Интерактивные методы и формы работы с родителями в ДОУ и группе «Солнышко»
материал на тему
Интерактивные методы и формы работы с родителями в ДОУ и группе «Солнышко»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
luchshaya_praktika.docx | 26.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Интерактивные методы и формы работы с родителями в ДОУ и группе «Солнышко»
Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания, а также ответственности педагогов и родителей нашла свое отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в Законе об образовании РФ, ст.18. «Родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального, личностного развития ребенка. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи».
О важности проведения педагогической работы с семьёй свидетельствует тот факт, что большинство родителей в настоящее время не имеют возможности уделять достаточно времени общению со своим ребёнком. В связи с этим, и культура семейного общения постепенно сужается, что не может не сказываться на качестве детско-родительских отношений и, соответственно, на развитии ребёнка.
«Активное привлечение родителей к участию в работе обосновывается все теми же обстоятельствами: система отношений ребенка с близкими взрослыми, особенности общения, способы и формы совместной деятельности составляют важнейший компонент социальной ситуации развития ребенка, определяют зону его ближайшего развития» (Л. С. Выготский). Родители – это естественные учителя своих детей. Необходимо постоянно расширять формы работы с семьей, использовать нетрадиционные методы относительно вопросов педагогического просвещения и воспитания родителей.
В нашем детском саду планируются разнообразные формы работы с семьями воспитанников, которые позволяют им быть активными участниками в воспитательно-образовательном процессе и постоянно получать информацию о результатах работы с детьми.
Мы выделяем семь направлений работы с родителями:
ознакомительное - сбор информации (анкетирование для оценки общения в семье по теме: "Познакомимся поближе!". Ответы на вопросы анкеты помогают в общих чертах определить. какой стиль общения присущ семье: собеседование);
общепрофилактическое - наглядная агитация (стенды, консультации, памятки, тестирование без обработки данных с целью проверки родителями собственных знаний по актуальному вопросу развития ребенка на текущий момент и т.д.);
коллективное и индивидуальное - тематические и расширенные родительские собрания, на которых все участники педагогического процесса представляют результаты диагностики и пути всестороннего развития ребенка; знакомство с опытом семейного воспитания, традициями, фотовыставки и т.д.;
интегративное - совместные мероприятия (досуги, праздники, тематические недели, экскурсии, День открытых дверей, совместные проекты, участие в оформлении персональных выставок, детских работ, акции по выполнению правил дорожного движения и т.д.);
интерактивное - мини - практикумы, в ходе которых родителям дают определенные знания и практические умения для дальнейшего закрепления материала в домашних условиях; тренинги для родителей, в ходе которых педагог создает условия для того, чтобы родители не только узнали свои педагогические возможности, но и могли использовать их в конкретных проблемных ситуациях, возникающих в общении с ребенком; мастер - классы обеспечивающие передачу родителям опыта, мастерства путем прямого и комментированного показа приемов работы;
рефлексивное (обратная связь) - выявление изменений, мониторинг;
перспективное - совместное обсуждение планов на будущее (через анкетирование, лично, через информационную корзину).
Работая много лет в дошкольном образовательном учреждении, одной из актуальных проблем современной жизни я считаю организацию плодотворного сотрудничества воспитателей дошкольного образовательного учреждения и родителей. Семья – это целый мир ребенка. А детский сад призван выполнять ряд важных воспитательных, развивающих и социальных функций. В данной ситуации очень важно дополнять друг друга, помогать друг другу и взаимодействовать. Именно с этой целью в работе с родителями (Приложение №1) на базе нашей группы мы организовали «Семейный клуб» «Солнышко», название созвучно с названием группы, где используем различные современные формы заседания клуба это:
- семинары практикумы;
- деловые игры;
- круглые столы;
- тренинги;
- педагогические гостиные;
- игры с педагогическим содержанием;
- мастер – классы и т. д.
Во всех формах работы с родителями создаются условия для развития общительности, инициативности, ответственности.
Одной из новых форм работы с родителями является интернет – взаимодействие. Для этого в нашем детском саду создан и регулярно действует сайт детсада. Каждый родитель может войти на сайт детсада и поинтересоваться работой ДОУ.
Повышая и обогащая педагогическими знаниями и умениями родителей наших дошкольников путем создания специально-организованных условий по всем семи направлениям, мы влияем на улучшение реальных взаимоотношений между родителями и их детьми.
Основная цель работы клуба «Солнышко» - формирование ответственного отношения родителей к воспитанию детей.
Задачи клуба Солнышко»:
1.. Способствовать сплочению родительского коллектива, а также укреплению отношений между родителями и их детьми.
2. Создать условия для совместной творческой деятельности родителей и детей.
3. Педагогическое просвещение родителей.
4. Оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми.
5. Воспитание уважения к детству и ответственному родительству.
В состав клуба «Солнышко» входят воспитатели и главные члены - родители наших воспитанников. Наша работа ведется в двух направлениях:
- подбор содержания работы с детьми по всем направлениям;
- разработка сценариев, различных форм работы с родителями.
В своей работе по взаимодействию с родителями мы применяем следующие принципы:
- Целенаправленность
- Системность
- Учет специфики каждой семьи
- Учет опыта родителей
- Доброжелательность
- Открытость
При выборе темы заседания клуба обязательно ориентируемся на запросы родителей, так как наших родителей интересуют многие вопросы, связанные с воспитанием и развитием детей.
В рамках работы клуба был проведен «Круглый стол» по разным темам. «Все о программе «Радуга» - знакомили родителей с ДОУ и особенностями реализуемой программы. Рассказывали какие области охватывает программа и чем воспитатели занимаются с детьми в ДОУ по этим областям. По теме «Поощрение и наказание ребенка в семье» -вместе с родителями обсуждали и решали проблемные ситуации, связанные с поощрениями и наказаниями. Для выполнения практического задания мы предложили родителям обвести ладонь левой руки и на пальцах написать слова, которыми ругают своего ребенка. Затем обвести ладонь правой руки и написать слова, которыми хвалят. В конце заседания, каждому из присутствующих вручили памятки с рекомендациями в каких случаях следует наказывать ребенка, а когда этого делать не следует. В целях повышения родительской компетентности поднимался вопрос «Как приобщать ребенка к книге» - по этой теме делились опытом родители и говорили воспитатели, что к книге приучать детей нужно с раннего возраста и постепенно. По теме «В каждом доме свои традиции» родители рассказывали о своих семейных традициях. В конце учебного года подводим итоги «Чему научились наши дети за этот год?» - знакомим родителей с достижениями детей.
Для эффектного сотрудничества с родителями мы используем в своей работе «Мастер – класс», позволяющий обогатить практический опыт родителей, а также самим родителям продемонстрировать свои достижения в вопросах воспитания и образования детей. Так в нашей группе провели мастер – классы «Играем пальчиками – развиваем речь ребенка», где родители познакомились с эффективными методами использования пальчиковой гимнастики в жизни ребенка и этапами ее проведения. На мастер - классе показали несколько вариантов игр с обычной бельевой прищепкой. В работе по теме «Приобщение к русскому народному творчеству» проводили мастер – класс совместно с родителями и детьми, знакомились и рисовали элементы хохломской, гжельской росписи, разрисовывали ложки, тарелки, доски.
Такая форма общения с родителями, как анкетирование проводится в течение учебного года, она помогает в работе с родителями при подготовке к заседанию, беседе или консультации. Делается это с целью выявления запроса участников, знаний родителей по данному вопросу и получения данной информации от них. Родители заполняли социальный анамнез с помощью, которого мы составляем социальный паспорт группы. Анкета «Познакомимся поближе» позволяет нам узнать запросы, интересы и пожелания родителей. По анкете «Как часто болеет ребенок?» выявляли причины болезни и что нужно делать, чтобы дети меньше болели. Мини – анкета «В каждом доме - свои традиции» рассказала какие традиции существуют в семьях воспитанников, как родители устраивают детские праздники, делились своим опытом. Анкета «Отдыхаем со всей семьей» показала, как проводится совместный досуг в семьях. С помощью ее была оформлена фотогазета «Семейный досуг», куда поместили семейные фотографии, в которых рассказывается о том, где и как семья проводила время отдыха.
Важным звеном в системе совместной работы клуба и семьи стало приобщение родителей к непосредственному участию в работе детсада - организации праздников и развлечений. Так, например, к празднику «День Победы» родители организовали экскурсии в Поныровский историко - мемориальный музей Курской битвы в Понырях и к памятникам саперам, танкистам. Цель таких мероприятий – начало патриотического воспитания у детей.
Мероприятие, посвященное Дню матери «Мисс мама» в нашей группе провели не традиционно. Мамы стали непосредственными участниками этого праздника, показали свои способности, выступая совместно с детьми. Они участвовали в караоке детской песни, читали стихи о детях, отвечали на вопросы детей в викторине «Хорошо ли мы знаем сказки», играли в веселые игры, показали свои танцевальные способности.
Праздник, посвященный 23 февраля, мы также постарались сделать запоминающимся как для детей, так и для их пап. Праздник проходил в форме соревнований. Папы участвовали в конкурсе «Богатыри» и «Крепыши», где им пришлось соревноваться с детьми такими быстрыми и ловкими. Пришивали пуговки на время, преодолевали различные препятствия. В зале в это время царила добрая и веселая атмосфера.
Родители постоянные участники в подготовках к праздникам «Осень в гости к нам пришла», «Что такое Новый год?», «8 Марта – мамин день», «Масленица». Они готовили детям костюмы, разучивали с ними стихотворения и слова песен, помогали украшать зал, принимали участие в сценариях праздников. Наши родители совместно с детьми участвовали в районном конкурсе агитбригад и поселковом клубе в конкурсе «Моя семья», где дети пели, читали стихи и танцевали вместе с родителями. Папы и мамы наших воспитанников постоянные участники малых олимпийских игр, которые проводятся ежегодно в районе. Проводились с родителями и детьми спортивные праздники: «Зимние забавы» и «Папа, мама, я – спортивная семья». Папы, мамы и дети в эти моменты соревнований были веселы, задорны и счастливы. В «День защиты детей» родители совместно с воспитателями организовали праздник «Разноцветные мелки», все вместе рисовали на асфальте. Очень весело было на празднике «Воздушных шаров», где один из родителей был клоунов, который предлагал детям и их родителям поиграть в различные игры. Все совместные праздники помогают улучшать отношения и устанавливать контакт между педагогами, родителями и детьми.
Необходимую информацию по вопросам воспитания и обучения детей родители нашей группы получают через наглядно – информационный материал: стенды, папки – передвижки, памятки, консультации, «Родительский уголок». Из папки – передвижки «Пальчиковые игры» родители узнали, как правильно организовывать детские игры для развития мелкой моторики, какие игрушки необходимы детям, и как важно ее развивать. А рубрика «Домашняя игротека» познакомила с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей, в которые родители смогут поиграть с ребенком в любое удобное для них время. Так появились игры «Игры в квартире, во дворе, на даче», «Игры на развитие межполушарного взаимодействия». Эти игры уместны в ситуации утомительного долгого ожидания, например, в аэропорту, на вокзале, когда семья куда –то едет с ребенком. Из папок – передвижек «Советы Доктора Айболита»: «Как ухаживать за молочными зубами», «ОРВИ- это простуда», «Одежда детей в группе и на прогулке», «Здоровый ребенок – это счастье родителей» родители повышают свою компетентность в вопросах охраны здоровья детей. Папка – передвижка «Нравственное воспитание дошкольника младшего возраста» помогает повысить педагогическое просвещение родителей в вопросах нравственного воспитания детей. В помощь родителям предлагаются памятки и консультации, в которых рассказывается и объясняется как любить своего ребенка, развивать в нем любознательность, знакомить с правилами дорожного движения, как проводить зарядку для профилактики плоскостопия, как лечить кашель без лекарств, знакомить родителей с их правами и обязанностями.
В рамках работы клуба проводились в группе акции: «Спасите елочку!», «Дом веселого скворца», «Столовая для птиц» в них родители принимали активное участие. Мамы делали макеты новогодних елочек, папы мастерили скворечники и кормушки для птиц. Дети рассказывали о своих родителях, гордились ими. Такие мероприятия приобщают детей к экологии, учат детей беречь и любить природу. Теперь на прогулке зимой дети подкармливают птиц, а весной наблюдают, как скворец поет на ветке большого клена.
Активные родители клуба организовали благотворительные акции. Такая форма совместной деятельности имеет большое значение не только для детей, которые учатся принимать подарки, но и делать их. Родители тоже не остаются равнодушными, видя, как их ребенок с увлечением играет с друзьями в детском саду в давно заброшенную дома игру, а любимая книга стала еще интересней и звучит по - новому в кругу друзей. А это большой труд воспитания человеческой души. Например, акция «День дарения книги». Благодаря такой форме работы с родителями обновилась и пополнилась библиотека группы, а на полках в игровых шкафах появились игрушки. В нашем любимом «Светлячке» проходят Дни добрых дел. Родители наших воспитанников занимаются благоустройством территории, убирают в субботники. Папы помогли установить новый забор, оборудование на территории детсада. Участвовали в изготовлении атрибутов к игре по ПДД, а мамы пошили комплекты постельных принадлежностей для кукольных кроваток.
Взаимодействие воспитателей и родителей в клубе стало необходимым условием всестороннего развития ребенка, позволило глубже узнать его индивидуальные способности и возможности благодаря индивидуальным беседам по темам «Живу по расписанию», «Как вы устраиваете детские праздники?», «Как закаливаете детей дома?», «Формирование навыков самообслуживания» показывают, что многие из них смогли повысить уровень педагогических знаний, умений и навыков с помощью оказания практической помощи со стороны педагогов. Преимущество такой формы состоит в том, что через изучение специфики семьи, беседы с родителями (с каждым в отдельности, наблюдения за общением родителей с детьми, как в группе, так и дома), воспитатели намечают конкретные пути совместного взаимодействия с ребенком.
Большое значение мы придаем организации выставок семейного творчества. Совместная деятельность не только обогащает семейный круг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах, помогает родителям понять простую истину – каким вырастет их ребенок, зависит от отданного ему времени. При этом речь идет не о количестве, а о качестве этого времени. Бывает так, что час совместной деятельности останется в памяти ребенка навсегда. Сколько радости было в глазах детей при оформлении в группе выставок совместного творчества: «Осенняя фантазия», «Зима – зимушка», «Лучшая новогодняя игрушка», «Мамины руки не знают скуки». Это стало стимулом развития эстетических чувств наших воспитанников. А совместные рисунки родителей с детьми по ПДД на тему «Я и зеленый огонек» помогают закреплять правила дорожного движения.
Регулярная организация фотовыставки «Вот так мы живем, танцуем и поем» знакомит родителей с жизнью группы в ДОУ, деятельностью их детей, а фотогазеты «Самый лучший папа – мой!», «Мамочка, любимая моя», посвященные самым любим и родным людям, позволяют детям ими гордится и рассказывать о своих папах и мамах. Фотогазета «Семейный досуг» рассказывает с помощью фотографий, как в семьях организуется отдых, дети по фотографиям рассказывают где они были, что видели.
Об эффективности проводимой клубом работы свидетельствуют:
- появление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;
- увеличение количества вопросов к педагогам, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;
- появление размышления родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;
- повышение их активности.
Таким образом – использование разнообразных интерактивных форм работы с семьями воспитанников нашей группы дает положительные результаты. Многие родители стали активными участниками всех дел группы и незаменимыми нашими помощниками, осознавая, что это нужно не, потому что хочет воспитатель, а потому что это важно для развития их собственных детей.
Семья – поистине высокое творенье.
Она заслон надежный и причал.
Она дает призванье и творенье.
Она для нас начало всех начал.
Е. А. Мухачева
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интерактивные методы и формы работы с семьей
В презентации раскрыты традиционные, нетрадиционные и интерактивные формы работы с семьей, что позволит педагогу взять готовый материал и внедрить в свою работу. Презентация поможет ...
«Интерактивные методы и формы работы с родителями в ДОУ»
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ІV РАЙОННОМ ФОРУМЕ РАБОТНИКОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ«Результативность и эффективность деятельности ДОУ Щербиновского района на основе реализации образовательных программ в с...
Методы и формы работы с родителями
Методы и формы работы с родителями...
Методический материал «Интерактивные методы и формы работы с педагогическим составом»
Цель использования интерактивных методов и игр - изменение модели поведения участников. Анализируя свои реакции и реакции партнера, участник меняет свою модель поведения и усваивает новые нормы деятел...
«Интерактивные методы и формы работы современного педагога по реализации задач образовательного процесса в контексте профстандарта «Педагог»».
Интерактивные методы и формы работы современного педагога по реализации задач образовательного процесса в контексте профстандарта "Педагог"....
Интерактивные методы и формы работы с детьми дошкольного возраста.
Сущность и основные понятия интерактивного обучения.Одна из важных для дошкольного возраста деятельность – общение.Это первый шаг на пути к становлению личности. Здесь дети...
Выступление на педагогическом совете «Инновационные методы и формы работы с родителями в группе №7»
Выступление на педагогическом совете«Инновационные методы и формы работы с родителями в группе №7»...