка надолго. Также можете попросить его протирать вымытую посуду полотенцем.

Кулинарное творчество

Если не жаль напрасно извести некоторое количество продуктов, предложите своему малышу самостоятельно изобрести рецепт какого-либо блюда и приготовить его. Если ваш малыш увлечется кулинарией, постепенно его можно будет приучить и к приготовлению пищи по рецепту.

Одеваемся самостоятельно

Много времени у родителей занимает подготовка малыша к выходу на прогулку или в детский сад. Очень важно научить малыша одеваться самостоятельно. Желания ребенка самостоятельно одеваться и раздеваться следует поощрять. Вам нужно будет неоднократно показывать малышу, как это делается, объяснять ему. Постепенно ваш ребенок научится самостоятельно справляться с этой нелегкой задачей. Самостоятельное одевание-раздевание способствует развитию ловкости.

Уже к 3 годам малыш может одеваться и раздеваться практически самостоятельно. А чтобы малышу было интересно тренироваться, предложите ему на выбор самую разную одежду.

Уборка в доме

Дети в раннем возрасте подражают действиям взрослых. Не стоит лишать ребенка удовольствия помочь маме с уборкой квартиры. Дайте малышу тряпку или веник, покажите, как пользоваться этими предметами. Выделите территорию, которую маленький помощник должен убрать самостоятельно: пусть это будет небольшой участок комнаты. И обязательно похвалите малыша за приложенные старания, даже если вам придется убирать место его «уборки». Также следует постепенно приучать ребенка убирать игрушки. Выделите для этих целей какую-ни- будь коробку. Пусть после игры ваш малыш соберет все свои кубики, машинки и кукол в эту коробку.

Игры в ванной комнате с детьми младшего дошкольного возраста

Посещение ванной комнаты также может развлечь вашего ребенка, а вас освободит на некоторое время для занятия домашними делами или просто отдыха. Маленьких детей не стоит оставлять в ванной комнате в одиночестве: вам придется наблюдать за малышом. Но в ванной ребенок сможет прекрасно занять себя сам. А если предоставить в его распоряжение наполненный водой тазик, он успешно займется купанием игрушек, дав родителям возможность заняться своими делами. В ванной комнате можно хранить игрушки, предназначенные для купания малыша.

Проведенное в ванной время может стать для вашего малыша способом познания мира. Дайте ребенку различные вещи, которые плавают и тонут, пластиковые стаканчики различных форм, небьющиеся чашки. Пусть ваш малыш попробует утопить «непотопляемые» игрушки или оставить на плаву более тяжелые предметы, увидит, что наполненный небольшим количеством воды стаканчик вполне успешно плавает. Все это способствует развитию ребенка.

Пенные узоры

С помощью обыкновенной пены для бритья ребенок может разрисовать стены ванной комнаты. Кафельная плитка прекрасно отмывается. А посредством пены для бритья ваш малыш даст выход своей энергии и творческим способностям. Чтобы разнообразить игру, предоставьте в распоряжение ребенка помазок для бритья или кисточку для рисования. Можно придать пене для бритья другие цвета, добавив в нее небольшое количество пищевого красителя.

А после того как «красота» в ванной комнате была наведена и ребенку наскучило это занятие, предложите ему смыть мыльные узоры. Для этого пригодится водяной пистолет или пластмассовая бутылочка с отверстием, проделанным в крышке. Пусть малыш прицеливается в мыльные мишени. Такое упражнение поможет в тренировке глазомера.

Чистота — залог здоровья

Предложите малышу вымыть ванную, прежде чем он приступит к купанию. Дайте ему старую зубную щетку, губку, тазике водой. Малыш увлеченно займется наведением чистоты на отведенной ему территории, дав маме возможность заняться своими делами. Можете также попросить ребенка вымыть его игрушки.

Плывет или тонет

Предложите ребенку выкупать несколько игрушек в ванной. Пусть малыш разделит свои игрушки на плавающие и тонущие. Посоветуйте ребенку отгадать, какие предметы из привычного обихода (бутылочки с шампунем и жидким мылом, кастрюльки и чашечки, губки для мытья посуды и мочалки) будут плавать, а какие — тонуть. Параллельно вы можете рассказать малышу, что предметы, которые могут плавать по поверхности воды, весят меньше, чем вода.

Бассейн для малыша

Приобретите тонкие поролоновые губки. Вырежьте из них самые разные фигурки — рыбок и цветочки, шарики и морских звезд. Ваш малыш может поиграть с этими губками, сидя в ванной, а после чего с их же помощью вымыться.

Переливание воды

Предложите малышу переливать воду из одного сосуда в другой. Дайте ребенку пластиковые бутылочки, баночки и чашки разных размеров и цветов. Посредством этой игры, увлекательной для малышей, у детей начинают складываться количественные представления. Поначалу ребенок будет убежден, что в высокой и узкой бутылке больше воды, чем в низкой банке точно такого же объема. Но постепенно ваш малыш придет к выводу, что в обеих емкостях содержится одинаковое количество воды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Не оставляйте детей без присмотра

Обучая ребенка приемам безопасности, используйте повторение и репетиции. Одна из форм – это ролевые игры типа «Что, если … », рекомендуемые экспертами по детской безопасности....

Консультация для родителей "Не оставляйте детей без присмотра"

учить детей приемам безопасности, используя наглядный пример взрослого; учить детей действовать в различных ситуациях....

#сидим дома Консультация для родителей "Играем с детьми дома"

В данном документе вы можете выбрать игры, для реализации которых не требуется почти никаких затрат, а весь подручный материал есть у вас дома...

Консультация для родителей "Не оставляйте ребенка без присмотра"

Информация о источниках опасности детей дома, оставленных без присмотра родителей...

Консультация для родителей "Не оставляйте ребенка без присмотра"

Консультация для родителей "Не оставляйте ребенка без присмотра"...

Семинар-практикум для родителей "Игры дома с детьми 2-5 лет под присмотром"

В этом возрасте еще рискованно оставлять ребенка одного, поскольку для малыша в квартире, да и на улице, много всего неизведанного, интересного, а порой и опасного. Поэтому, чтобы выделить какое-то вр...