Интерактивные методы и формы работы с детьми дошкольного возраста.
консультация (подготовительная группа)
Сущность и основные понятия интерактивного обучения.
Одна из важных для дошкольного возраста деятельность – общение.Это первый шаг на пути к становлению личности. Здесь дети получают большую часть необходимого жизненного опыта, который станет базой для построения их модели поведения в будущем. И наиболее важным моментом является умение проявить коммуникационные способности. В таком случае незаменимыми будут интерактивные технологии обучения.
Поэтому задача воспитателя - специально организовать данную деятельность, создавая внутри неё атмосферу сотрудничества, взаимного доверия – детей друг с другом, детей и взрослого. Решением задачи является использование воспитателем интерактивных методов. Смысл понятия «интерактивные методы» складывается из понятий «метод» и «интерактивный». Метод – способ целенаправленного взаимодействия педагога и участников для решения педагогических задач. В понятии же «интеракции» можно выделить два слагаемых: «интер» – между, «акция» – усиленная деятельность между кем-либо.
Таким образом, интерактивные методы – это усиленное педагогическое взаимодействие, взаимовлияние участников педагогического процесса.
Интерактивный – означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, построенное на взаимодействии детей с учебным окружением, образовательной средой, которая служит областью осваиваемого опыта, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога и воспитанника.
Виды интерактивных и активных методов обучения
Обучение деток средствами интерактивной методологии включает множество способов: это и дискуссия, и викторина, и дерево решений, и реклама, и деловая игра, и мозговой штурм и многие другие.
Интерактивные технологии
Деловая игра
Деловая игра является неотъемлемым элементом воспитания ребёнка дошкольного возраста. С её помощью дети имитируют различные роли: воспитатель,повар, водитель автобуса, няня, учитель, директор школы и т.д. Воспитатель может сам предложить тут или иную ситуацию, а маленькие «актёры» играют свои роли. Деловая игра позволяет раскрыть не только актёрский талант, но и научиться, как правильно принимать решения, вести себя в коллективе, общаться друг с другом.
«Мозговой штурм» в дошкольном образовании.
Мозговой штурм — это активная методика обучения, при которой дети взаимодействуют, обсуждая ситуацию, и принимают решение вместе. Перед тем, как приступить к дискуссии, ребятишкам даётся время на обдумывание ситуации. Это может быть 1 минута, а может и 10 — все будет зависеть от сложности вопроса. И когда каждый самостоятельно обдумает вопрос, предлагается коллективно обсудить его. Такую методику нельзя отнести к новой: её используют даже в международных компаниях, поскольку вместе проблему решить гораздо легче.
Мозговой штурм
Инновационные методики воспитания в свете ФГОС
Не так давно возникла насущная потребность внедрять инновации в официальный воспитательный процесс, для чего было принято ФГОС и ответственность за него. Цель таких перемен — сделать детей максимально готовыми к взрослой жизни, социализировать наших детей и минимизировать риски возможного девиантного поведения. И, естественно, такие перемены коснулись также интерактивных методик.
Подробнее об интерактивных методах обучения дошкольников
Организация интерактивного дошкольного занятия будет гораздо более продуктивной, если все смогут поучаствовать в нем, каждый автор внесёт свой маленький вклад, будет стараться для общего блага. Эти методики учат активно взаимодействовать, работать в коллективе, познавать мир не только из уст взрослых, но и своих сверстников, а это, в свою очередь, учит толерантности, порождает начальный интерес принятие чужой позиции и другого мнения.
Интерактивные методы обучения, применяемые в ДОУ
Дебаты — пожалуй, один из наиболее популярных методов решения любых проблем с помощью коллективного обсуждения во всем мире. Раньше этот ограниченный вид не применяли в ДОУ, но сегодня этот инструмент используется с большим успехом.
Пример:
· Постановка проблемы (вопроса, по которому будут вестись дебаты) —какие цвета нужно смешать, чтоб получился зелёный цвет.
· Поочередно дети предлагают,какой цвет взять в начал, какой цвет добавить, затем нужно обязательно всё смешать и т. д.
· Дети определяют, какой цвет подходит, а какой нет.
Дебаты как интерактивное занятие это, в первую очередь, способ поиска истины, которая рождается только в процессе взаимодействия с другими детьми. Ребёнок начинает понимать, что социализация важна, что положение в обществе также имеет большое значение, и что наиболее весомые предложения исходят от самых общительных деток.
Коллективные дебаты
Обратите внимание! Во время дебатов дети учатся не только вести беседу, задавать правильные вопросы, отвечать на них, но также и говорить чётко, уверенно, не боясь публики, осуждения и коллектива.
Внедрение модели интерактивного образования
Занятия, на которых используются интерактивные технологии образования, должны быть чётко структурированные.
Обратите внимание! Воспитателю отводится роль практически наблюдателя, поэтому он должен продумать, как сделать урок интересным, полезным.
Структура занятия интерактивного обучения
Очень эффективным является использование схемы активного занятия в ДОУ, описанной ниже. Такая структура занятия позволит добиться не только результативности обучения новому материалу, но и сплочённости группы. Выглядит структура таким образом:
00001. Знакомство с заданием
00002. Разбивка на группы.
00003. Начало интерактивной игры и сам процесс.
00004. Заключительный этап.
Роль воспитателя
Роль воспитателя ДОУ заключается в том, чтобы следить за происходящим, а если это нужно — регулировать течение игры. Необходимо обеспечить максимальное взаимодействие, педагогический контроль, предупреждать конфликты, подсказывать правила.
Работа в парах или группах
Знакомство с заданием: как правило, на этом этапе ребёнок уже заинтересован в активном участии, так как хочет узнать, что же это такое. Тем не менее, следует обозначить не только цель интерактивной игры, но и рассказать все правила. Роль воспитателя на этом этапе очень важна, поскольку от его умения относить информацию деткам, будет зависеть выполнение намеченного плана.
Разбивка на группы (пары): с этой задачей может справиться только профессиональный воспитатель. Казалось бы, чего тут сложного, но подобрать микрокоманду очень сложно. Если в одну группу отобрать только активных ребят, а в другую — пассивных, то ясное дело, что первая группа покажет куда более высокие результаты.
Разбивка на группы
Как добиться максимального эффекта
Работа в коллективе ДОУ с детворой может проходить как в парах (готовят совместный проект), так и в группах по несколько человек (играют в ассоциации), а может быть для всего коллектива (деловая игра или дерево решений).
Начало интерактивной игры и сам её процесс:
· В зависимости от того, какой возраст детворы, будет оптимальным подобрать конкретное задание. Например, дети, которые уже могут понять, что с санками ассоциируются лыжи или коньки или если ребёнок кроме зимы вообще ничего не смог подобрать,можно поиграть в игру «Ассоциация»и дети смогут очень весело провести время и узнать много нового.
· Если ребёнок не хочет играть в игру, то можно использовать дискуссию или мозговой штурм. Если все дружно будут решать проблему «Как развеселить друга?», то и ребятишкам будет весело, и ребёнок, который был без настроения, активизируется.
Обсуждение проблем
· Заключительный этап. В любой игре есть победители и проигравшие. Главное — донести ребёнку то, что опыт, полученный в процессе игры, — бесценен. Ребёнок начинает познавать мир и социализироваться, осознавать, что не всегда будет побеждать, а выиграть есть шанс у каждого. Роль воспитателя тут сводится к оценке эмоций каждого ребёнка, и если есть те, кто расстроен, — поддержать.
Важно! Все предложенные интерактивные образовательные технологии являются активом в руках воспитателя ДОУ. Добиться максимального эффекта можно только если использовать все их по назначению, по возрасту и придерживаться правил игры.
Таким образом, можно заключить, что применение интерактивных методов, таких как презентация, учебное игровое занятие, в образовании детей дошкольного возраста очень просты в использовании, помогают хорошему воспитателю справиться с любыми трудностями в коллективе, у детей появляется:
- свобода мышления, воображения;
- исчезает страх;
- возникает чувство комфорта в незнакомой обстановке;
- появляется единство физического и психического здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей Использование нетрадиционных методов в работе с детьми дошкольного возраста. Метод – анималотерапия.
Консультация для воспитателей. Использование нетрадиционных методов в работе с детьми дошкольного возраста. Метод - анималотерапия....
Использование интерактивной доски в работе с детьми дошкольного возраста.
Мультимедийная презентация , представляющая возможности использования интерактивной доски в виде консультации с педагогами...
Практические вопросы использования интерактивного оборудования в работе с детьми дошкольного возраста
Представленные образовательные мероприятия включают задания открытого (а также, дивергентного) типа, которые направлены на главные области образовательного процесса в старшем дошкольном возрасте: разв...
Методическая разработка на тему «Игры на развитие речи С использованием технологии интерактивного обучения в работе с детьми дошкольного возраста»
Использование интерактивных игр в развитии речи с детьми дошкольного возраста. Использованы интерактивные технологии "Круг" (младший возраст), "Броуновское движение" (младший...
Коучинг-сессия для педагогов "Возможности использования интерактивной доски в работе с детьми дошкольного возраста"
laquo;Возможности использования интерактивной доски в работе с детьми дошкольного возраста»Цель Коучинг–сессии: опробовать новые формы работы с педагогами, позволяющие повысить эффективно...
Использование возможностей интерактивной доски в работе с детьми дошкольного возраста
Представлена презентация для педагогов ДОУ использования интерактивной доски в работе с детьми дошкольного возраста в различных образовательных областях...
Опыт работы на тему: «Использование интерактивного оборудования в работе с детьми дошкольного возраста по вопросам преемственности ДОУ и школы»
Публикация посвящяется актуальной теме преемственности ДОУ и школы по вопросам использования ИКТ в работе с дошкольниками. Данный опыт разработан совместно с педагогом-психологом....